Любые серьезные потрясения в российской финансовой системе, в том числе дефолты, в нынешней ситуации практически полностью исключены. Об этом корреспонденту ИА REGNUM заявил директор Уфимского филиала инвестиционной компании "АТОН" Альберт Валиев.

"Объяснений тому несколько: во-первых, наша страна имеет отличный платежный баланс, обусловленный высокими ценами на нефть и газ, - делится Альберт Валиев. - Во-вторых, можно отметить абсолютнейшую стабильность и предсказуемость политической ситуации в России как минимум до 2024-2028 года. В-третьих, мы имеем стабильный и предсказуемый рубль и, как следствие - очень важный и цементирующий фактор - это появление и быстрый рост понятия "отечественный частный инвестор" - которого в 1998 году попросту не существовало в природе как такового".

"Причины дефолта 1998 года были в неумении тогдашних российских властей управлять долгом, заимствоаваниями, как внешними, так и внутренними, говоря проще - долг был слишком большой, - полагает эксперт. - Конечно, также нужно учитывать то, что в 1990-ые годы была очень нестабильной политическая ситуация, экономика, доставшаяся в наследство от советских времен, была разваливающейся и неэффективной, как следствие уровень доходов населения и внутреннего потребления также был на необычайно низком уровне. Безусловно - пройти те годы перестройки без дефолта было возможно".

"В сегодняшней ситуации - по сути, последняя нерешенная проблема российской экономики - это обеспечение главенства принципа равноправной конкуренции между любыми субъектами экономического процесса будь то частник или крупная государственная структура. Руководство России и Башкирии делают очень много шагов в этом направлении, сейчас все говорят о поддержке малого и среднего бизнеса, но на сегодня сделаны только первые шаги в этом направлении", - считает Валиев.

"Сегодня Россия находится в состоянии экономического бума, - говорит Альберт Валиев. - Внешние факторы очень благоприятны - дорогие энергоресурсы, малая зависимость отечественной банковской системы от западной, рекордные золотовалютные резервы, продолжающий увеличиваться стабилизационный фонд - всё эти факторы говорят о том, что в ближайшие 5-10 лет российская экономика и, соответственно, цены на акции российских компаний будут уверенно расти и, безусловно, - коррекцию последних недель необходимо использовать для формирования долгосрочных портфелей".

Напомним, что 17 августа 1998 года российская экономика пережила финансовый кризис - дефолт, когда правительство объявило о своей неспособности исполнять обязательства заемщика по государственным краткосрочным обязательствам (ГКО) и облигациям федерального займа (ОФЗ). Негативными последствиями финансового кризиса стали обвал курса рубля, сильная инфляция, падение реальных доходов населения, коллапс банковской системы и финансовых рынков.

Спустя 10 лет, согласно опросам общественного мнения в 44 регионах России (приведенным Фондом "Общественное мнение", статистическая погрешность не превышает 3,6%), всего 36% россиян помнят, какие события происходили в стране в августе 1998 года, 52% не помнят их и 13% затруднились ответить. Опрос показал, что на вопрос о том, что именно тогда произошло, основная часть ответов (20% от числа опрошенных) свелась к тому, что случился дефолт, 4% говорили о кризисе (экономическом, финансовом, денежном). Упоминались различные проявления финансового кризиса: девальвация рубля (5%, причем в этой связи люди часто говорили об отношении рубля к доллару), обесценивание денежных вкладов, инфляция (по 1%). Были и ошибки в ответах: например, назывались другие события - деноминация, "черный вторник" (обвал рубля в октябре 1994 г.), а также путч в августе 1991 года и события октября 1993 года (все - по 1%). В ходе опроса участникам напоминали, что в августе 1998 года случился финансовый кризис, дефолт, и спрашивали, пострадали ли лично респондент или его семья в ходе августовского кризиса. Около трети опрошенных (34%) заявили, что от кризиса ни они, ни их семьи не пострадали, 35% ответили, что от кризиса они пострадали существенно (18% - "сильно", 17% - "очень сильно"), а 17% респондентов заявили, что кризис их почти не коснулся (13% пострадали "слабо", а 4% - "очень слабо").