Самарская область. Итоги работы налоговой службы в 1999 году.

Самара, 11 Февраля 2000, 19:33 — REGNUM  Сегодня под председательством руководителя областного управления МНС Бахмурова А.С. проходила расширенная коллегия на тему: "Итоги работы управления МНС РФ по Самарской области за 1999 год ", на которой присутствовали члены коллегии, заместители руководителя управления, руководители инспекций и начальники отделов областного управления, также на коллегию были приглашены: Когтев А.В. - и.о. полномочного представителя Президента РФ в Самарской области, Аронин В.А.- заместитель губернатора Самарской области, Логинов В.А. - и.о. начальника УФСНП по Самарской области, Ефремов А.Ф.- прокурор Самарской области, Василюк И.В.- руководитель ПМТО ФСДН РФ, Гончаров В.В. - начальник Самарской таможни, Кузьмин Н.А. - первый заместитель начальника ГУВД Самарской области, Матвеев С.Н. - председатель счетной палаты СГД, Жирнова Н.Н. - первый заместитель начальника управления федерального казначейства Минфина РФ по Самарской области.

С докладом об итогах работы управления за 1999 год выступил заместитель руководителя управления Протопопов В.Б. В своем докладе он отметил, что инспекциями Министерства РФ по налогам и сборам Самарской области осуществляются функции по контролю за порядком исчисления и уплаты налогов в бюджет в отношении 72715 налогоплательщиков - юридических лиц, зарегистрированных на территории области по состоянию на 1 января 2000 года, что на 6738 или на 9% больше их наличия на 1 января 1999 года. Из них - сдающих отчетность - 36492 или 51% зарегистрированных плательщиков, 7021 или 19% представляющих "нулевые" балансы. Инспекциями Министерства РФ по налогам и сборам Самарской области принимаются все предусмотренные законодательством меры, направленные на усиление контроля за выполнением плательщиками своих обязательств перед бюджетом, повышением собираемости налогов, в результате чего за 1999 г. обеспечено поступление налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в сумме 28975,6 млн. руб., из них:

- 12978,6 млн. руб. или 45% - в федеральный бюджет;

- 12635,3 млн. руб. или 44,0% - в территориальный бюджет; в том числе в областной бюджет - 6487,7 млн. руб. или 51% территориального бюджета;

- 1010,5 млн. руб. или 3% - в федеральный дорожный фонд;

- 2206,9 млн. руб. или 7,6% - в территориальный дорожный фонд;

- 144,3 млн. руб. или 0,5% - в фонд воспроизводства МСБ.

По сравнению с январем-декабрем прошлого года налоговые поступления возросли на 72% (10756,6 млн. руб.), из них в федеральный бюджет на 133% или на 7397 млн. руб., в территориальный бюджет - на 36% или на 3359,6 млн. руб., в областной бюджет - на 44% или на 1966,7 млн. руб.

Основную долю всех налоговых поступлений в бюджетную систему составляют: налог на добавленную стоимость - 44,6%, налог на прибыль - 19,2%, подоходный налог -11,3%, налог на имущество - 6,3%. Уровень уплачиваемости по всем налогам в федеральный бюджет за 1999 год составил 110%, в территориальный бюджет - 129%, в областной бюджет - 98%.

Выполнение бюджетных назначений по мобилизации налоговых и других обязательных платежей, контролируемых налоговыми органами, в федеральный бюджет за январь-декабрь 1999 года составило 116,5% против 75,5% за аналогичный период 1998 года, в том числе "живыми деньгами" оно составило 105,9%. Проведение мероприятий, направленных на усиление работы по обеспечению поступления налогов и обязательных платежей, налоговыми инспекциями области сократили недоимку в бюджеты всех уровней на 3825,8 млн. руб. или на 33%, в т.ч. в федеральный на 2849,8 млн. руб. или на 39%. Поступления налоговых платежей в 1999г. в областной бюджет составили 6487,7 млн. руб., что на 1966,7 млн. руб. или на 44% больше по сравнению с 1998 годом. Поступления налоговых платежей в областной бюджет составляют 51% территориального бюджета против 49% в 1998 году. Выполнено задание по областному бюджету, установленное законом Самарской области "Об областном бюджете на 1999 год" на 113%.

Уровень уплачиваемости в областной бюджет по налогам составил 98%, в том числе: по налогу на прибыль - 76 %, по налогу на имущество - 78 %, по земельному налогу - 81 %, по налогу на добавленную стоимость - 94 %. В структуре поступлений налоговых платежей в областной бюджет поступления "живыми" деньгами составили 68,4%, или 4440,6 млн. руб., по сравнению с 1998г. удельный вес "живых" денег увеличился на 16,4%. В результате недоимка по областному бюджету сократилась на 857,1 млн. руб. и по состоянию на 1 января 2000г. составила 2006,5 млн. руб.

