Оконешниковским районным судом Омской области вынесен приговор в отношении бывшего генерального директора открытого акционерного общества "Золотая Нива" Геннадия Руля, признанного виновным по ч. 3 ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата, совершенные в крупном размере), а также по двум эпизодам по ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное в крупном размере). Как 4 августа сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе прокуратуры Омской области, за мошенничество, присвоение и растрату чужого имущества в крупном размере Рулю назначено наказание в виде 3 лет 8 месяцев лишения свободы в исправительной колонии общего режима.

В судебном заседании установлено, что в июне 1997 года между ОАО "Золотая Нива" в лице генерального директора Геннадия Руля и немецкой фирмой "FRANZ KIRCHFELD GMBH & CO KG" ("Франц Кирхфельд ГмбХ унд КоКг", Федеративная Республика Германия) был заключён контракт на поставку оборудования по переработке семян рапса и подсолнечника в пищевое масло на общую сумму 15 миллионов немецких марок (по курсу ЦБ РФ на тот период - 50 141 550 деноминированных рублей).

Денежные средства для закупки оборудования и сельскохозяйственной техники выделило правительство РФ, оформлены они были как кредит Внешэкономбанка. В соответствии с долговым обязательством ОАО "Золотая Нива" безотзывно должно было гасить задолженность перед правительством РФ, возникшую в связи с предоставлением средств для оплаты контракта. По договору поручительства администрация Омской области обязалась отвечать солидарно с ОАО "Золотая Нива" перед Министерством финансов РФ за погашение кредита.

В мае 2000 года Руль, которому как директору ОАО "Золотая Нива" было вверено имущество предприятия, растратил два комбайна на общую сумму 624 202 немецких марок (свыше 2 миллионов неденоминированных рублей). Для этого он изготовил фиктивную накладную, согласно которой ОАО "Золотая Нива" передавала двум работникам общества в качестве погашения задолженности по заработной плате два комбайна, каждый из которых был оценен в 70 тысяч рублей.

В июле 2001 года после введения в ОАО "Золотая Нива" процедуры внешнего управления Геннадий Руль вывез семь тракторов, принадлежащих ОАО "Золотая Нива", на ремонт в Германию, заключив с немецкой фирмой договор не от имени акционерного общества, а от имени крестьянско-фермерского хозяйства "Руль Т.П.", учредителем которого являлась его супруга, а он - исполнительным директором.

Таким образом, отремонтированная техника вернулась в Россию как собственность крестьянско-фермерского хозяйства, а ОАО "Золотая Нива" был причинен ущерб на сумму свыше 15 миллионов немецких марок (более 5 миллионов неденоминированных рублей).

После этого Геннадий Руль оформил фиктивные договоры от лица КФХ "Руль Т.П." на поставку двенадцати тракторов и пяти комбайнов с двумя московскими подставными фирмами, что позволило ему обратиться в налоговые органы о возмещении НДС за якобы приобретенную сельскохозяйственную технику и получить из федерального бюджета около 8 миллионов рублей.

Обязательство по оплате кредита легло на администрацию Омской области. По договору перевода долга от 31.07.2003 губернатор Омской области от имени Омской области принял на себя в полном объеме неисполненные обязательства ОАО "Золотая Нива" перед Министерством финансов РФ и Внешэкономбанком по погашению просроченной задолженности по контракту от 1997 года.

Как на предварительном следствии, так и в судебном заседании Геннадий Руль вину в совершении преступлений не признал, различными способами противодействуя расследованию, которое осложнялось не только запутанным характером совершения противоправных действий при осуществлении хозяйственной деятельности ОАО "Золотая Нива", наличием вступивших в законную силу решений Арбитражного суда о праве собственности обвиняемого на похищенное имущество, но и необходимостью проведения допросов и изъятия финансовой документации на территории других государств.

Помимо лишения свободы, суд определил взыскать с Руля в счет возмещения материального ущерба в доход государства 7 922 182 рубля, в пользу правительства Омской области - 7 120 942 рубля. После оглашения приговора осужденный был взят под стражу в зале суда. Приговор в законную силу не вступил.