"Российское имущество прирастет Сибирью".

(Время_МН 04.04.03. А.Хохлов)

Красноярские депутаты взяли на контроль частную собственность. Вчера краевой парламент внес изменения в закон "Об управлении собственностью Красноярского края". Как пояснил специалист пресс-службы представительной власти территории Иван Антонов, суть поправок состоит в том, что отныне все сделки свыше миллиона долларов с ценными бумагами любого акционерного общества, принадлежащего местному комитету по управлению госимуществом, должны быть одобрены либо отклонены не менее чем двумя третями голосов народных избранников.

Этот проект не мог не появиться - начиная с прихода к власти администрации Александра Лебедя из края последовательно уходили ликвидные акции угольных карьеров, завода медицинских препаратов, целлюлозно-бумажного комбината и многих других предприятий. И вот, по мнению лидеров коммунистического и аграрного крыла парламента края, откуда, собственно, и вышел закон, на пути олигархов и пришлых финансистов поставлен надежный заслон. Появился он как нельзя вовремя - именно в эти дни решается судьба красноярского топливного оператора нефтепродуктов (см. "Время МН" от 2 апреля), блок-пакет которого стоит гораздо больше нижнего предела суммы, указанной в законе.

К судьбоносному закону прилагается так называемый перечень открытых акционерных обществ, госпакет которых не подлежит отчуждению. Он включает в себя 18 крупных предприятий края. Среди них - Канская табачная фабрика, производящая в год 3, 8 миллиарда сигарет и папирос. Красноярский завод цветных металлов, выпускающий десятки тонн серебра, золота и платины чистотой "четыре девятки", Сосновоборский завод автоприцепов, ОАО "Цемент", Игарский морской порт и т. д. Но уже сегодня скептики утверждают, что ничего хорошего из закона не выйдет. По мнению оппонентов проекта, цена и количество акций под давлением местных лоббистов продаж будут нивелироваться. Тому есть даже пример.

В упомянутом списке значится лучшая гостиница Красноярска "Октябрьская", которую в конце прошлого года уже пытались продать всего за миллион рублей. К сожалению, в общем хоре патриотических голосов с сильнейшим предвыборным акцентом слабо слышны голоса грамотных экономистов: профессионалы считают, что главная беда Красноярского края - не в экспансии московских капиталистов, а в отсутствии рынка как такового. Например, в промышленном "списке Шиндлера" есть издательский комбинат "Офсет" - единственное универсальное полиграфическое предприятие в регионе. Конкурентов в крае у него нет.

Практически все бумажные СМИ полностью зависят от цен "Офсета" на типографские услуги, и в таких условиях, естественно, всегда найдутся желающие перекупить лакомый кусок. В соседнем Иркутске, где соперничают два мощных полиграф-комбината, цены намного ниже, и разговоры о "распродаже области" не ведутся.

"Расписание для села".

("Красноярский рабочий", 04.04.03, Юрий Чувашев)

Вчера в краевой администрации на расширенном заседании губернаторского совета рассматривалась программа развития агропромышленного комплекса региона на 2003 год.

Краевая власть, главы территорий, сельхозпроизводители, аграрная наука, машиностроители и переработчики - вот далеко не полный список участников встречи, главной целью которой было утверждение приоритетов реформирования АПК на ближайшую перспективу.

В целом эта программа была принята на мартовском выездном заседании президиума губернаторского совета в Курагинском районе. А вчера окончательно уточнялись способы, сроки и финансовые источники решения проблем красноярского села. С основным докладом выступил руководитель рабочей группы по подготовке программы развития АПК, глава Курагинского района Леонид Марченко. Главный же итог первого заседания губернаторского совета - утверждение основных направлений работы краевого АПК на нынешний год.

"А губернатор - против".

("Городские новости", 04.04.03)

Члены комиссии Законодательного собрания по экономической политике и собственности настаивают на том, чтобы все крупные сделки, совершаемые краевыми государственными унитарными предприятиями, согласовывались с краевым парламентом. Губернатор с этим не согласен. Аргументы его таковы.

Государственные унитарные предприятия - структуры коммерческие, и цель их деятельности, само собой разумеется, состоит в извлечении прибыли. Совершение сделок, в том числе и крупных, требует обоснованности и оперативности при принятии решения. Но если Совету администрации придется согласовывать решения о сделках с краевым парламентом, тут уж об оперативности речи не будет, ведь деятельность Законодательного собрания края носит сессионный характер. Комиссия по экономической политике и собственности выдвигает контраргумент: в случае несогласования сделок не исключается возможность увода государственной собственности из края. Именно так это произошло, например, с Красноярской угольной компанией. Комиссия вынесла законопроект на рассмотрение сессии Законодательного собрания края, очередное заседание которой состоится 22 апреля.

