"Изгнан, реабилитирован, а потом забыт" - зарубежная пресса о смерти Солженицына
Израиль, 5 августа, 2008, 13:26 — ИА Регнум. "Сильнее, чем
Напомнив о славе писателя в те годы, когда он был в изгнании и недоступен для массового читателя, Washington Post отмечает, что позднее Солженицын потерял своё влияние, "благодаря отчасти советской пропаганде, которая изображала его эксцентричным человеком и экстремистом, но также и потому, что он сам не смог принять либеральную демократию". Вернувшись в 1991 году в Россию после краха Советского союза, он был встречен с радостью, а потом забыт, продолжает издание. "В России, которая перестала проявлять интерес к изучению своей истории, он стал казаться устаревшим, представителем неуместного прошлого. Даже в его национализме, ставшем сейчас популярной темой, было что-то заскорузлое и старомодное: его видение более нравственного общества, России как альтернативы Западу с его обществом потребления, не казалось привлекательным для супер-энергичной, сверхбогатой, процветающей на нефтяных доходах сегодняшней российской элиты", - пишет издание.
New York Times обращает внимание на то, что национального траура по Солженицыну нет: в то время как лидеры государства выступили со словами восхищения писателем, в целом не было замечено того излияния чувств, которое обычно происходит, когда умирает любимый всеми известный человек. "Эта относительно приглушённая реакция вызвала вопрос о том, действительно ли жизнь и работы г-на Солженицына по-прежнему вызывают такой же резонанс в России, сильно отличающейся от Советского Союза, на смену которому она пришла", - задаётся вопросом издание.
Financial Times пишет о Солженицыне как о человеке, который "был изгнан, реабилитирован, а потом забыт". Пословицу "нет пророка в своём отечестве" Соженицын воплотил более чем какой-либо другой русский писатель, считает газета. "Он дожил жо времени, когда слова стали свободными, ничего не стоящими и незаметными. С крахом системы, к которому он приложил руку, его работа, казалось, потеряла смысл. И только его смерть смогла бы его вернуть", - заключает издание.
The Independent называет Солженицына "бунтарём, узником, поэтом и героем", подчёркивая, что полвека спустя после публикации, его "обжигающие свидетельства о сталинских лагерях остаются в числе самых основательных произведений современной литературы".
Называя родившегося в 1918 году Солженицына "ребёнком Октября", британская The Times описывает писателя и диссидента как человека, который "всегда сам по себе", "демонстративно независим и бесстрашен". "Для своей страны и всего мира он достиг большего, чем мог бы достичь батальон писателей и мыслителей", - уверено издание.
Отношение Солженицына к еврейскому вопросу было спорным, некоторые даже считали, что у писателя прослеживаются антисемитские тенденции (которые сам автор отвергал). Однако, как заявил бывший диссидент