За что переплачиваем? петербургская экономика в СМИ

Санкт-Петербург, 13 августа 2008, 12:00 — REGNUM  Петербургская экономика глазами городских СМИ. 4 - 11 августа 2008 года.

Налоговики нашли миллионы - Заправки с политическим подтекстом - "Автомир" vs "Автомир": столичная тезка победила петербургскую - На фоне подорожания стройматериалов в Санкт-Петербурге дешевеет цемент

Так умирают империи...

Главной новостью прошедшей недели стало предъявление одному из ведущих игроков городского топливного рынка - "Петербургской топливной компании" (ПТК) - обвинений в неуплате налогов. Компания знаменита также тем, что ее связывают с именем авторитетного петербургского бизнесмена Владимира Барсукова (Кумарина), арестованного по "рейдерскому делу".

Содержание налоговых претензий конкретизировал "Коммерсантъ": "Следственные органы города завели уголовное дело по результатам проведенной в конце прошлого года выездной налоговой проверки. Следствие полагает, что компания уклонилась от налогов, заключив ряд фиктивных сделок с компанией-однодневкой. В 2004 - 2005 годах ЗАО "ПТК" закупило топлива почти на 3 млрд рублей у ООО "Скелс". Инспекторы обратили внимание на несоответствие бухгалтерской отчетности в "Скелсе" и ПТК. Доходы в первой компании за 2004 и 2005 годы, по бухгалтерской документации, составили 45 и 49 млн рублей соответственно. Однако по документации Петербургской топливной компании, только по договорам со "Скелсом" было куплено товара на 2,7 млрд за два года.

ЗАО "ПТК", являясь официальным поставщиком топлива для городского пассажирского автотранспорта, продало его бюджетным организациям и предприятиям - таким, как ГУП "Пассажиравтотранс", по договорам, заключенным на основании тендеров. Факта наличия товара, продажи топлива Петербургской топливной компанией и выплаты со сделки налогов инспекция не оспаривает" (05.08).

В свою очередь "Фонтанка" сообщила, что "генеральный директор ООО "Скелс" Сергей Ефимов отказывается от факта подписания им контрактных документов и заключения с Петербургской топливной компанией каких-либо договоров" (04.08).

Интернет-издание "regions.ru" привело по этому поводу мнение эксперта: "Обычно при заключении контракта покупатель уплачивает продавцу сумму вместе с налогом на добавленную стоимость. В ряде случаев после заключения сделки у него возникает право возмещения НДС из государственного бюджета. Это достаточно простая схема делания денег из воздуха - возмещение НДС при заключении фиктивных сделок", - говорит юрисконсульт ООО "ММ Полиграфоформление Пэкэджинг" Игорь Лушин. Он добавил, что факт поставки товара покупателю можно доказать, предоставив банковские платежные документы и торгово-транспортные накладные. "Если у ПТК вся эта документация в порядке, то в таком случае налоговая служба должна предъявлять претензии не ей, а продавцу, который, видимо, не заплатил в бюджет налоги с НДС", - говорит господин Лушин" (05.08).

"Ведомости" напомнили, что "участники топливного рынка часто сталкиваются с налоговыми претензиями, но впервые они достигли столь значительных сумм, говорит руководитель одного из петербургских розничных операторов. У ПТК самая большая независимая сеть в городе, поэтому и размеры претензий к компании самые крупные, полагает менеджер. Он оценивает годовой оборот ПТК примерно в 300 млн долларов". "Компания сможет выиграть суд у налоговой, если докажет, что у нее действительно не было оснований подозревать "Скелс" в том, что она однодневка, считает юрист фирмы "Дювернуа лигал" Светлана Соловьева. По ее словам, ФНС часто по подозрению в организации схемы по уходу от уплаты налогов предъявляет претензии той компании, которую проще разыскать. Если же она пытается оспорить решение налоговиков, то те передают данные проверки правоохранительным органам, которые заводят уголовное дело. Это дает налоговикам дополнительный рычаг давления на компании в ходе рассмотрения дела в арбитраже, рассказывает Соловьева" ("Ведомости", 05.08).

Справка ИА REGNUM

ЗАО "Петербургская топливная компания". Основана в 1994 году. Владеет примерно 140 АЗС в Санкт-Петербурге и других регионах (Ленинградской, Псковской, Тверской, Новгородской областях, а также в Эстонии), а также двумя крупнейшими в городе нефтебазами общим объемом 100 000 т. Акционеры - 99,4% принадлежит Петербургскому городскому банку, который контролируется супругами Ольгой и Андреем Голубевыми.

Досье ИА REGNUM

Крупнейшие сети АЗС в Санкт-Петербурге (по данным Нефтяного клуба Санкт-Петербурга):

ПТК - 90

Лукойл - 90

Фаэтон (с учетом "Аэро" и "Норма") - 37

Линос - 37

Neste - 31

Shell - 14

Заправки с политическим подтекстом

Впрочем, налоговые приключения "ПТК" оказались не единственной новостью из стана нефтепроизводителей. СМИ активно обсуждали победу компании "ТНК-ВР" на торгах на право аренды участков под АЗС.

