Министерство иностранных дел Израиля наложило вето на экспорт в Грузию наступательного оружия и беспилотных самолетов, чтобы избежать ущерба российско-израильским отношениям, сообщает сегодня газета "Маарив".

Это решение было принято министром иностранных дел Ципи Ливни на основании официального обращения правительства России, поступившего после того, как в марте этого года в Абхазии был сбит грузинский БПЛА израильского производства. В письме, переданном через военного атташе Израиля в Москве в апреле этого года, Россия просила Израиль прекратить поставки оружия в Грузию точно так же, как она сама периодически отказывалась от оружейных сделок по просьбе Израиля. Хотя первые попытки продажи оружия Грузии были зафиксированы еще в 1991 году, вскоре после провозглашения независимости, реальный прорыв израильского оружия на грузинский рынок произошел после прихода к власти президента Михаила Саакашвили, взявшего курс на Запад. Поставки оружия Грузии осуществляются без публичного освещения, чтобы не раздражать Россию, однако за это время Израиль успел стать, наряду с Украиной, крупнейшим поставщиком грузинского министерства обороны.

Среди прочего, в Грузию поставлялись БПЛА, автоматы "Тавор", боеприпасы, военная электроника, отделяющиеся топливные баки для самолетов, ракеты-обманки для самолетов против средств ПВО. Крупнейшей фигурой на рынке экспорта оружия в Грузию является бывший министр Рони Мило, который, вместе со своим братом Шломо Мило, ранее возглавлявшим концерн "Оборонная промышленность" (ТААС), является официальным представителем концернов ТААС и "Эльбит". Они поставили в Грузию оружия на 200 миллионов долларов, включая 5 БПЛА Hermes. Правда, крупнейшая сделка, поставка 200 танков "Меркава" на сумму в полмиллиарда долларов, сорвалась из-за запрета министерства обороны. Как отмечает агентство "Кавказ-пресс", Грузия стала второй за последнее время страной, в которую прекращен экспорт израильского оружия. В конце июля МИД, по рекомендации спецслужб и просьбе США и Индии, наложил вето на поставку вооружений в Шри-Ланку из-за опасений утечки современных военных технологий в Иран.