"Армянское общество сегодня стоит перед выбором: развивать и усиливать демократические ценности и институты, или же укреплять авторитарные тенденции внутри власти, чем еще более углубить пропасть, существующую между представителями власти и большей частью общества". Об этом пишет омбудсмен Армении Армен Арутюнян в статье для интернет-версии радиостанции "Свобода".

"Мы должны создать такую систему, в которой должностные лица правительства будут отчитываться перед обществом, и где сильная оппозиция сможет свободно действовать, не будучи вынужденной "выходить на улицы". Необходимо преобразовать избирательное законодательство, гарантировать беспристрастность и плюрализм электронных СМИ, уничтожить экономические монополии, как первый шаг в ликвидации олигархической системы в правительстве. В результате уменьшится поляризация в обществе, которая создает благоприятную почву для политической крайности. Самый опасный и недальновидный поступок, который мы можем сейчас совершить - это имитация реформ", - заявил омбудсмен, говоря о возможных путях выхода из сложившегося после 1 марта кризиса.

"Последние процессы в Армении, в частности, то давление, которое последовало после президентских выборов 19 февраля, было обусловлено жесткой системой правления, сверхцентрализацией власти, социальной и политической поляризацией, отсутствием общественного контроля в отношении представителей власти и политической свободы, а также созданием искусственной системы сдержек и противовесов. В результате всего этого большая часть общества потеряла доверие к общественным институтам, избирательным механизмам, системе правосудия и СМИ", - пишет Армен Арутюнян в контексте сложившейся в судебных и правоохранительных системах ситуации.

"Мы получили огромное количество жалоб по поводу того, что генпрокуратура требует держать под предварительным арестом подозреваемых в участии в массовых беспорядках 1-2 марта, даже в том случае, если факт их нахождения на свободе никак не может повлиять на результаты предварительного следствия. Это неприемлемая практика, которую мы унаследовали у советской системы уголовного права", - утверждает омбудсмен. По его словам, одна из главных проблем армянской судебной системы заключается в двойных стандартах и в фактах выборочного применения правосудия.

"Проанализировав жалобы, мы пришли к выводу, что судьи очень часто избегают права применять должное наказание в тех случаях, когда в роли обвиняемого выступает политическая структура или должностное лицо. 80% судебных приговоров, в которых виновными были признаны мэр, губернатор или офицер полиции должное наказание или совсем не применялось, или применялось очень поздно", - пишет защитник прав человека.

По утверждению Арутюняна, другой очень важной задачей для страны является необходимость разграничения политики и бизнеса.

"Бизнес и политика "слились" в одну отдельную группу, где одни и те же лица действуют и как предприниматели, и как политические деятели. Предприниматели приобрели достаточную мощь для того, чтобы влиять на публичную политику. Они и используют собственные связи и удачно защищают свои интересы посредством лоббистской деятельности. Параллельно с этим лица, находящиеся вне этих олигархических групп, не имеют никакой возможности участвовать в экономической деятельности, что в свою очередь приводит к несоразмерному распределению доходов и препятствует формированию среднего класса, который мог бы стать социальной основой для стабильности государства", - пишет Арутюнян.

По мнению омбудсмена, в таких условиях на первый план выдвигается четкое разграничение прав и обязанностей всех граждан Армении.

"Все эти отрицательные явления в Армении подчеркивают основополагающий принцип демократии: нет права без ответственности и нет ответственности без права. В Армении на сегодняшний день права сконцентрированы в руках небольшой группы людей, а ответственность лежит на плечах большей части общества", - пишет омбудсмен. В подобной ситуации, по мнению Армена Арутюняна, роль защитника прав человека очень велика, несмотря на то, что в Армении, как и в других постсоветских странах, институт омбудсмена далек от того, чтобы считаться состоявшимся.