Антиармянский железнодорожный проект невыгоден России, но должен повысить уровень жизни армян: эксперт

Баку, 7 августа 2008, 11:56 — REGNUM  "Ни Армения, ни Грузия не заинтересованы в усугублении ситуации в Джавахке, и готовы прилагать усилия для минимизации любой возможности провоцирования межэтнических столкновений", - заявила в беседе с корреспондентом ИА REGNUM Директор Центра стратегического анализа SPECTRUM, кандидат исторических наук Гаянэ Новикова. По ее словам, ситуация в Джавахке достаточно сложная, поскольку к имеющемуся "букету" проблем добавилась еще одна: по его территории начинается прокладка железной дороги Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку. "Это фактическое усиление турецкого и мусульманского факторов в данном регионе, что является предметом озабоченности живущих здесь армян, да и самой Армении", - заметила она.

По мнению эксперта, грузинское руководство может обеспечить джавахкских армян рабочими местами на строительстве, и оно должно четко выполнять требования Совета Европы по обеспечению всех прав национальных меньшинств. Новикова заметила, что с учетом негативного опыта в Южной Осетии и Абхазии официальному Тбилиси необходимо приложить максимум усилий для улучшения экономической и социальной ситуации в Джавахке. "Хотя начинающееся строительство Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку исключает Армению из очередного коммуникационного проекта, оно должно в некоторой степени способствовать повышению уровня жизни наших соотечественников в Джавахке, что, в свою очередь, может остановить отток армянского населения из этого региона", - отметила Новикова.

В обострении ситуации, по словам директора Центра стратегического анализа, не заинтересованы также Турция и Азербайджан, которым жизненно необходимо сохранение стабильности и обеспечение безопасности этой транзитной зоны. По мнению Новиковой, совсем иная позиция у России. "Для России, арендующей армянскую железнодорожную сеть, новый железнодорожный маршрут, соединяющий Турцию, Грузию и Азербайджан, является проектом конкурентов, мешающим также обеспечению железнодорожных перевозок по оси север-юг", - заметила она.

Напомним, что в районном центре Ахалкалаки, населенном преимущественно армянами, 18 июля прогремел взрыв возле дома главы полиции Ахалкалаки Самвела Петросяна. В результате взрыва никто не пострадал, однако в тот же день сотрудники полиции ворвались в дом члена Демократического альянса "Единый Джавахк" Гургена Шириняна под предлогом его задержания. В процессе несанкционированного обыска при неизвестных обстоятельствах был убит сотрудник полиции Артур Беруджанян. 20 июля спецотряды окружили одно из полуразрушенных зданий в Ахалкалаки, где, по имеющейся у них информации, якобы скрывался Ширинян. В ходе операции вновь погиб еще один полицейский - Армен Габриелян. 21 июля в 04:00 бойцы ОМОН, ворвавшись в дом другого лидера "Единого Джавахка" Ваагна Чахаляна, обыскали его и арестовали членов семьи. Есть мнение, что данные действия были предприняты с целью подавления активности среди армянского населения грузинского региона Самцхе-Джавахети, на территории которого вскоре начнется реализация регионального железнодорожного проекта Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку, против чего и выступают члены "Единого Джавахка".

Проект железной дороги Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку обходит Армению и окончательно оформляет коммуникационную блокаду этой республики. Существующая железная дорога из турецкого Карса в армянский город Гюмри, а далее в Ахалкалаки (Грузия), Тбилиси и Баку заблокирована Турцией. Армении предлагается вывести войска из Нагорного Карабаха, а также прекратить усилия - государства и диаспоры - нацеленные на признание Геноцида армян в Османской империи начала прошлого века. Отметим, что Геноцид признан целым рядом государств и десятками американских штатов. В рамках проекта Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку планируется построить новую 105-километровую ветку железнодорожной магистрали, 76 км которой пройдут по территории Турции, 29 км - Грузии. Кроме того, в Грузии будет реконструирован 183-километровый участок железной дороги Ахалкалаки-Марабда-Тбилиси, для того, чтобы повысить пропускную способность до 15 млн. тонн грузов в год. Также в Ахалкалаки планируется построить пункт по переходу поездов с существующей в Грузии колеи на европейскую.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.