Справка ИА REGNUM

Холдинговая компания ТНК-ВР начала свою работу в сентябре 2003 года. В ее состав вошли активы компаний ТНК, СИДАНКО и ВР в России. 50% долевого участия в ТНК-ВР принадлежит компаниям "Альфа-групп", "Аксесс/Ренова" и столько же ВР. С учетом 50-процентной доли в компании "Славнефть" объем добытой нефти в 2005 году ТНК-ВР составил 87,6 млн тонн. Под управлением холдинга находится сеть автозаправочных станций на территории России и Украины, насчитывающая более 1,6 тыс. единиц. Президентом и главным управляющим директором ТНК-ВР является Роберт Дадли, исполнительным директором по развитию газового бизнеса - Виктор Вексельберг.

Конфликт между британскими и российскими акционерами компании привел к тому, что ее управляющий директор Роберт Дадли покинул Россию. Причиной скандала стали завышенные, по мнению российских работников, вознаграждения для иностранных менеджеров, работающих в компании.

Фактуру торгов добросовестно изложил еженедельник "Недвижимость и строительство Петербурга". "Фонд имущества выставил на аукцион девять участков в Кировском, Московском, Невском, Курортном, Красногвардейском, Приморском и Фрунзенском районах. Все они имеют различные обременения по использованию, а два участка заняты незаконными автостоянками. Совокупная площадь наделов - 28 174 кв.м. На участие в торгах поступили заявки от компаний "Shell", "Statoil", "Фаэтон" и "ТНК-ВР". Все они азартно торговались, но только "ТНК-ВР" продержалась от первого до последнего шага. Первым борьбу прекратил представитель "Shell", последним сдался "Statoil". В ходе торгов цена на лот выросла более чем в два раза - с 247,5 млн до 507,375 млн рублей (свыше 21,5 млн долларов, или порядка 766 долларов за 1 кв. м земли). Как отмечают в Фонде имущества, итоговая стоимость аренды 1 кв. м земли на аналогичных торгах, прошедших в январе (победителем тогда стала компания "Роснефть"), составила менее 200 долларов" (11.08).

Однако, по версии собеседников газеты "Ведомости", цена, предложенная "ТНК-ВР", была чрезмерно высокой. "В том, что "ТНК-ВР" переплатила, уверен гендиректор "Фаэтон-аэро" Антон Иванов. "ТНК-ВР" не первый раз покупает в Санкт-Петербурге сложные участки. В конце 2005 г. нефтяная компания приобрела на торгах лот из 15 участков за 25 млн долларов с обязательством застроить их за два года" (08.08).

О грандиозных планах компании сообщало и ИА REGNUM. "ТНК-BP планирует построить в течение трех лет в Санкт-Петербурге 60 новых автозаправочных станций: 40 - под торговой маркой ТНК, ориентированных на средний класс, и 20 - под брендом BP (premium). Инвестиции в проект составят около 150 млн долларов. Если ТНК-ВР удастся реализовать планы по постройке 60 АЗС, она станет одним из крупнейших топливных операторов в Санкт-Петербурге" (20.11.06)

"Однако из этих участков только на девяти построены станции, до конца года количество АЗС увеличится до 12, а оставшиеся три откроются в 2009 г. По крайней мере, так утверждает представитель компании Марина Драчева. Сеть из дополнительных заправок "ТНК-ВР" не повлияет на рынок, считает г-н Иванов: "Рынок поделен и переполнен, новым компаниям бессмысленно пытаться сюда входить" ("Ведомости" 08.08).

С оценкой о чрезмерности платы за участки согласились и собеседники "Делового Петербурга", отыскавшие в сделке политическую подоплеку: "Участники рынка уверены, что на торгах компания "ТНК-ВР" руководствовалась не экономическими расчетами, а политическими амбициями. "Предложенная цена крайне высока для участков под АЗС", - уверен Андрей Арзамасцев, генеральный директор ООО "Шелл-АЗС" (08.08).

"Участники аукциона отмечают, что выставленные вчера на торги участки были выбраны и предложены администрации города самой "ТНК-BP", которая уже провела все необходимые проработки этих территорий и готова начать строительство в ближайшее время. Теперь, получив эти участки, при выполнении инвестиционных условий компания сможет продлить договор аренды на 49 лет либо приобрести данные земельные участки в собственность. Директор по СМИ "ТНК-BP" Марина Драчева говорит, что всего в розничные сети ТНК и BP (компания развивает их обе в среднем и премиальном сегментах) в Санкт-Петербурге планируется инвестировать 150 млн долларов. Также она отметила, что в течение пяти лет в Санкт-Петербурге и Ленинградской области планируется построить около 50 АЗС" ("РБК daily", 08.08).