Результаты работы с недоимкой.

По состоянию на 1.01.2000 года задолженность по налоговым платежам в бюджеты всех уровней с учетом отсроченных сумм составила 13 млрд. 933 млн. руб., в том числе в федеральный бюджет 8 млрд. 243 млн. руб. Из общей суммы задолженности недоимка по платежам в бюджет в целом по области составила 7 млрд. 616 млн. руб., в том числе в федеральный бюджет - 4 млрд.443 млн. руб. (58,3 %), что свидетельствует о значительном объеме законодательно предоставленных отсрочек: отсроченные (рассроченные) платежи составили 45,3 % или 6 млрд. 317 млн. руб., в том числе по федеральному бюджету - 46,1% или 3 млрд. 800 млн. руб. Неисполненные обязанности налогоплательщиков по уплате налогов во все уровни бюджета составили 7 млрд.132 млн. руб.

Несмотря на то, что по сравнению с показателями на 01.01.99г. задолженность по налогам возросла на 8,5 %, недоимка по налогам снизилась на 33,7 %, в том числе недоимка в федеральный бюджет снизилась на 39,2 %. Кроме того, задолженность по уплате пени и штрафов на 1.01.2000 г. составила 11 млрд. 999 млн. руб. (из них штрафы - 2 млрд. 544 млн. руб.), в том числе в федеральный бюджет - 6 млрд. 529 млн. руб. (из них штрафы - 1 млрд. 199 млн. руб.).

В области 11 тысяч 842 предприятия-недоимщика, что составляет 16,4% общего числа состоящих на налоговом учете плательщиков. Поступления текущих платежей и погашение недоимки по налогам крупных налогоплательщиков нефтяного, газового и энергетического комплекса, транспорта регламентировались соглашениями, заключенными МНС РФ с НК "ЮКОС", РАО "ЕЭС", МПС, согласно которым меры принудительного взыскания задолженности были приостановлены. В целях увеличения объема поступлений в бюджетную систему и сокращения недоимки налоговыми органами принимались целенаправленные меры по взысканию налогов. Выполняя законодательные акты по бесспорному взысканию недоимки с доходов налогоплательщиков, налоговыми органами применялись меры принудительного списания средств с расчетных и валютных счетов предприятий. В 1999 году в погашение задолженности бюджету выставлено более 38 тысяч инкассовых распоряжений на расчетные и валютные счета предприятий-недоимщиков на сумму 20 млрд. 237 млн. руб. (в т.ч. в федеральный бюджет -11 млрд. 519 млн. руб.), что составляет 141,5 % от общей суммы задолженности.

В соответствии с временным положением о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденным указом Президента РФ от 14.02. 96 г. № 199, налоговыми органами области направлено более 30 тысяч требований о погашении задолженности на 46 млрд. 152 млн. руб. (практически на всю сумму имеющейся задолженности на 1.01.2000г.).

В связи с этим отдельными организациями были предприняты активные меры по погашению задолженности перед бюджетом, в результате после получения требований об уплате налогов должниками было погашено 9 млрд. 432 млн. руб. или 55,3 % от суммы задолженности. В текущем году налоговыми органами области принято 2710 постановлений об обращении недоимки на имущество должников на общую сумму 10 млрд. 813 млн. руб., что составляет более 63 % от суммы задолженности.

Органами налоговой полиции произведен арест имущества 535 предприятий на 1 млрд. 515 млн. руб., что составило 14 % от суммы задолженности по вынесенным постановлениям. За счет реализации арестованного имущества погашена недоимка в сумме 29 млн. руб., что составляет 0,4 % от суммы недоимки и 0,3 % от суммы принятых постановлений. Совместно с органами налоговой полиции области проведены мероприятия по изъятию наличных денежных средств в счет погашения недоимки. За 1999 год в бюджет взыскано 77,6 млн. руб., что составляет около 1 % от суммы недоимки в целом по области.

Налоговыми органами области направлены в территориальное агентство по делам о несостоятельности (банкротству) сведения о суммах задолженности в бюджет и государственные внебюджетные фонды по 398 предприятиям, имеющим задолженность в сумме до 20 млн. руб. На заседаниях Межведомственной балансовой комиссии, в которых принимали участие представители Управления МНС РФ по Самарской области, рассмотрено состояние расчетов с бюджетом по 112 предприятиям. Налоговыми инспекциями продолжается работа по принудительному взысканию сумм сокрытого или заниженного дохода (прибыли) и штрафных санкций, начисленных в ходе документальных проверок по соблюдению налогового законодательства, а также за неприменение ККМ.

