Власти Адыгеи прекратили строительство дороги на территории заповедника
Адыгея, 28 июля, 2008, 19:19 — ИА Регнум. Представители адыгейских государственных структур приняли решение о полном прекращении строительства автодороги Черниговское - полигон научного центра "Биосфера" в пределах Всемирного наследия
В верховьях реки Пшеха в полевых условиях состоялось совещание по вопросу о прекращении строительства этой дороги. Совещание было организовано Министерством строительства, транспорта и дорожного хозяйства Республики Адыгея (РА). Вел совещание министр
В этот же день группа активистов Экологической Вахты по Северному Кавказу также находилась в верховьях реки Пшеха в целях осуществления контроля над ситуацией со строительством дороги Черниговское - Лунная Поляна. На заключительном участке дороги - там, где она была пробита через девственные прежде территории - рабочими "Автобан-Юга" велась зачистка прилегающей к дороге полосы от вырубленного леса. Методы при этом, правда, выбраны крайне неэкологичные. Древесину, ранее массово гнившую по обеим сторонам дороги, сжигали на ее обочинах. Возвращаясь вечером в Майкоп, активисты Экологической Вахты увидели, как началась эвакуация строительной базы ООО "Автобан-Юг". Таким образом, действительно начался процесс сворачивания строительства дороги Черниговское - Лунная Поляна в пределах объекта Наследия "Западный Кавказ". Что свидетельствует о том, что незаконное строительство не "приостановлено", а действительно завершено.
До этого, начиная с 12 июля, Экологическая Вахта осуществляла постоянный общественный контроль над ситуацией со строительством дороги. В том числе, был осуществлен совместный выезд в район строительства с заместителем прокурора Майкопского района Адыгеи Игорем Глушковым. Контроль осуществлялся в целях недопущения возобновления строительства данной дороги, после того как оно было приостановлено в конце июня 2008г. комиссией во главе с заместителем руководителя Росприроднадзора Иваном Клеменковым.
В результате общественного контроля было выявлено, что, несмотря на то, что на новом участке дороги непосредственно дорожно-строительные работы не осуществлялись, активная деятельность вдоль трассы дороги продолжалась. Она выражалась не только в зачистке древесного кладбища по обе стороны трассы, но и в работах, направленных на последующее продолжение строительства дороги - осуществлялся подвоз к верхнему участку дороги строительных материалов для бетонных работ, велась отсыпка дорожного полотна на подъездах к новому участку, велась геодезическая съемка. Никаких признаков отвода с территории Всемирного наследия техники и рабочей силы не наблюдалось. Из разговоров с рабочими стало известно, что "Автобан-Юг" находится в состоянии ожидания того, каким образом "наверху" окончательно решится вопрос о строительстве дороги.
Очевидно, что дорожникам не хотелось закрывать проект, в который вложено столько сил и денег. По неофициальным каналам в Экологическую Вахту просочилась информация, что в том случае, если доказать законность продолжения строительства дороги не удастся, определенными силами лоббировался вопрос о том, что необходимо произвести работы по так называемой "консервации" дороги и предотвращению ее саморазрушения. В рамках этой "консервации" предполагается дальнейшее строительство водопропускных сооружений, укрепление полотна дороги и т.п. - т.е. фактическое продолжение работ по ее строительству. Видимо для того, чтобы, когда минует нынешняя природоохранная гроза, вызванная озабоченностью ЮНЕСКО сохранностью "Западного Кавказа", можно было строительство дороги продолжить. Эта тенденция отражена и в подписанном 24 июня протоколе, согласно которому Гипродор НИИ должен к 15 августа разработать проект мероприятий "по сохранению дороги".
Таким образом, борьба, начатая в августе 2007г. Экологической Вахтой по Северному Кавказу против строительства дороги на Лунную Поляну, завершилась победой. Разрушители природы из "Автобан-Юга" так и не смогли войти на территорию Кавказского заповедника.
Уникальные альпийские луга на западных склонах горы Фишт, которые должны были весной и летом 2008 года подвергнуться разрушительному воздействию взрывных работ и тяжелой строительной техники, остались девственными. Но победа эта, к сожалению, половинчата, так как на обширных горно-лесных территориях вдоль трассы дороги в пределах памятника природы "Верховья рек Пшеха и Пшехашха" разрушение дикой природы остановить не удалось. Она уничтожалась не только при строительстве дороги, но и в результате массовых рубок леса, которые параллельно строительству проводились в девственных лесах, ставших доступными благодаря строительству дороги.
Нет сомнений, что властные структуры Адыгеи, а также компания "
И, тем не менее, это очень серьезная победа. Ее цена тем более высока, что остановлено не просто строительство тех восьми с половиной километров, которые остались до Лунной Поляны, фактически остановлено строительство новой транскавказской магистрали, которую планировали вывести к Дагомысу через Кавказский заповедник.
Планы строительства этой магистрали отражены в различных документах
Успеху требований "зеленых" способствовала поддержка экспертами центра Всемирного наследия ЮНЕСКО и Международного Союза Охраны Природы (МСОП), а также министра природных ресурсов и экологии РФ