Война на асфальте

(Дмитрий Иванов, "Вечерний Красноярск", 20.08.2008)

Ежегодно на дорогах Красноярского края жертвами ДТП становятся около 7 тысяч человек. Аварийность эксперты связывают с несколькими факторами: ростом числа автомобилей, плохим состоянием дорожной инфраструктуры и некачественной подготовкой будущих водителей в автошколах. Как говорят циники, один погибший - это трагедия, двое - уже статистика. Так вот, согласно этой самой статистике, на дорогах Красноярского края только за 6 месяцев 2008 года было зафиксировано более 2 тысяч дорожно-транспортных происшествий, 259 человек погибли, порядка 2 тысяч получили различные травмы. По словам начальника краевого УГИБДД Михаила Черникова, за последние годы все чаще в авариях страдают дети, причем по вине собственных родителей. В большинстве случаев это происходит из-за того, что родители не соблюдают элементарные правила перевозки детей. Хотя сами начали исправно пристегиваться ремнями безопасности. В первую очередь, не желая платить штраф 500 рублей, и уже только во вторую очередь, задумываясь о собственной безопасности.

Аварийный очаг

Основными очагами аварийности в Красноярске Михаил Черников считает улицы Семафорная, 9 Мая, Калинина и проспект Металлургов. Основная проблема, по его мнению, в отсутствии разделителей транспортных потоков, что не может не сказаться на росте числа ДТП.

- Хотелось бы отметить тот факт, что на тех участках, где качественно разделили транспортные потоки, мы наблюдаем снижение аварийности в 7-8 раз. Я думаю, что в следующем году на улице Копылова надлежащим образом будут разделены транспортные потоки, что позволит существенно улучшить ситуацию. "Делиниаторы", которые там установлены на сегодняшний день, недостаточно эффективны, мы были против такого разделения, обращались с официальным письмом на имя мэра города. Мы настаивали на установке ограждений "Нью-Джерси", которые гораздо эффективнее. На участках дорог, где установлены подобные ограждения, количество погибших в ДТП снижается в разы, - отметил Черников. Однако председатель краевой ассоциации пассажирских перевозчиков Михаил Омышев не считает, что вся проблема кроется в отсутствии разделителей транспортных потоков.

- Магистралей, где они действительно нужны, в Красноярске и пяти не наберется, хотя на некоторых улицах работы по их установке уже ведутся. Они необходимы только на тех трассах, где велика скорость движения транспортных потоков и возможны лобовые столкновения, - говорит Омышев. Он также считает, что очаги аварийности в Красноярске - традиционны, и "повторяются" они из года в год. В 2007 году таких очагов, по данным Михаила Омышева, было более 80.

- Это улицы Копылова, Курчатова, Вильского, проспект Свободный. Очень много аварий совершается в Советском районе. Дело в том, что эти очаги мы формируем сами себе. К примеру, в центре города отсутствуют парковки, ряды грузовиков и спецтехники создают аварийные ситуации, - считает Омышев.

Кроме того, по мнению Михаила Черникова, существенное количество ДТП совершают молодые и неопытные водители. УГИБДД ведет соответствующую статистику: за последние годы больше всего ДТП совершают водители со стажем менее 3 лет. По словам Михаила Черникова, все дело в ненадлежащем обучении будущих водителей.

- К сожалению, в последние годы качество обучения в автошколах оставляет желать лучшего. Сегодня некоторые руководители автошкол попросту погнались за деньгами, а качество обучения очень низкое. Неумелые водители создают массу проблем на дороге, их действия влияют на движение всего транспортного потока. Зачастую автошколы перегружены, транспорта там не хватает. Как только проходит слух о том, что цены в автошколах возрастут, - сразу отмечается массовый поток желающих получить права. Я думаю, нам придется принимать в отношении ряда автошкол очень жесткие меры, - отмечает Черников. Также, по мнению Михаила Черникова, ряд недавних нововведений в законодательстве позволит существенно улучшить ситуацию на дорогах края. И уже позволило: количество аварий и погибших в них граждан снижается. По соответствующей ФЦП в крае ожидается поступление 9 приборов для видеодокументирования. Из них 5, по словам Черникова, будут установлены в стационарном режиме в местах наибольшей аварийности: на Коммунальном мосту, улицах Семафорной, Калинина.

