Оккупационные власти: Мы должны препятствовать созданию эстонского, латышского и литовского государств
Белоруссия, 28 июля, 2008, 16:13 — ИА Регнум. В эстонском издании на русском языке "Вести дня" сегодня, 28 июля, напечатано инструктивное письмо
Берлин, 21 июля 1941 года.
"В приложении вы получаете первые инструкции для рейхскомиссариата "Остланд". По мере необходимости с содержанием этих инструкций нужно ознакомить генеральных комиссаров и гебитскомиссаров.
Первейшей обязанностью немецкой администрации является неукоснительное следование ею курсу представителей Германского рейха, и я ожидаю от вас и ваших сотрудников, что вы будете придерживаться этого курса в отношении подчинённого вам населения и сумеете пресечь нарушения этих принципов. Национал-социалистическая революция должна закончиться подавлением большевизма и установлением нового порядка на территории Восточной Европы. Поэтому она требует от всех своих представителей, чтобы они были достойны той борьбы, которую начал фюрер после ноябрьских дней 1918 года в Мюнхене.
Хайль Гитлер!"
Подпись: Альфред Розенберг
Район, расположенный между Нарвой и Тильзитом, всегда имел тесные связи с немецким народом. Семисотлетняя история внутренне сориентировала большую часть живущих там народов на Европу, и, несмотря на угрозу со стороны Москвы, эти народы свыклись со своей принадлежностью к жизненному пространству Великой Германии.
Цель рейхскомиссара Эстонии, Латвии, Литвы и Белоруссии заключается в организации на этой территории протектората рейха, а затем путём привлечения на свою сторону полноценных с расовой точки зрения элементов и мер по переселению в превращении этой территории в часть Германского рейха. Балтийское море должно стать внутренним северным морем, принадлежащим Германии.
Излишки товаров (в первую очередь сельскохозяйственной продукции) рейхскомиссар должен использовать в интересах немецкого народа и по возможности увеличить поставки этой продукции.
Что касается политики переселения, то необходимо отметить тот факт, что 50% эстонцев сильно германизированы вследствие смешения с датской, немецкой и шведской кровью, и поэтому эстонцы могут рассматриваться как родственный народ. В Латвии гораздо меньшая часть населения пригодна для ассимиляции. Поэтому здесь нужно ожидать более сильное сопротивление и необходимость переселения в более крупных масштабах. Аналогичное развитие событий можно ожидать и в Литве. Переселение фольксдойче могло бы активизировать процесс германизации на границе с Восточной Пруссией.
Непосредственно к этим трём областям примыкает Белоруссия, где отмечается довольно сильно выраженное движение за независимость. Можно предположить, однако, что большевикам удалось подавить это движение.
В любом случае Белоруссии придётся принять вначале ту часть населения, которая будет переселена из Эстонии, Латвии, Литвы и из польской части Вартского округа. Представляется целесообразным переселить поляков не в генерал-губернаторство, а в восточные районы Белоруссии (Смоленский округ) для того, чтобы они заменили там русских. Кроме того, генеральный комиссар Белоруссии должен добиться значительных успехов в производстве путём активного привлечения к работе населения в этом в экономическом отношении не слишком хорошо развитом районе. Необходимо также разжигать неприязненное отношение белорусов к русским.
Перед рейхскомиссаром, имеющим штаб-квартиру в Риге, ставится в основном позитивная задача. Страна, которая была завоёвана немецкими рыцарями и поставлена на ноги ганзейскими купцами, страна, германизация которой осуществлялась путём постоянного притока немецкой и частично шведской крови, должна превратиться в могущественное государство, находящееся на границе Германии. Культурные предпосылки для этого имеются, а право на поселение Германский рейх будет предоставлять тем, кто отличился в этой и в мировой войне (потомкам погибших, тем, кто принимал участие в борьбе в Прибалтике в 1919 году, и т.д.).
При решении отдельных вопросов, которые могут возникнуть в результате деятельности противника, необходимо постоянно подчёркивать, что большевизм уничтожил бы все эти народы, если бы Германский рейх не взял под свою защиту и эту территорию. Этот факт имеет внешнеполитические и военно-политические последствия.
Рейхскомиссар "Остланда" должен препятствовать возникновению претензий на создание эстонского, латышского и литовского государств, не зависимых от Германии. Необходимо также постоянно давать понять, что все эти области подчиняются немецкой администрации, которая, однако, имеет дело с народами, а не с государствами. Нужно настоятельно и постоянно подчёркивать вину прежних правительств этих территорий. Эти правительства строили свою политику на вечной вражде между Советским Союзом и Германией, в своей прессе они выступал против национал-социалистического Германского рейха и старались установить контакты с западными демократиями. Они упустили редкую возможность войти в союз с Германией в качестве независимых государств.
Они потеряли свою свободу в тот момент, когда некоторое время назад в связи с угрозой со стороны Англии Германский рейх обеспечил надёжность своего тыла, заключив договор с Советским Союзом. Таким образом, в течение многих лет рейх был единственным гарантом мнимой независимости этих народов, которые с помощью своих политиков осмеливались вести борьбу с Германским рейхом. При даче всех распоряжений, касающихся этих народов, нужно постоянно выделять эти моменты, а позже соответствующим образом отразить их в прессе. Из запрета образовать независимые государства - о чем, однако, не нужно заявлять публично - вытекают и меры, необходимые для предотвращения формирования так называемых независимых национальных армий. Верховная военная власть также находится в руках Германского рейха, а не малых народов "Остланда". Германский рейх готов, однако, к тесному сотрудничеству с этими народами, в том смысле, что администрацию магистратов могут возглавлять представители местного населения. В задачи немецкой полиции входит формирование надёжной эстонской, латышской, литовской и белорусской полиции. В больших городах наряду с немецкими бургомистрами будут располагаться также представительства, в которые войдёт местное население. Кроме того, при генеральном комиссаре и рейхскомиссаре могут находиться специальные доверенные лица, которых они будут привлекать для консультаций.
...
Что касается культурной жизни, то вначале необходимо пресечь намерения относительно создания собственных эстонских, латышских, литовских и белорусских университетов и высших учебных заведений. Не нужно возражать против создания ремесленных училищ и небольших технических учебных заведений. Будет принято специальное постановление о введении уроков немецкого языка по меньшей мере в школах. Можно начать подготовительную работу по реорганизации университета в Тарту в немецкий университет, как это было прежде, и по восстановлению Высшей технической школы в Риге.
Представитель министерства по делам оккупированных восточных территорий, а также представитель оперативного штаба по надзору за духовным и мировоззренческим обучением и воспитанием НСПГ осуществят проверку культурных архивов и библиотек. Позднее нужно будет выяснить, что можно оставить для будущей работы рейхскомиссариата, а что при определённых обстоятельствах можно будет использовать для Германского рейха или в качестве пособий в высшей школе.
...
Рейхскомиссар имеет полномочия, действуя в соответствии с инструкциями, полученными сверху, самостоятельно принимать меры, которые, по его мнению, необходимы для обеспечения нормальной работы, покоя и благоденствия его рейхскомиссариата. Во всех сомнительных случаях он обращается для обеспечения в будущем центрального руководства всех четырех рейхскомиссариатов к рейхскомиссару по делам оккупированных восточных территорий".