Губернатор Югры Александр Филипенко на встрече с журналистами окружных СМИ прокомментировал ситуацию, связанную с поправками в законопроект "Об общих принципах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации".

Позиция Минфина - сохранение части платежей за регионами

Один из вопросов, который мы обсуждали с вице-премьером Алексеем Кудриным - это вопрос межбюджетных отношений. Я удовлетворен позицией Минфина, которая состоит в том, чтобы сохранить часть платежей за регионами. Я предлагал рассмотреть переходный период ныне действующей схемы финансирования автономного округа к предполагаемым схемам, связанным с бюджетной обеспеченностью всех территорий. Это резервирование средств в бюджете автономного округа под завершение начатых объектов, необходимой инфраструктуры, социальной, прежде всего, где мы отстаем.

Вторая составляющая - это комплекс объектов и проектов, которые были бы включены в федеральную программу.

Третий вопрос, который мы обсуждали - формирование неких резервов в составе федерального бюджета и в составе таких регионов, как Ханты-Мансийский автономный округ. Наша экономика, даже в большей части, чем вся российская, зависит от колебаний ситуации на мировом энергетическом рынке.

Я был удовлетворен разговором с Кудриным, потому что все наши позиции были подтверждены Минфином. В этом направлении мы будем дальше работать.

Полномочия субъекта округ должен выполнять сам

Состоялась встреча с заместителем руководителя Администрации Президента РФ Дмитрием Николаевичем Козаком, который возглавляет рабочую группу по большому кругу проблем, связанным с распределением полномочий всех уровней.

Эта рабочая группа подготовила два важнейших законопроекта: о местном самоуправлении со всеми поправками и о внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации". В этой части и Дума ХМАО, и исполнительные органы, поддержав в целом законопроекты высказали ряд замечаний. Очень важно - реализация замечаний по статье 26.6.

Позитивное - это то, что авторы законопроекта после дискуссий и моего разговора с Президентом отошли от своей первой редакции ст.26.6., соглашаясь с тем, что собственные полномочия округ должен выполнять сам. Как известно, полномочия бывают собственные, муниципалитета и субъекта федерации, совместные с Россией, и исключительные полномочия.

Все было бы великолепно, если бы учли ситуацию, так называемых сложнопостроенных субъектов Российской Федерации, - Тюменская область, ХМАО и ЯНАО. В этой части первоначальная редакция предполагала все полномочия передать в ведение края и области. Согласно поправкам, которые рабочая группа Козака представит в середине апреля на рассмотрение Госдумы, автономному округу пока оставляют 17 полномочий из 41.

Среди них - охрана памятников истории и культуры регионального значения, организация библиотечного обслуживания, поддержка художественных промыслов и другие. Примечательно, что ведение вопросов недропользования может быть передано не Ханты-Мансийскому автономному округу, добывающему 60 процентов российской нефти, а Тюменской области.

Налицо нарушения, связанные с тем, что серьезно умаляется статус субъекта федерации. То есть лишение набора полномочий в одностороннем порядке - решением только Федерации. Мы входим в противоречие с самой Конституцией, так как решение вопроса о статусе субъекта и лишение его каких-либо полномочий осуществляется только с взаимного согласия заинтересованных сторон: субъекта и самой федерации.

Предложенный вариант деления полномочий между автономным округом и областью не является достаточно прочным и бесспорным с точки зрения юридической чистоты. Думы Тюменской области, Югры и Ямала, и Совет Федерации в том числе внесли предложения иного характера. Мы предлагаем передавать полномочия в равной степени всем - будь то республика, край или автономные округа. Конституция гласит, что все они равны. Полномочия округов передать другому субъекту, например, Тюменской области, не бесспорно.

К сожалению, наши предложения не были приняты, и рабочая группа пошла по пути некой корректировки ст.26.6., которая изначально была заложена в законопроект. По сути, статья осталась той же, что и была, но там есть исключения. Например, какие полномочия передаются краям, областям в виде исключения. Вчера это было порядка 17 из 41.

Не искать крайнего на стороне В ходе обсуждения, я высказал сожаление, что те предложения, которые я представил на встрече с Президентом не нашли понимания в профильном комитете Государственной Думы, рабочей группе. В ходе дискуссии Дмитрий Николаевич Козак подтвердил, что эта работа будет продолжена. Естественно, надо учесть то, что не учтены были полномочия, которые корректно надо передать округам.

Определение границ муниципальных образований в Ханты-Мансийском округе первоначальным текстом должен был сделать орган власти Тюменской области. На мой взгляд, все должны знать, кто за что отвечает. Руководители разного уровня, люди, которые живут на каждой территории. Если скорую помощь будет финансировать, как там написано, областной бюджет, а музей - окружной, тогда мы окончательно запутаемся. Парадокс, если работники коммунального хозяйства будут искать крайнего в Тюмени.

Из этой ситуации выход в том, что остальные полномочия нам может передать областная Дума вместе с Тюменским губернатором. Мне думается, было бы правильно изначально выстроить эти отношения юридически точно, чтобы потом на практике было проще решать. Предложенные рабочей группой схемы чрезвычайно сложны в реализации.

На сегодня перспективы таковы - в середине апреля на пленарном заседании Госдумы будет решаться, в какой формулировке принять статью 26.6. Затем состоится Совет Федерации, который подтвердит или не подтвердит поправки в закон. Первоначально Совет Федерации выступил против предлагаемых авторами формулировок этой статьи. Поэтому он может заблокировать прохождение документа. В этом случае депутаты будут менять спорные части законопроекта или голосовать за редакцию закона без новых изменений. В случае повторного одобрения Государственной Думой законопроект будет направлен ан подпись Президенту РФ.

Я высказал свою позицию и Владимиру Владимировичу Путину, и Дмитрию Николаевичу Козаку и буду настаивать на формулировке, которая предложена Думами ХМАО и ЯНАО.

Дополнительные тревоги нам не нужны

С другой стороны мы имеем возможность защитить интересы жителей округа в этой ситуации. Например, воспользоваться статьей 66.п.3. Конституции РФ, которая позволяет внести в парламент законодательную инициативу об именном законе - таким правом обладают только автономные округа. Мы готовы делится своими полномочиями, но нельзя их в одностороннем порядке отбирать у субъектов федерации. Перемещение полномочий внутри сложнопостроенных субъектов федерации может происходить только с согласия сторон - субъекта и федерации.

Автономные округа - это субъекты РФ. Есть ещё одна тонкость. Когда речь идет о принудительном характере и умалении статуса автономного округа, я усматриваю смысл в том, чтобы автономные округа согласились и объединились в один большой субъект. А это невозможно без референдума, а это требует подготовки и времени.

Наши предложения сохраняют абсолютную стабильность, без проведения референдума. Юг Тюменской области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа демонстрируют все последние годы самодостаточность и вносить сюда дополнительные тревоги не нужно. Любые перемены - это потеря темпа, а значит, и утраты.