- Как только бланки процессуальные будут у нас на руках, нарушители начнут получать по почте соответствующие постановления. Видеонаблюдение ведется и сейчас, информация вся сохраняется, так что нарушители не останутся безнаказанными. Плохо, что водители ведут себя правильно, потому что наказание ужесточается, а не осознавая, что ситуация на дорогах осложняется из-за большего количества автомобилей, увеличения интенсивности движения. Штрафы могут только подвинуть к изменению сознания, - говорит Черников.

Идем на обгон

Летом, по данным Михаила Черникова, отмечается снижение количества ДТП в краевом центре, а больше всего аварий происходит на южных трассах Красноярского края. Это вполне объяснимо: все больше людей едут на отдых, водители допускают многочисленные нарушения ПДД. Можно констатировать, отмечает Черников, что в южном направлении происходит порядка 90% случаев ДТП со смертельным исходом.

- К очагам аварийности можно отнести Ужурский, Шарыповский, Новоселовский, Балахтинский, Назаровский, Минусинский районы. При авариях здесь наблюдаются самые тяжелые последствия из-за нарушений правил обгона. Этот маневр дает самый большой "скачок" аварийности: водитель пошел на обгон, не справился с машиной, и как результат - лобовое столкновение. Повторюсь: необходимо разделять транспортные потоки. По Емельяновской трассе, где установлены разделительные сооружения, погибших в ДТП просто нет. Пока все заинтересованные службы не будут уделять этому аспекту особое внимание, ситуация не изменится, - говорит Черников.

По мнению Михаила Омышева, главная проблема сегодня в том, что ГИБДД не справляется с "дорожниками". Однако не все в силах надзорного органа.

- Уже долгие годы нет приема и паспортизации дорог, многие не приняты муниципалитетом в эксплуатацию. Ремонт дорог ведется с нарушениями: в Ветлужанке ямы "нарезали" на неделю вперед, а должны только на одну смену, сейчас автолюбители там диски колес квадратными делают. Нет необходимых ограждений, освещения. Этими проблемами должен заниматься муниципалитет, либо специальный орган при муниципалитете, у нас такового нет. А в ГИБДД должны контролировать организацию этой работы и проверять соблюдение правовых актов, - уверен Омышев.

Согласен с ним и председатель Красноярского регионального общественного движения автовладельцев Иван Смолин.

- На мой взгляд, сотрудники ГИБДД крайне недостаточно контролируют работу дорожных служб. Согласен, предписаний дорожникам выписывается довольно много, а последствий для них недостаточно. Конечно, просто у ГИБДД не хватает сотрудников для того, чтобы отслеживать ситуацию по всему краю, поэтому краевые власти могли бы выделять бюджетные средства на эти цели. В таком случае деньги, затраченные на реконструкцию и ремонт дорог, приносили бы гораздо больше пользы, - заявил "ВК" Смолин.

Цифры

В 2007 году на дорогах края было зарегистрировано 4429 дорожно-транспортных происшествий, в которых 584 человека погибло и 5517 получили травмы. Количество ДТП по сравнению с 2006 годом возросло на 4,3%. Уровень ущерба, наносимого экономике края аварийностью на автотранспорте, остается чрезвычайно высоким. За 6 месяцев 2008 года сократилось общее количество дорожно-транспортных происшествий (- 6,6%, всего 2115), пострадавших (- 6,5%, 2871) и погибших (259, - 9,1%) в них граждан.

