Только около 5% коренных северян имеют высшее образование. Как передает корреспондент ИА REGNUM-KNews, об этом сообщил депутат краевого парламента Анатолий Амосов 29 июля в ходе "круглого стола" по проблемам коренных малочисленных народов Севера Красноярского края в области образования.

"Образование является одним из ключевых элементов социального устройства и во многом определяет уровень жизни людей", - подчеркнул депутат. Между тем, по данным Всероссийской переписи населения-2002, в Красноярского крае, включая Таймыр и Эвенкию, лишь 5,1 % жителей из числа коренных малочисленных народов, достигших 25-летнего возраста, имели высшее образование. 29,9% обладали профессиональным образованием; 67,9 % имели общее. 2,2% коренных жителей Севера оказались неохваченными образованием, в том числе 1,8 % являлись неграмотными. Таким образом, по уровню образования КМН Красноярский край занял одно из последних мест.

По мнению депутата, еще один аспект проблемы заключается в том, что в настоящий момент право на получение образования северными народами регулирует законодательство сразу трех субъектов федерации - Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. "Необходима унификация, а для этого нужно выявить проблемы, выработать рекомендации по их решению и применить лучшее из имеющейся нормативно-правовой базы", - сказал Амосов.

"В крае уже принимаются меры по поддержке образования коренных малочисленных народов, - напомнил парламентарий. - В частности, в мае были вручены первые краевые именные стипендии студентам из числа КМНС, издаются учебные пособия по литературе и истории Севера". Тем не менее, проблемы в этой области остаются значительные: развитие образования по-прежнему остается слабым. Причины этого в том, что 79% представителей северных народов в крае - сельские жители, а населенные пункты, в которых они проживают, разобщены, удалены друг от друга и от центра, относительно малонаселенны и труднодоступны.

За шесть лет (с 2000-2006) число детей северных территорий края, изучающих родной язык в школе, по словам Амосова, сократилось с 69,7% до 49%, при этом на Таймыре - с 72% до 46%. В Северо-Енисейском районе система обучения национальным языкам и вовсе отсутствует из-за малого количества учащихся. Литература на родных языках зачастую либо представлена в недостаточном количестве, либо отсутствует полностью. После подъема в 1997-2002 годах за последние пять лет на 15% уменьшился объем национального книжного фонда в северных библиотеках.

Не менее остро стоит и кадровый вопрос, подчеркнул председатель комитета по делам Севера и КМН: по его данным, 85% педагогов не имеют высшего педагогического образования, 50-70% находятся уже в пенсионном возрасте. Также остаются нерешенными вопросы нехватки мест в дошкольных учреждениях и школах-интернатах, строительства школ в национальных поселках, социальной адаптации северян в больших городах. Низкий уровень образования определяет высокий уровень безработицы и низкую зарплату.

В обсуждении всех этих проблем в ходе круглого стола приняли участие представители краевой исполнительной власти, а также территорий края - Туруханского, Таймырского и Эвенкийского районов. Выслушав доклады коллег, они выдвинули свои варианты их решения. Подводя итоги прошедшей встречи, Амосов пообещал, что тема, поднятая на круглом столе, найдет свое продолжение на заседаниях соответствующих комитетов Законодательного Собрания, а предложения, высказанные в ходе дискуссии, будут внесены в рекомендации, которые направят в Правительство края.