В Москву 25 июля с рабочим визитом прибыл башкан (глава) Гагаузии Михаил Формузал. В интервью ИА REGNUM Михаил Формузал высказал свое видение путей преодоления кризиса в Народном собрании Гагаузии и перспектив отношений гагаузской автономии с Кишиневом.

ИА REGNUM: Каковы цели и результаты вашего визита в Москву?

Главная цель - это переговоры с представителями регионов РФ по поводу оказания помощи Гагаузии. Речь о тех самых 5 тысячах тонн зерна, которые в Гагаузию так и не поступили (в начале марта 2008 года Россия планировала направить груз с продовольствием в Гагаузию в рамках акции по оказанию гуманитарной помощи Молдавии для преодоления последствий засухи 2007 года. Власти Молдавии без объяснения причин отказались принять российский гуманитарный груз для Гагаузии. МИД РФ сделало 4 марта заявление по этому поводу - прим. ИА REGNUM). Также мы готовим подписание ряда договоров с регионами в рамках развития сотрудничества с РФ. В частности, в сентябре-октябре этого года мы планируем заключить договоры с Московской и Брянской областями, с Башкирией. В основном сотрудничество с российскими регионами осуществляется по трем направлениям: экономика, образование, культура. В сфере образования наиболее плотно мы сотрудничаем с Московской областью: представители гагаузской молодежи учатся в подмосковных вузах и колледжах. В экономической области мы пока только начинаем сотрудничать с Россией, огромный потенциал этого взаимодействия пока еще не реализован, и дальнейшее развитие экономических связей с Россией представляется весьма перспективным.

ИА REGNUM: Успешное развитие внешних связей предполагает внутриполитическую стабильность. Что, на ваш взгляд, необходимо сделать для преодоления затянувшегося кризиса в Народном собрании Гагаузии (НСГ) и нормализации отношений между автономией и молдавскими властями?

Если бы Кишинев не вмешивался, никакого кризиса в Народном собрании не было, и депутаты давно бы выбрали председателя и нормально работали. 18 депутатов, т.е. большинство НСГ уже четырежды выбирали председателя, и каждый раз судебные инстанции отменяли их решение. Нигде в мире не практикуется вмешательство судебных инстанций в процедуру избрания председателя парламента, а также лишение депутатов их полномочий. Такое возможно только в Молдавии. Существует несколько вариантов преодоления этой кризисной ситуации. Спецпредставитель ЕС в Молдавии Кальман Мижей предложил чередовать каждые 2 года председателя НСГ - 2 года от одной команды, 2 года от другой, чтобы примирить таким образом две противоборствующие группы депутатов. Также рассматривается вариант, при котором сами депутаты находят компромиссную фигуру из молдавских политиков, которому доверяли бы обе команды, с тем, чтобы этот политик предложил вариант, устраивающий обе противоборствующие стороны. В качестве крайнего решения некоторыми депутатами рассматривается вариант самороспуска парламента и назначения новых выборов. Но в этом случае исполнительной власти придется искать 1 млн 200 тысяч леев (1$ = 9,75 леев - прим. ИА REGNUM) для проведения выборов, а в бюджете этих денег нет, так же, как их не было и для проведения прошедших выборов, на которые пришлось использовать средства из резервного фонда, что впоследствии создало определенные сложности для работы Исполкома Гагаузии. Ряд депутатов предлагает распустить Народное собрание и передать контроль над проведением новых выборов международным наблюдателям, для того чтобы выборы прошли открыто, прозрачно, без вмешательства Кишинева и при условии, что финансирование выборов будет осуществляться какой-либо европейской структурой, а не из местного бюджета. Сама по себе такая расстановка сил - 18 депутатов против 17 (на данный момент 16, так как 11 июля депутат от Партии коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) Сергей Лазарев сложил с себя депутатские полномочия - прим. ИА REGNUM), делает затруднительной работу парламента: для принятия закона нужно 18 голосов депутатов, а в случае, если башкан накладывает вето на это решение, то для его преодоления нужны голоса 24 депутатов.

ИА REGNUM: Какой из этих вариантов вы считаете наиболее приемлемым?

Я считаю приемлемым любой вариант, который поможет как можно быстрее начать работу депутатского корпуса. Потому что полтора года моей работы в качестве главы Гагаузии были направлены на то, чтобы обеспечивать политическую, экономическую и социальную стабильность в автономии. Теперь все то, что создавалось эти полтора года, за два месяца практически разрушено. И меня это сильно беспокоит. Но исполнительные органы власти Гагаузии, в т.ч. в моем лице, не могут вмешиваться в процесс избрания председателя законодательного органа и оказывать какое-либо влияние на депутатов.