Факты

В настоящее время причины 80% всех ДТП связаны с нарушением Правил дорожного движения водителями. Установлено, что в каждом десятом ДТП водитель находился в состоянии опьянения; каждое пятое происшествие связано с неправильным выбором скорости; каждое третье ДТП - это наезд на пешехода, в том числе почти половина из них по вине людей, попавших под колеса. Ежегодный прирост интенсивности движения составляет 10-15%, в то же время увеличение пропускной способности улиц за этот период не превышает 5%. Эта диспропорция с годами возрастает все больше и приводит к повышению уровня аварийности, ухудшению условий движения, экологической обстановки и транспортным заторам. Кроме того, низкая плотность нарядов ДПС на улицах и дорогах края не позволяет обеспечить эффективный надзор за движением. Ежегодно с учетом 10% прироста транспорта по нормативам необходимо вводить дополнительно не менее 300 единиц ДПС.

Бюджетный общепит

(Евгений Волошинский, "Вечерний Красноярск", 20.08.2008)

Питание школьников из малоимущих семей осуществляется за счет бюджетных денег. Однако рацион красноярских представителей этой группы учащихся далек от соответствия установленным нормам. "ВК" разбирался, в чем причина существующих проблем.

Ошибки калькуляции

В распоряжении "ВК" оказался отчет Красноярской контрольно-счетной палаты, составленный по результатам проверки эффективности расходования бюджетных средств на организацию питания в муниципальных образовательных учреждениях среднего общего образования. На территории Красноярского края за счет бюджетных средств осуществляется питание детей из многодетных семей, детей одиноких матерей (отцов) и детей из семей, чей доход на одного человека ниже величины прожиточного минимума. Проще говоря - детей из малообеспеченных семей. Таких школьников в Красноярске насчитывается 24 579 человек из 81 380 всех учащихся средних школ.

На организацию питания малоимущих школьников в этом году было выделено 68,17 млн рублей. Несложно посчитать: при этих отчислениях из бюджета на одного ребенка придется около 12 рублей в день. Однако, учитывая остатки прошлого года, получается несколько большая сумма. Да и вообще в законе Красноярского края № 4-1057 установлена сумма в 20,85 руб.

Проверке счетной палаты подвергся ряд общеобразовательных учреждений в различных районах города. Эффективность использования бюджетных средств по результатам муниципального заказа на организацию питания оценивалось исходя из того, достигнуто ли соответствие нормы питания учащихся из малообеспеченных семей установленным научно обоснованным физиологическим стандартам. В ходе проверки специалистами счетной палаты было выявлено, что по большей части проверенных школ имели место несоответствия питания, полученного школьниками, и установленных норм.

Так, "анализ энергетической ценности завтраков, - сказано в отчете, - показал, что рационы завтраков не соответствуют потребности детей в энергии. Калькуляция блюд, включенных в меню, составлялась с учетом стоимости завтрака - 20,85 руб., а не физиологической потребности детей в биологически ценных веществах. Соответственно, занижался выход (вес) порции готовых блюд, уменьшалась закладка продуктов при приготовлении блюд". Это привело к тому, что в ряде учебных заведений энергетическая ценность блюд составляла лишь около 80% от положенной нормы.

- Причина неполного удовлетворения энергетических потребностей школьников состоит в том, что мы ограничены в средствах, - говорит заместитель директора по производству пищевого комбината "Школьник" Нина Кобзунова, - на выделенные 20,85 руб. мы не можем составить сбалансированное питание исходя из физиологических норм. По нашим подсчетам, для обеспечения полноценного питания школьников из малообеспеченных семей необходимо выделение большего количества денег - около 100 руб. на человека в день. Подсчеты счетной палаты немногим отличаются - они насчитали 116 руб.

В Красноярской счетной палате ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию не смогли, сославшись на отпуска аудиторов. Отпусками же ответственных лиц объяснили невозможность пояснить возникновение цифры 20,85 руб в Законодательном собрании Красноярского края.

Конкурсные перипетии Напомним, организация питания в муниципальных образовательных учреждениях происходит на основе конкурса, критериями в котором выступают цена, качественные характеристики услуг, срок их оказания, объем услуг и пр.