"Проблемы культурной сферы решит новый краевой закон".

("Известия", 04.04.03, Юлия Смоляк)

Вчера в Красноярске прошли V-e краевые слушания "Сельская культура: состояние, проблемы, перспективы", на которых руководители муниципальных культурных учреждений отчитывались об итогах работы за прошедший год. Как подчеркнула заместитель губернатора края по социальным вопросам Татьяна Давыденко, самыми острыми вопросами в культурной отрасли, причем не только села, остаются кадровый и финансовый. Постоянно ощущается нехватка денег, особенно когда речь идет о заработной плате, и недостаток квалифицированных кадров. Поэтому, сообщила Татьяна Давыденко, сейчас под руководством губернатора края Александра Хлопонина активно дорабатывается закон Красноярского края "О заработной плате работникам бюджетной сферы".

"Возбуждение угольного дела". Чем вызван визит Олега Мисевры на Енисей?

("Известия - Красноярск", 03.04.03, Андрей Хохлов)

Чем вызван визит Олега Мисевры на Енисей?

27 марта Красноярск узнал о том, что Краевой арбитражный суд приостановил процесс ликвидации угольной компании (КУК) и принял решение о возврате 25,6 процента акции этого крупнейшего топливного предприятия в собственность местного комитета по управлению государственным имуществом. Сибирское "черное золото " вновь оказалось в центре скандала.

Показательно, что битва между региональным и федеральным капиталами за три угольных разреза, где только за январь и февраль добыли 6760 тысяч тонн топлива, развернулась накануне визита на Енисей президента Сибирской угольно-энергетической компании Олега Мисевры - общее собрание акционеров именно этого АО решило 16 ноября 2002 года аннулировать КУК. Краевой комитет по управлению государственным имуществом сразу же обратился в суд с требованием признать такое решение недействительным. Первая юридическая инстанция удовлетворила иск комитета, руководство СУЭК подало апелляцию, но и апелляционный суд признал требования крайкома правомерными. Последние дни громким угольным делом занималась уже арбитражная судейская коллегия. Как сообщили корреспонденту "Известий - Красноярск" в информационном отделе суда, коллегиальный орган оставил дело без изменений.

Но радоваться красноярским угольщикам рано. По словам председателя постоянной комиссии по экономической политике и собственности Законодательного собрания края Всеволода Севастьянова, тот самый блокирующий пакет ценных бумаг сейчас находится неизвестно где - он записан на имя предыдущего владельца КУКа, а его юридический адрес вне поля зрения. Кроме того, СУЭК не успокоится и непременно перенесет тяжбу в следующую инстанцию.

Местные профсоюзы и объединения промышленников и предпринимателей считают: реального улучшения дел на разрезах не будет ни при каком исходе спора, потому что де-факто три четверти акций КУКа с осени 1999 года ушли из региона, и с тех пор коллективы угольщиков живут по двум составляющим. По сути, каждый квартал растут цены на тонну топлива, и каждые полгода там проходит кадровое сокращение. На первый взгляд, можно подумать, что Олег Мисевра приезжает в Красноярск для принятия немедленных мер по выходу из кризиса. Но первый заместитель губернатора края Лев Кузнецов заметил: "Визит Мисевры связан с регулированием налоговых платежей".

Однако в пресс-службе финансово-промышленной группы МДМ - крупнейшего акционера Сибирской угольно-энергетической компании - весьма удивились такому заявлению чиновника. Пока никак не комментируя возможные мотивы поездки угольного олигарха, там сказали, что в 2001 и 2002 годах налоговые платежи резко выросли по сравнению с двумя предыдущими годами. И вроде бы регулировать нечего.

Между тем в кулуарах местной власти уже звучат как минимум две реальные версии подоплеки скандала. Одна - техническая - тесно связана с будущей реорганизацией топливных структур. В частности, собственники разрезов собираются слить главного трейдера - компанию "Росуглесбыт" и СУЭК с тем, чтобы минимизировать потери от продаж. И Мисевра якобы собирается "отмониторить" ситуацию на месте.

Вторая еще более любопытна. Поговаривают, что владельцы красноярского угля, создавая очередные АО и манипулируя ценными бумагами разрезов, профсоюзов, КУКа, в какой-то момент лишились формального права на разработку карьеров - новой фирме нужна и новая лицензия, а ее у Мисевры может и не быть. На этом местные юристы, дескать, и поймали арбитражного противника. Но ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию пока не удалось.