ИА REGNUM: Ряд экспертов и политиков, СМИ Гагаузии и Молдавии, а также и за рубежом, в частности в Приднестровье, оценивают события, происходящие в настоящее время в регионе, не как внутренний кризис в автономии, а как конфликт Гагаузии и официального Кишинева. Как вы намерены в дальнейшем выстраивать отношения с Кишиневом?

Нам в Гагаузии этот конфликт совершенно не нужен. Причина и суть этого конфликта заключается в следующем. В Гагаузии есть определенная группа людей, имеющая свои сугубо личные экономические интересы и представленная в НСГ депутатами от ПКРМ, которая на прошедших выборах проиграла. Теперь, когда эти люди утратили свое влияние на политику, проводимую законодательным органом Гагаузии, и не могут лоббировать интересы своего бизнеса в парламенте автономии, они побежали за поддержкой в Кишинев. Основная масса депутатов от ПКРМ - крупные собственники, многие из них должны огромные денежные суммы бюджету Гагаузии. Сейчас, потеряв свои позиции, они понимают, что Народное собрание может потребовать от них возвращения денег в бюджет. В этой ситуации Кишинев фактически втянут в разбирательство, связанное, скорее, с экономическими вопросами, а не с законодательными.

ИА REGNUM: На организованном движением "Единая Гагаузия" 19 июля в столице автономии Комрате митинге протеста против вмешательства Кишинева в деятельность Народного собрания Гагаузии прозвучали требования о выделении квот для гагаузов в парламенте Молдавии, прекращении дискриминации гагаузского народа и замены в гагаузской конституции понятия "автономно-территориальное образование Гагаузия" на "Республика Гагаузия". Участники акции также призвали добиваться равнозначного статуса и полномочий для Гагаузии при решении приднестровского конфликта. В случае игнорирования центральными органами власти этих требований, манифестанты выразили намерение провести Чрезвычайный съезд представителей гагаузского народа. Как вы прокомментируете эти требования? Насколько они реализуемы?

В истории Гагаузии уже были такие моменты, когда проводились чрезвычайные съезды гагаузского народа и съезды депутатов всех уровней. Честно говоря, мне бы не хотелось, чтобы обстановка в Гагаузии накалялась и дальше, поскольку политическая нестабильность является своего рода барометром для инвесторов. Мы в течение полутора лет работали над тем, чтобы показать Гагаузию привлекательной для инвесторов, и дестабилизация политической обстановки скажется, в первую очередь, на экономической составляющей, на инвестициях в наш регион. Что касается статуса Гагаузии, то это не чья-то фантазия, а требование, основанное на словах, сказанных публично президентом Молдавии Владимиром Ворониным во время его визита в Гагаузию, в присутствии около 700 человек. Воронин заявил следующее: "Братья гагаузы, Гагаузия получит точно такие же статус и полномочия, которые получит Приднестровье при урегулировании конфликта. Я вам это ответственно заявляю". Я подчеркиваю, это слова президента страны г-на Воронина. Эти слова теперь повторяют многие жители Гагаузии, в том числе и я. Мы ничего не выдумали, мы просто повторяем слова нашего президента. Поэтому Гагаузия будет претендовать на тот же статус, который определят для Приднестровья участники и посредники урегулирования, будь то статус автономии, субъекта федерации или конфедерации. Что касается требования о квотах для Гагаузии в органах власти Молдавии, то хочу отметить следующее: в Исполкоме Гагаузии свыше 30% представителей негагаузской национальности, из 21 человека - 4 молдаване. В органах власти Молдавии нет ни одного гагауза. Поэтому мы ведем речь об адекватном участии автономии в управлении государством. Представители Гагаузии должны быть в центральных органах власти.

ИА REGNUM: То есть, по сути, это требование о выполнении положений закона "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)", принятом Молдавией еще в 1994 году?

Да. Именно так.

ИА REGNUM: 24 июля движение "Единая Гагаузия" выступила с заявлением, в котором выразило поддержку призыву представителей Русской Православной Церкви об официальном осуждении коммунистического режима. В заявлении говорится, что запрет на деятельность коммунистических организаций в Молдавии может начаться с территории АТО Гагаузия, а также о возможности начать сбор подписей граждан в поддержку данной инициативы с последующим представлением её в Народное собрание Гагаузии для официального принятия. Осуществима ли, на ваш взгляд, эта инициатива?

Я полагаю, это нереально. Даже если парламент Гагаузии примет такой закон, то он будет опротестован в суде на республиканском уровне. Законодательной орган Гагаузской автономии не может принимать законы, противоречащие республиканским, а законодательство Молдавии разрешает деятельность партий коммунистической направленности.