"Сергей Митин остаётся "чужим" для новгородцев": эксперты о годе правления губернатора Новгородской области

Великий Новгород, 12 августа 2008, 17:54 — REGNUM  

7 августа 2008 года исполнился ровно год, как заместитель министра сельского хозяйства РФ, уроженец Нижегородской области Сергей Митин занял пост губернатора Новгородской области. Общественность региона, которым на протяжении почти 16 лет руководил Михаил Прусак, ждала от нового руководства области перемен. Но Митин сразу заявил: "Чудес не будет".

"В начале надо было много "успевать и торопиться"

И сейчас, спустя год, новый губернатор не обещает области быстрых и кардинальных преобразований, констатируя, что позитивные перемены только начались. Как сообщает сегодня, 12 августа, ИА REGNUM, на пресс-конференции в Великом Новгороде глава региона заявил: "В регионе остаётся еще много проблем, проблем системных, но период спешки прошёл. Мы более-менее разобрались с дорогами, активно решаем проблемы газификации, доходную часть бюджета удалось увеличить на 60%, у региона, наконец, появились деньги - в первом полугодии 2008 года полмиллиарда рублей было потрачено на решение проблем социальной сферы, приходят новые проекты, а значит - у людей появляется работа, растёт уровень заработной платы".

Губернатор признаёт, что в начале его работы в Новгородской области приходилось "успевать и торопиться". "Нужно было быстро принимать решения и успевать реагировать на очень многие события, которые "свалились" в первые дни - подрыв "Невского экспресса" на Октябрьской железной дороге 13 августа 2007 года, а через несколько дней - массовое отравление детей в детском лагере "Лесная сказка" в Старорусском районе. Я тогда убедился: Новгородская область не готова к таким событиям. Система оперативного реагирования на подобные ситуации в администрации области была не отработана. И когда дети отравились в лагере, и я туда сразу поехал, многие удивились", - вспомнил губернатор.

По его словам, Новгородская область в августе 2007 года, когда он приступил к обязанностям главы региона, находилась "в политическом цейтноте": в декабре истекали полномочия мэра Великого Новгорода Николая Гражданкина, а новый городской устав не предполагал выборов градоначальника, между тем ожидались выборы в Госдуму РФ и президента страны. Митин считает, что с этими проблемами руководству региона удалось справиться. "Новгородская область успешно приняла участие в обеих выборных кампаниях, были избраны два депутата Государственной думы РФ - Владимир Головнёв и Галина Изотова, которые, действительно, помогают решать многие важные вопросы на федеральном уровне, Великий Новгород избрал нового мэра, избран новый состав городской Думы", - рассказал губернатор.

Кроме того, в начале августа новое руководство области объявило о плановой реорганизации системы органов управления: губернатор фактически сформировал себе новую команду. Сегодня у Митина - восемь заместителей, в том числе два первых зама, из них лишь трое ранее работали в команде Михаила Прусака (Владимир Алфимов, Александр Филиппов, Арнольд Шалмуев). Митин не исключает, что состав его аппарата ещё будет меняться, а региональная администрация начнёт активно привлекать местные кадры. Несколько "варягов", в числе которых Анатолий Зяблицкий, занимавший пост первого заместителя Митина, а также бывшие вице-губернаторы Олег Тигунов и Александр Моисеев, не проработали в администрации Новгородской области и года. Официальной причиной ухода в отставку Зяблицкого называется его ухудшевшееся состояние здоровья, Тигунов оставил свой пост "по соглашению сторон", Моисеева "перевели" представлять регион в Москве от Новгородской торговой промышленной палаты. Губернатор объясняет эти отставки ещё и довольно низким уровнем бытового развития Новгородского региона: "Каждый из приходивших в администрацию области людей принёс много хорошего, но, к сожалению, Великий Новгород не всегда способен принять людей из столиц - социальная инфраструктура развита недостаточно".

Новгородские эксперты расходятся в оценках эффективности управленческой команды, созданной Сергеем Митиным. "Структура администраций и Новгородской области, и Великого Новгорода до сих пор находятся в неясном статусе, - комментирует политолог, директор общественно-политического центра "Диалог" Александр Жуковский. - Если бы тенденция следования административной реформе на территории Новгородской области продолжалась, то количество заместителей у губернатора должно было бы сокращаться, однако их число, по неофициальным сведениям, увеличилось уже до девяти". По словам эксперта, это - проявление так называемой "отраслевой структуры управления", которая сложилась в СССР и затем в России и которая противоречит принципам административной реформы, нацеленной, прежде всего, на проектное (процессное) управление. Политтехнолог Михаил Шимановский, напротив, считает, что сформированная Сергеем Митиным команда это - "оптимальная модель, способная обеспечивать эффективное управление регионом и качественный рывок в экономике области".