В "Деловом Петербурге" обратили внимание на то, что "на торгах был и другой сюрприз - участие норвежской компании "Statoil", которая в апреле заявила о планах развить в Санкт-Петербурге сеть из 40 АЗС. Как сообщил Андрей Черняк, генеральный директор "Фаэтон Девелопмент Груп", "Statoil" второй раз участвует в торгах, но еще ни разу не победила" (08.08).

Досье ИА REGNUM

Строительство новых АЗС в Санкт-Петербурге (по данным "au92.ru").

2002 - 37

2003 - 10

2004 - 15

2005 - 29

2006 - 22

2007- 28

"Автомир" vs "Автомир": столичная тезка победила петербургскую

Петербургское ООО "Автомир" пострадало из-за более фешенебельной и солидной тезки - одноименной группы компаний из столицы. ФАС наложила на городскую компанию, начавшую работать в регионе за 7 лет до появления своей обидчицы, существенный штраф. О бедах ООО "Автомир" рассказало 11 августа "РБК daily".

Издание сравнило масштабы петербургской и московской компаний: "Группа компаний "Автомир" является дилером 24 автомобильных брендов. У группы 27 салонов и сервисных центров, из которых 17 находятся в Москве, остальные в регионах... ООО "Автомир" занимается продажей и обслуживанием новых и подержанных машин российского и иностранного производства. У компании пять салонов продаж в Санкт-Петербурге и станция техобслуживания".

Московский "Автомир" тягается с местным довольно давно. Портал AdLife.spb.ru напоминает, что "проблемы с названием у петербургского "Автомира" начались ещё в 2005 году, когда на здешний рынок вышла московская группа компаний" (11.08). Конфликт Давида с Голиафом в итоге закончился проигрышем "мелкой" конторы: "В пятницу ФАС распространила сообщение о наложении административного штрафа в размере 25,528 млн рублей на питерское ООО "Автомир". "Компания продавала автотранспортные средства и проводила дальнейшее их обслуживание с незаконным использованием словесного обозначения "Автомир", что является актом недобросовестной конкуренции", - говорится в сообщении антимонопольной службы". Издание констатирует, что ООО, выплатив такой штраф, имеет все шансы вовсе прекратить свое существование, ведь по экспертным оценкам такая сумма равняется примерно двухмесячной прибыли предприятия.

Стоит, однако, отметить, что ООО "Автомир" сдалось не без сопротивления. "Местная компания была образована в 1997 году - за семь лет до прихода московского предприятия. Уже тогда была предпринята попытка лишить городского дилера своего названия. Однако петербуржцы, по словам эксперта, прибегли к помощи ивановской компании с аналогичным названием, у которой имелись юридические права на наименование. Группе "Автомир" пришлось доказывать свои исключительные права на торговую марку по всей России, и ивановская компания решением суда была лишена прав на наименование "Автомир".

На фоне подорожания стройматериалов в Санкт-Петербурге дешевеет цемент

Еженедельник "Недвижимость и строительство Петербурга" предрекает продолжение стагнации на рынке новостроек, хотя и осторожничает в своих прогнозах: "Цемент в Санкт-Петербурге с начала года подешевел примерно на 10%, а его производство сократилось. Впрочем, эксперты призывают не делать поспешных выводов о спаде строительной активности" (11.08).

"К началу августа цемент в Москве можно было купить на 20% дешевле, чем в январе. Это подтверждают результаты торгов ММВБ. За тонну цемента некоторых марок просили менее 4 000 рублей. В Санкт-Петербурге коррекция не столь значительна. По данным

Регионального центра по ценообразованию в строительстве (РЦЦС), падение составило в среднем 8-12% (за январь - август) в зависимости от марки. Первым в регионе на понижение пошел Пикалевский цементный завод, входящий в "Евроцемент групп", - описывает ситуацию издание.

Уникальное явление - удешевление строительного материала - "Недвижимость и строительство" сначала пытается списать на рост импорта цемента, из-за которого в Санкт-Петербурге мог случиться переизбыток сыпучей составляющей новостроек. Но ведь одновременно падает и местное производство, так что профицита не получается: "На этом фоне сократились объемы производства цемента в Ленинградской области. По данным консалтинговой компании "Решение", за первые шесть месяцев 2008 года местные заводы произвели 1,38 млн тонн цемента против 1,5 млн тонн за тот же период 2007 года".

Издание так и не решается впрямую озвучить мысль о том, что на цемент (во всяком случае, отдельные его виды) мог просто упасть спрос из-за замедления темпов нового строительства. "Недвижимость и строительство Петербурга" утешает: ""Нынешний спад - это, скорее, временное явление, - соглашаются в компании "Инпроком". По прогнозам экспертов, емкость цементного рынка по Санкт-Петербургу и области в этом году может достигнуть 4 млн тонн, что примерно на 500 000 тонн больше, чем в 2007 году".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.