- В соответствии со статьей 28 федерального закона 24 критерии, по которым идет отбор, одинаковы для всех участников, независимо от предмета контракта, - пояснила заместитель начальника департамента муниципального заказа Надежда Лузан.

Обозначенная выше цена школьного завтрака в 20,85 руб. была установлена депутатами Законодательного собрания края как норматив на организацию питания на одного ребенка в день. Однако есть еще один краевой закон, согласно которому торговая надбавка в подобных учреждениях не должна превышать 60%.

- Когда мы проводим конкурс, - говорит Лузан, - мы регламентируем условия работы (цена и торговая надбавка), и к нам идут те, кто согласен работать на таких условиях. Критерий же качества учитывается с помощью 10-дневного цикличного меню, разработанного претендентом и согласованного с Роспотребнадзором. Исполнение же этого меню от нас не зависит - это должен контролировать заказчик (директор школы, детского сада и т. п.). Однако представители участников конкурса говорят об обратном.

- Основной критерий для победы в конкурсе - это торговая надбавка, - заявляет Кобзунова. - Да, с нас действительно требовали согласованное с Роспотребнадзором 10-дневное меню. Когда мы предоставили его в первый раз, нам было отказано в согласовании, потому что оно не отвечало требованиям. Когда же во второй раз мы отправили им информационное письмо с разъяснением, почему нельзя сделать это меню другим (попросту не хватит выделяемых денег), нам его согласовали.

В Роспотребнадзоре комментировать эту ситуацию отказались, сославшись на ограниченность времени. Однако неофициально пояснили, что, рассматривая предоставляемое меню, специалисты Роспотребнадзора исходят из соответствия его санитарно-эпидемиологичеким и энергообеспечивающим нормам, а не выделенным на его производство денег. Т. е. любое приемлемое по этим характеристикам меню будет согласовано, независимо от того, будет ли оно реализовано в действительности? На этот вопрос красноярские стражи потребительских интересов ответить не смогли.

Вопрос эффективности

Стоит ли искать виновных в неэффективном расходовании бюджетных средств среди представителей пищевых предприятий и учреждений образования, когда сами условия работы не позволяют достичь эффективности.

- Здесь надо менять саму систему работы, - уверен депутат городского Совета Красноярска Александр Глисков, - ничто не мешает проводить конкурсы по балльной системе, где будут учтены и цена, и качество, и торговая надбавка - все вместе.

Касательно последней вообще не понятно: результаты проверки показали, что одни предприятия работают с торговой наценкой в 60%, другие в 20%, а третьи вообще без нее.

- Сегодняшний конкурс на организацию питания напоминает скорее аукцион, - категоричен Глисков, - где выигрывает тот, кто предложит лучшую цену, а не качество обслуживания. С другой стороны, понятно, что обеспечить полноценное питание школьника на 20 рублей невозможно, но тогда надо идти доказывать, аргументировать и выбивать деньги, а не продолжать кормить детей незнамо как и чем. Тем паче, что на такие цели деньги в бюджете должны найтись.

В целом получается, что еще одна проверка краевого бюджета на социальную ориентированность оказалась не пройденной. Выделенных денег на сегодня явно недостаточно для обеспечения полноценного питания малоимущих школьников. Особенно остро эта проблема встает на фоне тотального роста цен на продукты питания. Специалисты счетной палаты проверяли период с 1 января 2008 года по 31 марта 2008 года. После этого периода рост цен на продовольствие хоть и снизил темпы, но не остановился. Посему можно ожидать, что по осени энергетическая ценность школьных завтраков, отпускаемых за бюджетные деньги, еще снизится.

"Огни" большого города против маленького человека

(Олеся Паршина, "Красноярский комсомолец", 20.08.2008)

Строители начали снос дома, когда в нем был ребенок. Софья Феликсовна Каширина и подумать не могла, что такое может случиться. Дом, который они с мужем построили своими руками, в котором выросли их дети и внуки, просто взяли и сломали. Не спросив разрешения хозяев, не проверив документы. Словно люди, там прописанные, вообще не существуют. Сейчас на месте дома N 8а на ул. Островной - одни руины. Софья Каширина с горечью вспоминает те весенние дни, когда строители нового торгового комплекса "Огни" практически выгнали ее из дома с маленьким правнуком на руках и приступили к сносу. 76-летняя женщина никак не может отойти от шока: пьет валерьянку и все время плачет.