В 1999 году налоговыми органами области передано 2 тысячи 399 исков в арбитражный суд по документальным проверкам на сумму 496 млн. руб. и 1095 исков за неприменение ККМ на сумму 6,7 млн. руб. В целях проведения возможной процедуры банкротства Управлением МНС РФ по Самарской области на основании данных городских и районных инспекций подготовлен и направлен перечень 195 предприятий для включения их в план работы коллегии государственных уполномоченных представителей. Проведено 11 заседаний коллегии, на которых рассмотрены все предложенные 195 предприятий, по 157 из которых принято решение произвести действия по делу о несостоятельности (банкротстве), в том числе по 115 решено предложить введение внешнего управления, по 42 - открытие конкурсного производства. В связи с обязательством предприятий производить текущие платежи, сократить задолженность в бюджет, а также учитывая социальную значимость предприятий, по 6 из них решение было отложено, по 30 предприятиям принято решение снять с рассмотрения.

Всего за счет принятых мер по принудительному взысканию недоимки поступило 11 млрд. 415 млн. руб., что составляет 82 % от общей суммы задолженности на 1.01.2000г. и 43,6 % поступившей суммы налогов. В условиях отсутствия денежных средств на счетах предприятий наиболее эффективным методом взыскания недоимки является обращение на имущество должника. С введением в действие 1 части Налогового кодекса РФ следует руководствоваться порядком взыскания налога или сбора за счет имущества налогоплательщика - организации, подробно изложенным в статьях 47 и 77 Налогового кодекса РФ.

Организация работы по контролю за поступлением основных видов налогов и сборов.

За 1999 год по результатам контрольной работы территориальными инспекциями области в бюджеты всех уровней доначислено налога на прибыль 1443,8 млн. руб., уменьшено - 48,2 млн. руб. или в итоге доначислено 1395,6 млн. руб., что составляет 28,4% к общей сумме фактических поступлений налога на прибыль предприятий и организаций за 1999 г.

Организована работа территориальных инспекций по обеспечению выполнения заданий по мобилизации налогов в бюджетную систему РФ. С этой целью в отчетном году организовано 4659 выездных налоговых проверок по Межведомственному плану проверок налогоплательщиков, что на 142 проверки больше, чем в предыдущем году.

Совместно с департаментом финансов администрации Самарской области проведена проверка правильности исчисления, своевременности уплаты и обоснованности предоставления льгот по налогу на имущество в ОАО "Самаранефтегаз" с привлечением специалистов Фонда имущества Самарской области, Самарского областного комитета государственной статистики, комиссии по аккредитации независимых экспертов.

Проведены налоговые проверки в 1267 организациях, занятых в сфере потребительского рынка, по соблюдению налогового законодательства по налогу на прибыль и налогу на имущество. Нарушения установлены в 678 организациях. В результате дополнительно начислено платежей в сумме 21,4 млн. руб., из которых взыскано в бюджет 7,2 млн. руб. К административной ответственности привлечено 533 чел., сумма начисленных административных штрафов составила 89 тыс. руб.

В 1999 году активизирована работа по подготовке проектов законов, обусловленных введением на территории области единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. С введением на территории области единого налога на вмененный доход проведена большая аналитическая работа о эффективности его введения. Предоставлена информации о проделанной работе в Министерство РФ по налогам и сборам, Департамент финансов администрации Самарской области, Счетную палату, Самарскую губернскую думу и отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области. Проведена работа по подготовке проекта закона "О едином налоге на вмененный доход для деятельности по перевозке пассажиров маршрутными такси". В связи с резким увеличением цен на ГСМ, а также необходимостью уточнения отдельных коэффициентов, в 4 квартале 1999 года проведена работа по подготовке проектов законов о внесении изменений в законы Самарской области о едином налоге на вмененный доход, по реализации ГСМ и предоставлению услуг автостоянок.

Проведенными проверками кредитных и страховых организаций дополнительно начислено платежей в бюджет 12,5 млн. руб., из них взыскано 8,2 млн. руб. Результативность одной проверки составила 200 тыс. руб. Выездными проверками были охвачены крупнейшие кредитные организации области. Налоговыми инспекциями были проведены проверки 1002 налогоплательщиков по вопросу правильности налогообложения операций с ценными бумагами, доначислено 3,1млн. руб. Налоговыми органами области проведены проверки всех банков и филиалов кредитных организаций, расположенных на территории области, по фактам неисполнения кредитными организациями поручений налогоплательщиков.

По результатам 728 проверок выявлено 21926 случаев задержки исполнения поручений налогоплательщиков на сумму 1,8 млрд. рублей. Задержки произошли в 17736 случаях (81%) по причине отсутствия средств на счетах клиентов. По сравнению с 1998 г. объем неисполненных поручений из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах банков увеличилось на 260 млн. руб.

