17 августа минуло десять лет со дня, когда в стране случился дефолт. "Черный понедельник" стал для одних днём крупных потерь, а для других - точкой отсчета процветания. Одни эксперты говорили о его неизбежности и необходимости для оздоровления российской экономики, другие считают большой ошибкой и преступлением. О значении и последствиях для России дефолта 1998 года своим мнением с корреспондентом ИА REGNUM поделился заместитель председателя экономического совета при президенте Республики Дагестан Михаил Чернышов.

ИА REGNUM: Каковы были причины дефолта?

В понедельник 17 августа всё только начиналось. По-настоящему кризис разразился в воскресенье 23 августа, когда президент Ельцин отправил в отставку российское правительство и 19 дней страна находилась в безвластии. Главная причина кризиса 1998 года - это преступная некомпетентность Бориса Ельцина. Остальное - частности. 17 августа Кириенко объявил дефолт (приостановку платежей по государственным облигациям ГКО-ОФЗ) и гибкое 50% обесценение рубля до конца года. Неприятно, но не страшно. В нашей истории был "черный вторник", но он не вызвал масштабного экономического кризиса. К потере управляемости и главным последствиям кризиса привел волюнтаризм Ельцина, который пренебрег старой народной мудростью: "коней на переправе не меняют".

ИА REGNUM: Можно ли было избежать дефолта?

Кризис 1998 года должен был произойти. О нём знали, его ждали. Но он должен был быть не таким масштабным и значительно менее болезненным. Дефолт - это лишь попытка разрубить "гордиев узел" пирамиды ГКО-ОФЗ. Но эти игры были уделом достаточно узкого слоя. В основном экономика пострадала не от дефолта, а от резкой девальвации рубля и последовавшего вслед за этим скачка инфляции.

ИА REGNUM: Сегодня глобальная финансовая система нестабильна - падающий доллар, кризис на рынке кредитования и продовольствия, дорожающие энергоресурсы и так далее. Насколько российская экономика застрахована от повторения событий летней давности?

Доллар не насколько слаб, как о нём принято думать. В последние недели мы могли наблюдать как соотношение "евро-доллар" скатилось с отметки 1,59 до 1,47. И это только репетиция укрепления доллара. Премьера состоится после президентских выборов в США, а её последствия мы наглядно увидим уже в 2009 году. Если судить о том, насколько может подняться доллар, то правильней будет говорить о пределе 1,25-1,3 доллара за 1 евро. Этот уровень показывает анализ инфляции в США и Еврозоне. Цена нефти за последний месяц упала на 20% и в течение года она может опуститься до отметки 60-70 долларов за баррель. Тогда наступит некоторая стабилизация на рынке продовольствия. Мировой финансовый кризис на Россию пока существенно не влияет.

ИА REGNUM: Но может ли повториться кризис? Какие существуют риски и как их нейтрализовать?

Давайте разобьём кризис 1998 года на несколько составляющих. Во-первых, дефолт. Дефолта по долгам государства не будет, так как долгов немного и денег в стабфонде достаточно. А вот дефолт по долгам банков и корпораций может произойти. Если на начало 2008 года государственный внешний долг России составлял 37 млрд долларов, то долг корпораций превышал 249, а банков 164 млрд долларов. Во-вторых, девальвация. Стоимость рубля сильно завышена. За последние девять лет цены в РФ выросли в 3,8 раза, а средняя стоимость пары "доллар-евро" увеличилась всего на 24%. Если оценить реальный курс российской валюты, то сейчас он находится в пределах 57 рублей за 1 доллар или 84 рублей - за 1 евро. Тогда вновь включатся механизмы замещения импорта, и начнётся оздоровление экономики. В-третьих, инфляция. В этом году она уже достаточно высокая, но это будет явно не 80%, как в 1998 году, а всего 12-15%. Это в среднем. На товары, потребляемые бедными, рост цен составит 40-50%. Плохо, но не кризис. В-четвертых, потеря управляемости. Лично я не верю, что в критический момент президент Медведев может отправить в отставку правительство Путина. Нынешний президент на порядок более вменяем, чем Ельцин. И Путин - это не Кириенко. И в-пятых, потеря доверия народа к государству. Моя позиция: российскому государству верить нельзя, у него иной вектор интересов, чем у страны и народа. Поэтому "кинуть" своих граждан государство может в любой момент. Вывод: ситуация в экономике может ухудшиться, но повторение кризиса в масштабах 1998 года - крайне маловероятно. Тучи над российской экономикой сгущаются, но грозой пока не пахнет.

ИА REGNUM: Вы считаете, что вместо падающего доллара мы увидим падающий рубль?

Мы уже это видим. Во время событий в Южной Осетии одновременно с оттоком спекулятивного капитала рубль стал "проседать" по отношению к доллару на 80 копеек в день. Но так как потери управляемости не ожидается, то резкого обесценения рубля не будет. А плавная девальвация рубля уже началась. 57 рублей за доллар мы, конечно, пока не увидим, но ориентир понятен.

ИА REGNUM: А откуда взялась цифра 57 рублей за доллар?

Эта цифра получена двумя путями. Во-первых, сопоставили инфляцию за последние 9 лет в России, США и Еврозоне. Получилось, что доллар должен стоить более 57 рублей. Во-вторых, посчитали: по какому курсу ЦБ России сможет нам обменять все наши рубли на валюту. На начало 2008 года на 1 доллар резервов ЦБ РФ приходилось примерно 55 рублей (отношение денежной массы к золотовалютным резервам Центробанка России за вычетом корпоративного и банковского внешнего долга). Разница между двумя результатами - всего 3,5%. То есть 57 - это тот минимум, до которого сегодня может обесцениться рубль в случае крупного финансового кризиса.