Верховный суд Дагестана накануне на основании оправдательного вердикта коллегии присяжных оправдал девятерых подсудимых, обвиняемых в подготовке теракта в махачкалинской мечети и убийства одного из духовных лидеров Дагестана шейха Саида-Афанди Чиркейского, сообщает газета "КоммерсантЪ" 19 августа. На пресс-конференции в Москве в декабре прошлого года президент республики Муху Алиев называл их террористами.

Присяжные не нашли в деле даже "события преступления". Как пишет издание, в декабре прошлого года глава МВД Дагестана Адильгерей Магомедтагиров доложил президенту Муху Алиеву, что его подчиненными разоблачен таджик-ваххабит, создавший группу и собиравшийся взорвать Джума-мечеть в Махачкале, а также совершить убийства шейха Саида-Афанди Чиркейского и начальника экспертно-криминалистического центра МВД Наби Ахадова.

МВД объявило, что задержанные признались о вхождении в их группу Юрия Нестерова и Гимбата Абакарова, убитых 9 октября прошлого года во время спецоперации на улице Орджоникидзе в Махачкале.

Организатором террористической группы оказался Заир Хакимов, который, согласно версии следствия, "прибыл в Махачкалу в конце 2006 года с целью изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности Российской Федерации" и объявил себя амиром созданного им "джамаата", пишет газета.

Если верить обвинительному заключению, в "джамаат" входили шесть членов строительной бригады, хозяин квартиры, где они делали ремонт, а также два студента, снимавшие квартиру вместе с их бригадиром. Всех их взяли после ареста некоего Залимхана Мусаева, который сейчас отбывает срок за убийство милиционеров. В ходе следствия обвиняемый Мусаев признался, что вступил в группу некоего Заира, который приехал из Таджикистана с целью организации джихада (правда, в суде свидетель Мусаев отказался от этих показаний).

В обвинительном заключении сказано: "Для постоянного пополнения финансов джамаата Заиром Хакимовым была создана строительная бригада, деньги от работ которой вносились в общую кассу и расходовались на приобретение оружия, боеприпасов, взрывчатки, машин и компакт-дисков с агитационными материалами". Очевидно, столь необычная для боевиков схема финансирования не оставляла им времени для самого джихада, потому что в обвинительном заключении не было ни слова о том, какие именно преступления они совершили или собирались совершить. Правда, у некоторых задержанных нашли оружие, но в суде они единогласно заявили, что его им подбросили.

Всех девятерых судили за участие в НВФ и хранение оружия (статьи 208 и 222 УК РФ).

Подсудимые на суде заявили, что давали признательные показания под давлением следствия. А причиной для обвинения их в терроризме стало, по их словам, то, что они молились. "Трудно бороться с терроризмом, когда его нет, - сказал адвокат Рашид Джафаров. - Поэтому сначала создают террористов, а потом с ними борются".