6 августа в Хабаровске был открыт памятник воинам-железнодорожникам, строившим тоннель под Амуром. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в службе по связям с общественностью Дальневосточной железной дороги, в митинге, посвященном открытию памятника, приняли участие командир ордена Октябрьской Революции 1-го железнодорожного корпуса генерал-майор Аркадий Воробкало, заместитель начальника Дальневосточной железной дороги Сергей Кирилюк, представители ветеранских организаций, работники городской администрации. Открытие памятника приурочено к 157-летию железнодорожных войск.

Первый пробный поезд под рекой Амур у Хабаровска прошел в 1941 году. А в постоянную эксплуатацию самый длинный в стране подводный тоннель протяженностью 7 километров вступил в 1942 году.

По историческим данным, планы по сооружению железнодорожного тоннеля под Амуром появились еще в начале ХХ века. В 1906 году на берега великой дальневосточной реки пришли изыскатели будущего Амурского участка (Куэнга - Хабаровск) Великого Сибирского пути. На основе проведенных работ предлагалось несколько проектов моста и тоннеля под Амуром. Кстати, посетители выставки Приамурского края, проводившейся в 1913 г. в столице края - Хабаровске, могли видеть проекционный чертеж тоннеля с изображением поезда, совершающего этот подводный путь. Но "победил" проект железнодорожного моста, "привязанный" к селению Осиповка, находившемуся в 8 км от города.

Учитывая уязвимость такого важного стратегического объекта, как Амурский железнодорожный мост, а также увеличение грузопотока для обороны и развивающегося народного хозяйства Дальнего Востока, в 1936 г. по инициативе Генерального штаба РККА принято решение о сооружении под Амуром, недалеко от моста, железнодорожного тоннеля. Технический проект подводного тоннеля протяженностью 7.198 м разработан Союзтранспроектом.

С 1942 по 1964 гг. тоннель в качестве секретного объекта находился на консервации. В 60-е годы в целях увеличения пропускной способности однопутный тоннель стал использоваться для движения грузовых составов в нечетном направлении. С начала 1980-х годов, после завершения электрификации дороги в западном от Хабаровска направлении, по тоннелю стали пропускаться и пассажирские поезда, в т. ч. пригородные.

В настоящее время эксплуатируемый более 65 лет Амурский тоннель требует капитального ремонта, который планируется произвести после окончания в 2009 году реконструкции второй очереди мостового перехода через реку Амур, сообщает служба по связям с общественностью ДВЖД.