Общая сумма неисполненных поручений налогоплательщиков области составила в 1999 г. - 635,5 млн. руб., из них приходится на банки, находящиеся на территории Самарской области 92,9 млн. руб. (15%). В истекшем году в области проведено 4129 выездных налоговых проверок предприятий по соблюдению налогового законодательства по косвенным налогам, в т.ч. 4104 по НДС и 25 по акцизам, что соответственно составляет 7,9% и 15% от общего числа предприятий, уплачивающих указанные налоги.

В 1999 году по сравнению с 1998 годом количество проверок увеличилось на 0,2%. При этом число проверок, выявивших нарушения сократилось, с 2167 в 1998 году до 1938 в 1999 году или на 10,6%. В 1999 году более чем в два раза уменьшилась сумма дополнительно начисленных по результатам проверок платежей по косвенным налогам с 8471 млн. руб. в 1998 году до 4194,7 млн. руб. в прошлом году.

Организована и проведена проверка 6 предприятий по реализации на экспорт спирта и алкогольной продукции по вопросам соблюдения ими налогового законодательства по исчислению и уплате косвенных налогов. По результатам проведенных проверок дополнительно начислено в бюджет НДС 10624,5 тыс. руб. В январе-сентябре 1999 года городскими (районными) инспекциями проведены проверки в 422 предприятиях, пользующихся льготами по уплате в бюджет НДС, из которых в 201-м или 47,6% от числа проверенных установлены нарушения, доначислен НДС с учетом штрафных санкций в сумме 323,8млн. руб. Так в истекшем году налоговыми органами на расчетный счет предприятий-экспортеров технической документации возвращен НДС в сумме 18,4 млн. руб.

В 1999 году налоговыми инспекциями проведена большая работа по выявлению и постановке на налоговый учет налогоплательщиков, осуществляющих природопользование, а также мобилизации ресурсных платежей в бюджетную систему и бюджетные фонды РФ. Так, количество плательщиков по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы увеличилось по сравнению с 1998 годом на 4% и составило 779 организаций. С принятием распоряжения Правительства РФ № 1214-р от 22.08.98 г. и рекомендаций УМНС РФ по Самарской области о привлечении к ответственности организаций, осуществляющих пользование недрами без соответствующей лицензии, в 1999 году значительно возросло количество плательщиков платы за право на пользование недрами и в настоящее время составляет 432 организации. В 1999 году число природопользователей, отчитывающихся в инспекциях МНС РФ по 10 процентным отчислениям от платы за загрязнение окружающей природной среды, увеличилось на 4% и составило 13646. По состоянию на 01.01.2000г. в области зарегистрировано 258 плательщиков за пользование водными объектами. В соответствии с законом РФ "О животном мире" и законодательством Самарской области в 1999 году на территории Самарской области впервые стала взиматься плата за пользование объектами животного мира.

В 1999 году управлением МНС РФ по Самарской области мобилизовано в бюджетную систему РФ платежей за природные ресурсы 846,8 млн. руб. и отчислений на ВМСБ - 148,3 млн. руб. Доля ресурсных платежей в доходной части бюджета 1999 года по Самарскому региону составила: в части федерального бюджета - 3,3 %; в части территориальных бюджетов - 6,0 %. В целом по Самарской области в 1999 году контрольные показатели по платежам за пользование природными ресурсами выполнены большинством налоговых инспекций области.

Результаты работы налоговых органов области по вопросу контроля за налогообложением физических лиц обеспечили поступления платежей по налогам в сумме 3559,5 млн. руб. (налоги с доходов и имущества физических лиц, земельный налог и арендная плата за землю, а также государственная пошлина). В общей сумме поступлений по налоговым платежам удельный вес этих платежей составил 14,4% против 15,2% прошлого года. Вместе с тем, эти поступления выше поступлений прошлого года на 1357,8 млн. руб. и составляют 161,7% к результатам прошлого года.

В 1999 году проведено 4393 проверки предприятий, учреждений, организаций и иных работодателей (8,2% лицевых счетов) по вопросу правильности исчисления и удержания, своевременности и полноты перечисления в бюджет удержанных сумм подоходного налога, у 49,3% проверенных были установлены нарушения налогового законодательства. По результатам проверок дополнительно начислено платежей в бюджет в сумме 379 млн. руб., в том числе налоговые санкции и пени 209,6 млн. руб.

Постоянную работу проводят налоговые органы по обеспечению декларирования физическими лицами своих доходов. Основные результаты декларационной кампании характеризуются следующими данными. По состоянию на 01.01.2000 г. налоговыми органами области получено 91868 деклараций физических лиц, в том числе 89990 деклараций о доходах 1998 года и 1878 деклараций о доходах прошлых лет. Количество поданных деклараций в 1999 году уменьшилось по сравнению с 1998г на 9718, или на 9,6%. Несмотря на это, сумма подоходного налога, подлежащая к доплате по всем полученным декларациям возросла в 1,3 раза и составила 64,2 млн. руб. Кроме того, проверками, произведенными налоговыми органами по 90,5 % поданных деклараций, доначислено 20,4 млн. руб., что на 36% больше, чем по проверкам деклараций, проведенным в 1998 году.