"Он не оправдал надежд"

Депутат Думы Маловишерского муниципального района, бывший главный федеральный инспектор по Новгородской области (2001 - 2004 гг.) Любовь Андреева называет выстроенную Митиным структуру управления областью "неоправданной, затратной и неповоротливой", которая, по мнению эксперта, "не отличается от структуры и стиля управления прежнего главы региона Михаила Прусака". "Это выразилось, во-первых, в привлечении к управлению случайных людей. Например, управлением в сфере социально-экономического развития муниципалитетов и расходованием дорожного фонда будет управлять генерал ФСБ Потёмкин, безусловно хороший человек, но трудно представить, как он поделит с другим заместителем губернатора Бегишевым полномочия по взаимодействию с органами местного самоуправления. Во-вторых, очевидна "чехарда" кадров в управлении на высших должностях администрации области, произведены замены нескольких заместителей губернатора, а пояснения власти - невразумительны. Наконец, не выработана структура управления, ответственность и подотчётность должностных лиц в администрации области, никто из заместителей губернатора ничего не решает, а сам губернатор ограничен в доступе к информации", - заявила Андреева. В качестве примера неинформированности главы региона политик привела историю с ОАО "Интурист-Новгород", акционеры которого в январе 2008 года обратились к губернатору за помощью. "В результате рейдерского захвата ликвидной собственности, совершенных бывшим директором ОАО Церковным и ЗАО "Деловой партнер", купившим гостиницу "Интурист" и котельную, был разрушен гостиничный комплекс, поставлены под вопрос инвестиции и реконструкция комплекса. Обращение акционеров так и не дошло до губернатора области, а на совещании 22 июля 2008 года, посвященного благоустройству территории "Интуриста", Митин предложил снести "недострой" комплекса и построить что-нибудь. Об обращении акционеров губернатору известно не было, или система не позволила ему узнать обстоятельства дела", - рассказала Андреева.

Политик также считает, что в регионе по-прежнему отсутствуют наработки и перспективные предложения в области нормотворчества, нет идеи по совершенствованию законодательства области, в том числе в экономике и взаимоотношениях с органами местного самоуправления. "С 2009 года вступает в силу в полном объеме федеральный закон № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", в соответствии с которым многие отношения с муниципалитетами будут кардинально изменены. В настоящее время проходят сложные процессы, которые в будущем будут обеспечивать раздел земли между муниципалитетами, раздел собственности. Однако губернатор Митин остаётся в стороне от этого, ограничивается заслушиванием отчётов глав муниципалитетов, не слышит и не видит проблем местной власти", - считает эксперт. По словам Андреевой, за год губернатор Митин "так и не установил конструктивный диалог с общественностью области и гражданским обществом". "Не случайно в некоторых районах области проходит сбор подписей за отставку нового губернатора, а СМИ тщательно замалчивают эти процессы. Усилия губернатора Митина в области декриминализации области также не увенчались успехом. Рассматривая как преступную группировку одних лиц, Митин и не заметил, как стал "подыгрывать" другим. Таким образом, итоги года работы нового губернатора Сергея Митина можно оценить как неудовлетворительные. Он не оправдал надежд новгородцев. Впору вновь выступать за общественное движение "Против Митина и коррупции", - заявила Андреева, которая, напомним, в 2007 году выступила одним из инициаторов создания движения "Против Прусака и коррупции".

"И все же хорошего больше?"

Однако большинство опрошенных ИА REGNUM экспертов дают позитивную оценку первого года правления Сергея Митина. "Губернатору удалось навязать свою "повестку дня" и настоять на безальтернативности определенных им сценариев развития, несмотря на зачастую негативное к ним отношение", - считает политтехнолог Михаил Шимановский. По его мнению, губернатор "ещё очень зависит от инфраструктуры системы управления, созданной при Михаиле Прусаке - многими бюджетными потоками в серьезных сегментах экономики и власти в регионе руководят еще члены команды прежнего губернатора". "Пока отсутствует собственный фон активности региональной элиты и её полная вовлеченность в процесс создания новых условий развития региона, что позволяло бы, с одной стороны, более точно определиться с потенциальными результатами, с другой, ускорило бы качественные изменения в регионе. Население также занимает выжидательную позицию: по-прежнему разделяя себя, свои интересы, и губернатора с его "московской" командой", - считает эксперт.

Эксперты констатируют: Новгородская область ещё только привыкает, присматривается к "варягу" Митину. "Работа по системному формированию его имиджа как первого лица в регионе не ведётся. Для населения, как и для многих представителей региональной элиты, губернатор по-прежнему остается "чужим", - заявила ИА REGNUM политтехнолог Светлана Лоскутова. - Если в начале губернаторского срока такое отношение к фигуре "пришлого" регионального лидера было естественным, то по прошествии года отсутствие изменений в этом отношении не может не настораживать". По её мнению, такая ситуация может привести к негативным последствиям, поскольку особенность национального менталитета - оценивать общее положение дел через призму имиджа фигуры первого лидера, а в регионе это особенно важно. "Суть настроений новгородцев вкратце можно свести к фразе "Что хорошего он может сделать, ведь он не стал своим", - считает Лоскутова.

