1 сентября 2008 года вступает в силу Федеральный закон "О деятельности органов опеки и попечительства". О том, для чего был принят этот закон, в чем он призван помочь и в чем заключается ежедневная работа органов опеки, корреспондент ИА REGNUM побеседовал с заместителем главы Приморского района Архангельской области по социальным вопросам Людмилой Киселевой.

ИА REGNUM: Людмила Альбертовна, расскажите, пожалуйста, чем занимаются органы опеки и попечительства? Многие люди не представляют себе, что это такое и какие вопросы курируются органами опеки, потому что сталкиваются с ними крайне редко.

Людмила Киселева: В 2008 году произошло очень хорошее событие - в апреле был принят закон об органах опеки и попечительства, и с 1 сентября он уже вступает в силу. Нельзя сказать, что без этого закона органы опеки не работали, но они делали это, опираясь на массу законодательных и подзаконных актов. Задачи и полномочия органов опеки прописаны в законе. Во-первых, это обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительстве и их устройство. Во вторых, это защита их прав и законных интересов, а также обеспечение достойного уровня жизни и обеспечение государственной поддержки этих лиц, и органов и лиц, которые исполняют функции попечителя. Государство определило, что функции опеки - это государственные функции. Но в прошлом году областным законом эти полномочия были переданы муниципалитетам вместе со средствами на их исполнение. В то же время областным законом вопросы кураторства в сфере опеки закреплены за областью. Тем не менее, отдельного органа, который бы занимался этим на уровне администрации области, нет.

ИА REGNUM: Поясните, пожалуйста, кого касается опека?

Людмила Киселева: Опека может быть над несовершеннолетними и над совершеннолетними недееспособными лицами. Детьми у нас занимается департамент образования, а недееспособными занимается департамент социальной защиты населения. Но мне кажется, что было бы удобнее, если бы вопросами опеки над обеими категориями лиц занималась одна структура. Было бы хорошо, если бы этот орган существовал на уровне области и направлял деятельность органов опеки муниципалитетов. Во многих муниципальных районах по-разному ведется работа органов опеки. Где-то вопросами опеки занимается один орган, как в Приморском районе, а где-то два - органы образования и органы социальной работы. Мы, сотрудники администрации Приморского района, принимали решение об организации органа опеки вместе с главой района. Возможно, нам было немного проще, так как до этого у нас был создан отдел социальной работы, который работал с недееспособными. С 1 января 2007 года у нас был создан отдел опеки и попечительства, и именно он стал заниматься вопросами и детей, и недееспособными. Я думаю, что это правильно и логично.

ИА REGNUM: Почему Вы считаете, что это удобно? Чем удобно?

Людмила Киселева: Полномочия по осуществлению функций опеки не конкретизируются федеральным законом. Там указано, что опека осуществляется над гражданами - и не важно, маленькие ли это граждане или взрослые недееспособные. Функции общие, поэтому разделять эти функции искусственно - означает вводить дополнительные сложности.

ИА REGNUM: Людмила Альбертовна, органы опеки и попечительства контролируются прокуратурой, администрацией области, ее подразделениями и другими организациями. А кого контролируют сами органы опеки?

Людмила Киселева: Органы опеки должны осуществлять надзор за теми организациями, которые зарегистрированы как опекуны или попечители несовершеннолетних или недееспособных взрослых людей. Это интернаты и психиатрические больницы. Но эти учреждения относятся либо к департаменту образования, либо к департаменту здравоохранения, либо к департаменту соцзащиты, то есть к совершенно разным отраслям. Почему я и говорю о специальном органе, который бы направлял органы опеки и говорил, каким образом проверять деятельность этих учреждений. На сегодняшний день критериев для их оценки никто не обозначил. То есть нет регламентирующих документов, которые бы помогали нам оценивать деятельность, в частности, учреждений, осуществляющих опеку над взрослыми людьми. Как правило, мы пользуемся уже наработанным опытом, многое установилось ежегодной и ежедневной практикой. Иногда то, что мы наработали с детьми, мы применяем и в работе со взрослыми.

ИА REGNUM: Как у вас происходит отбор сотрудников? Есть какие-то особые требования к людям, работающим в органах опеки?

Людмила Киселева: Здесь должен работать универсальный человек... Нашим сотрудникам нужны и юридические знания, и умение работать с людьми, и коммуникабельность. Причем нужно знать очень хорошо приемы социальной работы, нужно обладать организаторскими способностями, быть терпеливыми. Поэтому людей к нам подобрать достаточно сложно. Как правило, у нас работают педагоги плюс юристы.

ИА REGNUM: Сколько в администрации Приморского района работает людей в органе опеки и попечительства?

Людмила Киселева: У нас работает 4 человека, это очень мало. Особенность Приморского района в том, что на территории нашего района находится два интерната, в Ширше и в Трепузово - и областная психиатрическая больница. Всего у нас на учете состоит более 600 совершеннолетних недееспособных граждан, и мы должны осуществлять надзор и соблюдение их прав. И на всех 600 человек в администрации есть только один человек. Объем работы очень большой, и есть ли у него возможность сделать эту работу хорошо и качественно? Я не уверена. Помимо этого есть еще и новые проблемы. В частности, наличие имущества у недееспособного человека. Нужно им как-то распорядиться и проконтролировать, чтобы его не похитили. Эта проблема раньше была не так актуальна, а с ростом доходов населения и проблема растет. Мы понимаем, что с ней будем сталкиваться все чаще.