В настоящее время одним из основных направлений успешного проведения декларационной кампании является работа по обеспечению автоматизированной обработки деклараций о доходах и сведений о доходах физических лиц, проверке данных, заявленных налогоплательщиками в декларациях о доходах и выявление лиц, не продекларировавших свои доходы.

Инспекциями МНС РФ по Самарской области обеспечено поступление в дорожные фонды за 1999 год в сумме 3181,0 млн. руб., в том числе:

- в Федеральный дорожный фонд в сумме 1001,7 млн. руб.;

- в Территориальный дорожный фонд в сумме 2179,2 млн. руб.

Прирост поступлений налогов в дорожные фонды за 1999 год по сравнению с 1998 годом составил 70,0%. В целях более полной собираемости налогов в дорожные фонды инспекциями области за 1999 год проведено 10381 выездных проверок или на 32% больше, чем за 1998 год. Документально проверено 14% от количества плательщиков. Установлено 1366 нарушений налогового законодательства или 13% от проверенных налогоплательщиков. Дополнительно начислено документальными и камеральными проверками в дорожные фонды за 1999 год 723,9 млн. руб. или 22,8% к общей сумме поступивших платежей в дорожные фонды. Эффективность одной документальной проверки в 1999 году составляет 6,4 тыс. руб.

В 1999 году налоговыми инспекциями на постоянной основе проводился контроль за правильностью и своевременностью уплаты в бюджет налога с продаж. По состоянию на 1 января 2000 года поступило в бюджет налога 827,3 млн. руб. Несмотря на принимаемые Управлением и инспекциями области меры, увеличенные до 907 млн. руб. бюджетные назначения (вместо первоначальных 749 млн. руб.) недовыполнены на 79,7 млн. руб. или на 8,7%. Основной причиной, как неоднократно указывалось ранее, явилось резкое снижение среднемесячных поступлений налога от автомобильных фирм г.Тольятти и Ставропольского района. На 1 января т.г. зарегистрировано 47410 плательщиков налога с продаж, в т.ч. юридических лиц - 19876. По сравнению с 1.04.99г. количество плательщиков - юридических лиц увеличилось более, чем в 2 раза, что свидетельствует о постоянно проводимой налоговыми органами работе по выявлению потенциальных плательщиков.

За отчетный год инспекциями проведено 4963 документальных проверки, в том числе по юридическим лицам - 2557, или план перевыполнен в 2,6 раза. Охват плательщиков проверками составляет 10,5%, в т.ч. юридических лиц 12,9%. За 1999 год поступило в консолидированный бюджет области местных налогов и сборов принимаемых представительными органами власти, в сумме 1741,6 млн. руб. или 14,3% общих налоговых поступлений в территориальный бюджет. По сравнению с 1998 годом поступления по местным налогам увеличились в 1,5 раза. Основной объем из них - по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы - 96,4%.

Анализ исполнительной и контрольной работы городских и районных налоговых инспекций.

Отчетные данные, материалы проверок и информации инспекций свидетельствуют о том, что в 1999 году в трудных экономических условиях функционирования народного хозяйства Самарской области и продолжающегося кризиса платежей налоговыми органами в целях повышения уровня собираемости налогов и обеспечение на этой основе поступления их и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в предусмотренных объемах принимались конкретные меры по усилению контроля за соблюдением налогового законодательства хозяйствующими субъектами различных форм собственности, видов предпринимательской деятельности, в первую очередь, потенциально склонных к занижению или сокрытию доходов (прибыли) и иных объектов налогообложения.

В 1999 году проверками отчетов, налоговых расчетов и деклараций налогоплательщиков доначислено с учетом финансовых санкций в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды: по юридическим лица 7 729,7 млн. руб. или 52,9% к уровню 1998 года (14608 млн. руб.); по физическим лицам 26,1 млн. руб. или 131,8 % к уровню 1998 года (19,8 млн. руб.) Уменьшено платежей в результате пересчета: по юридическим лицам - 127,2 млн. руб. или на 31% меньше, чем за аналогичный период 1998 года (167 млн. руб.), по физическим лицам - 6,2 млн. руб или на 24,2% меньше, чем за аналогичный период 1998 года (7,7 млн. руб.) Налоговые инспекции области обеспечивают осуществление учета поступления налогов по 72 тысячам плательщикам - юридическим лицам и 1152 тысячам физических лиц. Общее количество обрабатываемых лицевых счетов составляет 739,5 тысяч по юридическим лицам и 1 млн.200 тыс. по физическим лицам, на 1 работника учета приходится более 800 лицевых счетов по юридическим лицам и более 2100 лицевых счетов по физическим лицам.