Беда

- Это случилось 30 апреля, - вспоминает Софья Феликсовна, - с четырех до шести часов. Я была одна дома, с грудным ребенком. В калитку позвонили и сказали, что наш дом сейчас снесут. А мальчик кричит, я же его бросила, никак один не остается. Я - к нему. Тогда было холодно еще, апрель. Пока одевала правнука, рабочий крышу снес. Я выбежала, с сердцем плохо стало...

Дальше пожилая женщина не может рассказывать - слишком больно это вспоминать. Свидетелем той ужасной картины стал сосед женщины Сергей Терентьев, который живет в доме напротив (ул. Майская, 4-2). Он же пришел на помощь пенсионерке.

- Я был как раз дома, - рассказывает Сергей Михайлович. - Смотрю - пылища поднялась. Экскаватор со стороны стройки подъехал, ковшом зацепил и начал крышу ломать. Тут тетя Соня с ребенком из дома выбежала. Маленький плачет. Мы начали кричать на экскаваторщика, и он отступил. Прошло две недели, на которые как раз выпали майские праздники. Не успела еще Софья Феликсовна оправиться от потрясения, как строители вновь подступили к ее дому.

- Я выглянула в окно, - говорит женщина, - вижу: мужчины какие-то топчутся. В этот раз они даже предупреждать не стали, просто начали ломать. Я внука схватила, выскочила. Кричу: "Что же вы делаете? Это же собственность! Частная! Моих-то никого нет! И земля выкуплена, и дом свой. Как мы жить-то будем? Где ночевать?"

Но рабочие на слова пожилого человека никак не отреагировали. Сломали дом и уехали. Причем внутри находились мебель, вещи, посуда.

- Мы и вынести оттуда ничего не успели, - возмущается внучка Софьи Феликсовны Людмила Дудченко, которая с рождения жила в этом доме. - Да и кому выносить-то было? Бабушке? Такое ощущение, что рабочие специально выбирали время, когда люди находились на работе.

Стройка

Строительство торгово-развлекательного комплекса "Огни" на улице Белинского в районе Стрелки началось еще в 2005 году. Рядом с трехэтажным комплексом планируется сделать открытую парковку. Вот на месте этой предполагаемой парковки и находился дом Софьи Кашириной.

- В феврале 2005 года, - рассказывает внучка Людмила Дудченко, - нам сообщили, что будет строиться торговый комплекс. Представители администрации и застройщика прошлись по улице, записали всех, кто прописан. Наверное, для того, чтобы больше никто не смог прописаться.

Год назад, прошлым летом, начался массовый снос жилья. Причем сносом одних домов занялась администрация, других - компания "Строинрос", инвестор проекта торгового комплекса. Что касается работы администрации, то тут нареканий со стороны жителей нет, а вот работой "Строинроса" люди очень не довольны.

- Рядом с нами стоял дом, - говорит Сергей Терентьев, - его сломали и весь мусор свалили на дорогу. Я не мог к дому проехать. Пришлось самим все расчищать. К нам, главное, рабочий подошел, с соседней стройки, Андрей зовут. Предложил помощь. Мы, понятное дело, согласились. Так они два "КамАЗа" подогнали и вручную все сгрузили. А с этой стройки - сломали, нагадили и уехали, никакой управы на них нет. Да и сносят-то как? Даже в дом не заглядывают. Там собака была, кошка. Собака вроде успела выскочить, живая, а кошку раздавило. Ну какое может быть к ним отношение?

Права

Права на дом Кашириной и Дудченко не вызывают никаких сомнений. Земля принадлежит Софье Феликсовне аж с 1966 года. Тогда же государство разрешило ей "использовать земельный участок под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности". Вообще на момент переписи, которую проводили представители администрации города и застройщика в феврале 2005 года, в доме было четыре собственника. Один из них продал свою часть (1/4 дома) застройщику.

