На V Байкальском экономическом форуме Иркутская область намерена инициировать принятие окончательного решения о старте строительства в восточной части страны трех новых железных дорог: Северо-Сибирской железной дороги, пути "Лена - Непа - Витим - Ленск" и железнодорожной ветки "Усть-Илимск - Нерюнда". Как сообщили 23 июля ИА REGNUM в пресс-центре БЭФ, в Стратегии развития железнодорожного транспорта России до 2030 года, утвержденной в Правительстве РФ, сроки реализации этих проектов пока не обозначены.

Северо-Сибирская железная дорога (Севсиб) должна соединить Ханты-Мансийский автономный округ, Томскую область, Красноярский край и Приангарье. Новый путь пройдет параллельно Транссибу, его предназначение - разгрузить главную железнодорожную магистраль Сибири, а значит, города Иркутск, Красноярск, Новосибирск. В Нижневартовске (Ханты-Мансийский округ) Севсиб планируется соединить с Белкомуром - будущей новой железной дорогой Севера, которую проложат от Финского залива. Магистраль "Белкомур" является частью транспортного проекта "Восток-Запад". Она пройдет через Соликамск (Пермский край), Гайны (Коми-Пермяцкий автономный округ), Сыктывкар (Республика Коми) и соединит регионы Сибири и Урала с портом федерального значения в Мурманске.

Маршрут "Лена - Непа - Витим - Ленск" объединит Иркутскую область и Якутию. Он необходим Республике Саха для перевозки грузов, которые сейчас транспортируются по реке Лена.

Ответвление от ВСЖД "Усть-Илимск - Нерюнда" сделает доступным Нерюндинское железорудное месторождение, которое планируется активно разрабатывать в ближайшие годы.

В 2009-2013 годы на строительство Севсиба (полная протяженность - 2200 км) необходимо 36 млрд рублей. На путь "Лена - Непа - Витим - Ленск" (1100 км) - 110 млрд рублей. На "Усть-Илимск - Нерюнда" - 900 млн рублей. Эти средства планируется получить из федерального бюджета.