Претензионно - исковая работа.

В вышестоящие налоговые органы направлено за отчетный период 1999 г. 207 жалоб на решения инспекций МНС РФ по Самарской области о привлечении нарушителей законодательства о налогах и сборах к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений. Большинство жалоб поступило от юридических лиц 193, от граждан - предпринимателей 7 и физических лиц - 7.

По итогам рассмотрения жалоб 84 жалобы признаны обоснованными. В отношении 31 жалобы решения инспекций МНС РФ по Самарской области были изменены частично; в отношении 53 жалоб приняты решения об отмене решений о привлечении налогоплательщиков к налоговой ответственности. Количество удовлетворенных жалоб составляет 40% от рассмотренных.

Статистика результатов рассмотрения жалоб показывает, что в 1999 г. количество налогоплательщиков, обратившихся в вышестоящие налоговые органы за защитой своих прав в порядке обжалования, предусмотренном ст.139 НК РФ, по сравнению с 1998 г. увеличилось. Оспариваемая налогоплательщиками общая сумма денежных средств составила 672259 тыс. руб.

В результате удовлетворения жалоб налогоплательщиков приняты решения о возвращении налогоплательщикам суммы в размере 28280 тыс. руб. (4,2% оспариваемой ими суммы). Реально возвращено из бюджета 10 тыс. руб., так как остальные суммы взысканы не были. За 1999 г. в арбитражных судах и судах общей юрисдикции рассмотрено 3412 дела, стороной в которых были налоговые органы Самарской области.

1) В арбитражных судах и судах общей юрисдикции рассмотрено 264 иска налогоплательщиков о признании недействительным решений налоговых органов о привлечении нарушителей законодательства о налогах и сборах к налоговой ответственности и о возврате из бюджета взысканных средств на общую сумму 11 692 054 тыс. руб. и 1156 тыс. долл. Из них в пользу налогоплательщиков удовлетворено 184 иска (145 исков полностью, 39 исков частично), что составляет 69% от числа рассмотренных. Процент удовлетворенных исков за 1999 г. ниже, чем за 1998 г. на 4%. Общая сумма налоговых санкций снижена на 11194850 тыс. руб. и 1086 тыс. долл. Фактический возврат составил 331 тыс. руб.

2) Иски налоговых органов к налогоплательщикам.

Налоговыми органами в 1999г. предъявлено 3148 исков к налогоплательщикам по следующим основаниям: о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах; о ликвидации налогоплательщиков по ст.61 ГК РФ за неоднократные и грубые нарушения налогового законодательства, о взыскании задолженности по налогам, сборам, о признании налогоплательщиков несостоятельными (банкротами). При этом в пользу налоговых органов удовлетворено 2958 исков или 93,9%

Из рассмотренных 738 исков налоговых органов о ликвидации налогоплательщиков по ст.61 ГК РФ удовлетворено 733 иска, что составляет 99%. В 1999 г. в арбитражных судах и судах общей юрисдикции рассмотрено исков налогоплательщиков в 2,6 раза больше, чем за отчетный период 1998г. (1211).

Юридический отдел принял участие в 134 судебных заседаниях, из них 8 - в Федеральном суде Поволжского округа г. Казани. В целях оказания практической помощи нижестоящим налоговым инспекциям работники юридического отдела приняли участие в заседаниях по 28 делам. Материалы, направленные в органы налоговой полиции для принятия процессуального решения.

За январь-декабрь 1999 г. инспекциями и управлением МНС РФ направлено в органы налоговой полиции для принятия процессуального решения 324 материала на общую сумму 9022 млн. руб., 460,9 тыс. долларов США, 19144,6 тыс. немецких марок, 361 тыс. швейцарских марок.

Органами налоговой полиции рассмотрено с учетом направленных ранее 325 материалов на общую сумму 8802 млн. руб., 434,2 тыс. долл., 19144,6 тыс. немецких марок, 361 тыс. швейцарских франков.

По 50 материалам на сумму 661млн.руб. возбуждены уголовные дела, 31 материал на сумму 440,7 млн. руб. возвращен в налоговые органы на дооформление. По 274 материалам на сумму 8140471 тыс. руб., 437,2 тыс. долл., 19144,6 тыс. немецких марок и 361 тыс. швейцарских марок органами налоговой полиции отказано в возбуждении уголовных дел. В органах налоговой полиции на конец отчетного года на рассмотрении находятся 119 материалов на общую сумму 598,9 млн. руб. и 23,7 тыс. долл. Анализ состояния работы налоговых органов по передаче материалов о нарушениях налогового законодательства федеральным органам налоговой полиции показал, что в отчетном периоде, по сравнению с 1998 годом (215 материалов) количество материалов переданных в органы налоговой полиции возросло на 50%. Уменьшилось на 40% количество материалов возвращенных на дооформление.