Многие новгородцы убеждены, что о каких-то итогах деятельности Сергея Митина говорить пока рано. "Пока сложно давать оценку действиям губернатора за прошедший год, поскольку многие шаги высшего областного руководства рассчитаны на перспективу, - считает депутат Думы Великого Новгорода Андрей Моисеев. - Если даже взять узкий сегмент - малый бизнес, то и здесь пока всё неоднозначно. Определенно, в этом отношении начата работа, видна положительная динамика, но кардинальных перемен новгородский малый бизнес пока ещё не ощутил". По мнению политика, проблемы в регионе "безусловно, ещё есть, но быстро они и не могут решаться, поскольку прежнее региональное руководство слишком долго их накапливало". Юрий Мурашов, депутат Думы Великого Новгорода, председатель межведомственного Совета по борьбе с коррупцией согласен с Моисеевым: "Новгородская область досталась губернатору в запущенном состоянии, и за год кардинальных перемен просто не могло произойти. Но я вижу целый ряд положительных шагов. Первое, самое главное, шаги по декриминализации области. Второе, это, конечно, ключевые кадровые перестановки, благодаря которым бороться с коррупцией будет значительно легче. Третья составляющая - экономическая. Регион стал развиваться. Наконец, к нам начали приходить мощные инвесторы, такие как московский строительный холдинг СУ-155". "Безусловно, в первую очередь, это заслуга губернатора. При Михаиле Прусаке такое вряд ли было бы возможно, так как этому бы препятствовала мафиозность и закрытость прежней региональной власти", - заявил Мурашов.

По мнению новгородских экспертов, на деятельность Сергея Митина на посту главы администрации Новгородской области не могут не влиять факторы, которые не зависят от губернатора. По словам политтехнолога Шимановского, это - погрешности и искажения в вертикали власти, вызванные "двоевластием" на федеральном уровне, что предполагает повышенную конкурирующую активность групп влияния вокруг президента и премьера (и это не может не сказаться на регионе); это отсутствие в регионе больших человеческих и природных ресурсов, позволяющих осуществить быстрый рывок; это, наконец, зависимость от энергетических монополистов и стратегий развития двух мегаполисов: Санкт-Петербурга и Москвы, между которыми находится Новгородская область. "Для скептиков, которые наверняка ожидали от Митина большего (к революционным переменам всегда завышенные запросы), могу сказать, что при том феодально-криминальном стиле власти, который поддерживался в Новгородской области последние годы, при том, насколько прочно въелся этот стиль в плоть и кровь региональной административной и бизнес элиты, становится ясно - год руководства для Митина был далеко не простым", - говорит политтехнолог. Он убеждён, что главный итог года правления Сергея Митина состоит в привнесении во все сферы деятельности региона "отчётливой динамики развития во всех сегментах региональной экономики и власти".

Справка ИА REGNUM

Сергей Митин возглавил Новгородскую область 7 августа 2007 года после досрочного ухода в отставку прежнего главы региона Михаила Прусака, руководившего областью с 1991 года. Представляя новгородской общественности кандидатуру Митина на пост губернатора в августе 2007 года, полномочный представитель президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов отметил, что уход в отставку Прусака и назначение нового губернатора стали следствием "острокриминальной" обстановки в Новгородской области. На встрече с представителями общественности полпред сравнил Новгород с Чикаго 1920-х годов и сообщил, что в Новгородской области, по сути, сложился правящий триумвират. Регионом фактически руководили бизнесмены Тельман Мхитарян (владелец ряда крупных промышленных предприятий, организаций торговли и СМИ, который при Прусаке получил звание Почетного гражданина Великого Новгорода и считался советником губернатора по политическим вопросам) и Николай Кравченко (известный в народе как "Коля Бес"), а Прусаку отводилась роль стороннего наблюдателя. Автор книги "Новгородское Чикаго: 2001-2007 гг", директор Фонда исследования проблем демократии (Москва) и советник нынешнего губернатора Новгородской области Сергея Митина Максим Григорьев говорит, что в Новгородской области сложилась уникальная для России ситуация: криминальная "группа Мхитаряна-Кравченко" была легализована, а политика по закрытию региональной информации для федерального центра оказалась настолько эффективной, что о реальном положении вещей в Новгородской области в руководстве страны долгое время не знали. После отставки Михаила Прусака Мхитарян и Кравченко скрылись. Заместитель генерального прокурора РФ Александр Гуцан, назвав обоих лидерами новгородских организованных преступных групп (ОПГ), в октябре 2007 года объявил СМИ о том, что Мхитарян и Кравченко находятся за пределами Российской Федерации и объявлены в розыск. Местонахождение их до сих пор не установлено.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.