- Мы давали согласие в регистрационной палате, - говорит Людмила Дудченко, - на отчуждение доли на сторону. Одна семья, получается, в феврале съехала. Освободившуюся площадь арендовали строители. Но нам-то даже не предлагали продать свою долю. Мы по-прежнему имеем право на эту собственность. Мы там прописаны.

Однако директор по развитию компании "Строинрос" Вадим Потехин попытался уверить "КК", что жильцам предлагали три двухкомнатные квартиры, но этого им показалось мало. На вопрос, когда именно предлагали, Вадим Сергеевич ответил более чем лаконично: "Да постоянно". Точно сказать, до или после сноса это было, он не смог. О датах и говорить нечего. В конце разговора директор вообще заявил, что половину дома они выкупили, а та часть, которая якобы принадлежит Софье Феликсовне, не считается.

- На той же земле у них есть еще один дом, они достроили там мансарду, тем самым потеряв право на дом N 8а. И вообще эти дома нам особо не мешают. Мы оказываем услугу городу, очищая его от ветхого жилья, - заявил Вадим Потехин.

Вот такая получается медвежья услуга. Другой частный дом на участке действительно стоит. Семья-то большая, вот и решили родственники Софьи Кашириной построить еще одно жилье. Получили на то специальное разрешение. Но каким образом, построив второй дом, они автоматически лишились первого? Этого Софья Феликсовна понять не может. Да и жила-то женщина не в доме родственников, а в своем собственном.

Справедливость

"Только собственник вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества какие-либо действия, - разъяснил начальник департамента градостроительства Анатолий Григоренко, отвечая на запрос Кашириной. - И то если это не противоречит закону и иным правовым актам и не нарушает права и охраняемые интересы других лиц. С учетом требований действующего законодательства РФ приобретение права собственности на жилые дома с целью последующего их сноса осуществляется застройщиком самостоятельно. На основании договоров купли-продажи, заключенных с гражданами. Защита нарушенных прав собственников может быть реализована только в судебном порядке".

Софья Феликсовна обращалась за помощью в ГОМ-2 УВД Советского района Красноярска. В июле оттуда пришел ответ, в котором говорилось об отказе в возбуждении уголовного дела. Вот как объяснил свое решение старший лейтенант милиции А. А. Васильев: "В ходе разбирательства с целью получения информации о законности (незаконности) сноса частного жилого дома были направлены запросы в МУ Красноярского городского центра по сносу жилья, а также в МУ г. Красноярска "УКС", ответы на которые до настоящего времени не получены. На основании вышеизложенного прихожу к выводу, что в действиях А. В. Никифорова (человека, который занимался сносом. - "КК") признаков состава преступления, предусмотренного ст. 167 УК РФ, в ходе проверки в настоящее время не выявлено, в связи с чем объективных причин для возбуждения уголовного дела нет". То есть милиционеры отправили куда надо письма, ответа не получили и сделали вывод - нет состава преступления.

- По законодательству заинтересованное лицо обязано выкупить помещение, - говорит помощник адвоката Виктория Осипенко. - Если собственник не согласен с выкупной ценой, заинтересованное лицо может обратиться в суд и уже в судебном порядке установить выкупную цену. В данном случае налицо уголовное преступление - умышленное уничтожение чужого имущества в особо крупных размерах.

Строителям торгово-развлекательного комплекса "Огни", похоже, некогда спрашивать мнение людей, проверять у них документы. Сроки поджимают, надо торопиться. Но какова цена такого невнимания к отдельному человеку? Просто ли это незаконное лишение собственности (что само по себе, конечно, не радует) или целая жизненная трагедия для пожилой женщины, которая не знает, где искать помощи? Софья Феликсовна смотрит на то, что осталось от ее некогда уютного жилища, наполненного детским заливистым смехом, и по морщинистой щеке старушки бежит слеза...