Организация работы по учету налогоплательщиков.

Введение в действие с 01.01.99 года Налогового кодекса РФ существенно изменило порядок учета налогоплательщиков - юридических лиц, что сделало необходимым проведение переучета налогоплательщиков - юридических лиц с присвоением им, наряду с ИНН, кода причины постановки на налоговый учёт с выдачей необходимых документов, подтверждающих факт постановки на учёт в налоговом органе не только по месту нахождения юридического лица, а также, всех его обособленных подразделений, недвижимого имущества и транспортных средств.

Организация контроля за поступлением средств от приватизации, лицензирования и применения ККМ.

По состоянию на 1 января 2000 года 30861 организация и физическое лицо зарегистрировали в налоговых органах 49664 контрольно-кассовые машины, что на 3579 или 13,1% больше, чем их значилось на учете по состоянию на 1 января 1999 года.

За 1999 год инспекциями области проведено 10444 проверки. По результатам проверок предъявлено штрафных санкций на общую сумму 16591 тыс. рублей, из которых взыскано 7328 тыс. рублей или 44,2 процента, против 30,4% за 1998 год.

Анализ работы по обеспечению монополии на алкогольную продукцию и налоговых поступлений в этой сфере.

За 1999 год проведено 18 заседаний комиссии по рассмотрению вопросов задолженности с предприятиями производителями алкогольной продукции. Если на 01.01.99 г. общая сумма задолженности в ФБ составляла 9927 тыс. руб., то на 01.01.2000 г. составила 6679 тыс. руб. Количество должников сократилось с 6 до 2. Задание по акцизам на 1999 год составляло 331,6 млн. руб.

В федеральный бюджет поступило акцизов за спирт этиловый из пищевого сырья, водку и ликероводочные изделия 233,7 млн. руб. (164,765 тыс. руб. 1998 год), задание выполнено на 70,5%. Коэффициент собираемости налогов составил 95,8% (80,8% в среднем по Российской Федерации).

В целях ужесточения контроля за оборотом проведено 3499 рейдовых проверок оптовой и розничной торговли в том числе 2088 с УФСНП и МВД. В 607 организациях нарушения. Предъявлено штрафных санкций 1,4 млн. руб. Перечислено 171,04 тыс. руб.

В настоящее время в области зарегистрировано 23 предприятия - производителя спирта этилового и алкогольной продукции и 79 предприятий, осуществляющих оптовую реализацию алкогольной продукции и несколько тысяч предприятий, использующих спирт на производственные нужды. За отчетный период проводилась работа по вопросам соблюдения условий лицензирования. Проверками были охвачены все предприятия производители этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции по Самарской области. Проведено 23 проверки предприятий, производящих спирт этиловый ректификованный из пищевого и не пищевого сырья, и 72 проверки на предприятиях, производящих алкогольную продукцию, в том числе было проведено 25 ежегодных обследований и дано согласование на выдачу лицензий вновь открывшимся 6-ти предприятиям производителям.

В 1999 году значительно увеличились объемы работ по лицензированию. Управлению переданы права по лицензированию оптовой торговли, независимо от объемов, расширен перечень лицензируемых производств в т.ч. денатурированных спиртов, синтетических спиртов, спиртосодержащей продукции.

Анализ работы по связям с общественностью и СМИ.

Службы Управления МНС РФ по Самарской области сотрудничают более чем с 60 региональными СМИ. Основная часть вопросов по налогообложению размещается в специализированных экономических печатных изданиях. Это - ежемесячный журнал "Налоговые известия Самарской области" (издаваемый при непосредственном участии Управления МНС РФ по Самарской области), еженедельник "Партнер", газета "Эксперт", а также правовые системы "Консультант-плюс", "Гарант", и "Кодекс". Письменные обращения систематизируются и обобщаются по каждой тематике и, кроме непосредственного ответа на запрос, даются разъяснения в СМИ.

В Самарской Гуманитарной Академии (СаГА) при содействии Управления МНС РФ по Самарской области открыт факультет "Налоги и налогообложение".

В 1999 году было проведено 60 пресс-конференций, посвященных работе налоговой службы, разъяснению налогового законодательства и юбилею налоговой службы. На пресс-конференции приглашались все средства массовой информации. Постоянно присутствуют такие СМИ, как "ТВ6-РИО", ТВ "СКАТ", ГТРК "Самара", ТВ "Терра", радио: "Ностальжи", "Эхо Москвы", "Русское радио", областное радио, газеты: "Самарские известия", "Волжская коммуна", "Волжский комсомолец", "Самарское обозрение", "Московский комсомолец".