ИА REGNUM: Органы опеки курируют осуществление сделок с недвижимостью, касающихся несовершеннолетних детей?

Людмила Киселева: Продажа жилья сегодня невозможна без органов опеки. Давая заключение на сделку, мы берем на себя ответственность. После этого издается распоряжение главы о том, что сделку можно совершить. В этом случае нужно семь раз проверить, прежде чем разрешать. К сожалению, бывают случаи, когда родители ухудшают условия проживания детей. Наш район очень большой и нам требуется проверять условия проживания наших подопечных. Но глава Приморского района, понимая это, выделил нашему отделу машину, то есть обеспечил нас транспортом.

ИА REGNUM: Людмила Альбертовна, расскажите, как сегодня обеспечивают жильем детей из интернатов?

Людмила Киселева: Я бы выделила два направления работы. Первое - это сохранение за ребенком того жилья, право на которое он имел, когда изымался из неблагополучной семьи. Конечно, никто не позволит пьющим родителям продать его квартиру, но вот довести ее до очень плохого состояния они могут. Таких примеров довольно много, и это является проблемой. Здесь нам могут помочь сохранить квартиру только администрации поселений, участковые милиционеры или соседи этих людей. Второе направление работы - это обеспечение жильем детей, дома которых сгорели или были иначе утрачены. В Приморском районе на сегодняшний день 18 таких детей. На обеспечение их жильем выделяют средства из областного бюджета, у 2008 году нам выделено 2 миллиона рублей. Но купить квартиру на вторичном рынке довольно непросто. Нам нужно сначала объявить конкурс. Также нужно, чтобы гражданин, желающий продать квартиру, подал заявку на конкурс, собрал массу документов. Конкурсные процедуры длятся месяц, они могут еще и затянуться. Понятно, что в таких условиях желающих продать квартиры будет немного. Еще одна сложность в обеспечении прав ребенка возникает при переезде семьи в другой город или даже другую страну. Нам приходится принимать решение, опираясь отчасти на интуицию. Кто гарантирует, что там, в другом государстве, не будут нарушены его права? Вот это, наверное, самое сложное. Мы должны убедиться, что семья делает все ребенку во благо.

ИА REGNUM: Как вы относитесь к предложениям создать институт уполномоченного по правам ребенка?

Людмила Киселева: Сложно сказать... Хотя у уполномоченного по правам человека есть свои правовая служба, часто они отсылают к нам людей с проблемами несоблюдения прав детей. Можно сказать, что органы опеки уже сейчас выполняют функции того самого уполномоченного по правам ребенка, которого предлагают ввести. Поэтому не могу ничего сказать о целесообразности введения нового института. Наверное, многое будет зависеть от того, какой это будет человек. Если деятельный и грамотный, то он может принести немало пользы.

ИА REGNUM: Можно ли сказать, что роль органов опеки год от года растет? Еще пять лет назад мы практически ничего не знали о вашей работе.

Людмила Киселева: Да, я согласна, что роль опеки растет. Сирот у нас меньше не становится, как это ни грустно звучит, их становится больше. Не так давно появилась новая задача - дети должны воспитываться в семье, поэтому теперь мы ищем эти семьи. И эти семьи должны быть хорошими. Бывает такое, что ребенок попадает не туда, куда бы он хотел. Здесь тоже роль опеки очень важна. Мы должны не допускать фактов жестокого обращения с детьми. К сожалению, такие случаи есть. Когда такое обнаруживается, мы себя корим, что это мы чего-то не увидели на этапе рассмотрения документов, не досмотрели.

ИА REGNUM: С введением института патроната многое изменилось?

Людмила Киселева: В этом году в Приморском районе патронат развивается существенно быстрее, чем в прошлом году. В патронатные семьи взяли уже больше детей, чем за весь 2007 год. Иногда приходится людям отказывать в усыновлении детей из-за того, что у них низкая зарплата. Дети же должны получить в семье хорошие условия, а не жить так, чтобы им во всем отказывали. Есть не только патронат, но и другое явление - гостевая семья. Эти новые формы работы с людьми нам существенно помогают. Иногда люди не хотят сразу усыновлять или удочерять ребенка. А после того, как дети погостят у них в течение лета, новые родители не хотят с ними расставаться. И не нужно бояться брать больных детей, им ведь тоже нужны любящие родители.

ИА REGNUM: Не могли бы вы рассказать вкратце о том, что изменится в 1 сентября после вступления в силу закона об органах опеки и попечительства?

Людмила Киселева: Новый закон определяет основные понятия "опека" и "попечительство", определяет обязанности попечителей, порядок сопровождения опекаемых, порядок определения попечителей. В нем описана сама процедура назначения попечителей, появляется понятие "предварительная опека", которого раньше не было. Оно необходимо, когда нужно в срочном порядке определить первых опекунов для детей. Особых изменений не предвидится. Закон систематизирует все законные и подзаконные акты, на основании которых работали органы опеки.