В периодической печати было размещено 1226 материалов по налоговой тематике. Выступлений на радио было 1156, на телевидении - 616. Имеются постоянные рубрики на 3 радиостанциях: "Русское радио", радио "Ностальжи", областное радио. На телеканале ТВ6-РИО выпускается своя программа "Люди и налоги". Все пресс-конференции проводятся с участием руководителя Управления и его заместителей. Кроме того, проводятся регулярные выступления руководителя Управления МНС РФ по Самарской области на радио и телевидении. Проведено 529 семинаров с налогоплательщиками.

Об итогах работы в 1999 году и задачах на 2000 год по капитальному строительству, реконструкции и ремонту зданий и сооружений.

Истекший 1999 год стал годом оживления целого ряда застывших с 1995 года строек, годом активных поисков и реализации мер по улучшению условий размещения коллективов городских и районных инспекций. Впервые со времени создания налоговой службы в мае 1999 года получено целевым назначением на капитальное строительство и реконструкцию зданий 10 миллионов рублей. Под строгим контролем со стороны управления федерального казначейства РФ по Самарской области, выделенные средства были использованы по назначению все до единого рубля.

Благодаря концентрации средств на ограниченном числе объектов, в истекшем году была полностью завершена реконструкция ранее приобретенных пятиэтажного здания для налоговой инспекции по г. Новокуйбышевску общей площадью 3209 кв. метров, здания общей площадью 546 кв. м для инспекции по Красноармейскому району, и такой же площадью - для инспекции по Приволжскому району.

Средства в сумме 826 тысяч рублей направленные на завершение реконструкции помещений, арендуемых инспекцией по Кировскому району, позволили привести все рабочие кабинеты, коридоры, лестничную клетку в очень приличное состояние, оснастить их пожаро-охранной сигнализацией. В наступившем году будет осуществлен разработанный проект локальной компьютерной сети. Особо следует сказать о новом административном здании для инспекции по Шигонскому району. Его строительство было начато в сентябре 1994 года, но из-за отсутствия средств с января 1996 года было прекращено. На достройку здания в прошлом году из выделенного лимита направлено 3,1 млн. рублей, которые были полностью освоены, а общие затраты на строительство этого здания составили около 5,3 млн. рублей.

Кроме указанных выше объектов в истекшем году за счет средств из федерального бюджета были реконструированы крыши зданий инспекции по г.Отрадному, хозяйственно-бытового блока по ул. Мичурина в г. Самаре, выполнена часть работ по модернизации системы электрозащиты инженерных коммуникаций по зданию областного управления.

За счет средств областного бюджета в истекшем году завершено строительство двухквартирного дома в с. Борское, закончена реконструкция помещений, арендуемых инспекцией Промышленного района, в ряде инспекций проведен текущий ремонт занимаемых зданий. В конце прошлого года для размещения аппарата налоговой инспекции по Октябрьскому району взято в долгосрочную аренду с правом выкупа кирпичное двухэтажное здание, общей площадью 2062 кв. метров, расположенное по Московскому шоссе. В настоящее время в нем начаты работы по реконструкции за счет арендодателя - АООТ "Шар" и одновременно разрабатывается проектно-сметная документация на весь объем работ.

Для размещения инспекции межрайонного уровня по г. Самаре взято в долгосрочную аренду с правом выкупа административное здание общей площадью 1842 кв. метров, принадлежащее ОАО "Самарский завод клапанов" расположенное по ул. Карбюраторная, 6.

Ведется поиск помещений для размещения аппарата инспекции по Самарскому району.

Представители налоговой службы обратились с просьбой к Министерства РФ выделить средства в объеме, необходимом для продолжения строительства административных зданий в Центральном, Комсомольском и Автозаводском районах г.Тольятти, для проведения реконструкции вышеназванных зданий, взятых в аренду в г.Самаре и на начало строительства зданий в Клявлино и Большой Глушице. Принято решение о строительстве жилого дома в г.Самара. Площадка под дом выделяется администрацией города в районе пос. Братьев Кузнецовых.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
30.09.16
Кибербезопасность: глобальная угроза или $1,5 млн за взлом iPhone
NB!
30.09.16
«Пусть выживет сильнейший»: На какие реформы заканчивается время?
NB!
30.09.16
Подростковая преступность — индикатор социального неблагополучия
NB!
30.09.16
Медведев: Мы строим рыночную экономику, несмотря на Конституцию РФ
NB!
30.09.16
Парвеню замужем за невинным козлом
NB!
30.09.16
American Thinker: Только теракт в США может сделать Трампа президентом
NB!
30.09.16
«Рублю угрожают»
NB!
30.09.16
«У чиновников нет реальной программы развития Дальнего Востока»
NB!
30.09.16
61% граждан против того, чтобы президентом России стала женщина: опрос
NB!
30.09.16
NI: Могут ли США противодействовать России, КНР и терроризму одновременно?