Озвученная на заседании коллегии Минфина информация об итогах социально-экономического развития республики в минувшем году содержала ряд принципиально важных моментов. Именно они свидетельствуют о том, что предпринятые меры по созданию эффективной бюджетной системы региона дали обнадеживающие результаты. Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе правительства республики Хакасия, из доклада главного финансиста республики следовало, что грамотно сверстанный и правильно исполненный главный финансовый документ был приближен к реалиям экономики региона. В развитие этой актуальной темы мы попросили министра финансов и экономики Алексея Иванова рассказать о стратегических направлениях и главных ориентирах бюджетной политики.

- Алексей Моисеевич, полагаю, вопрос о сути бюджетных новаций нельзя рассматривать вне контекста той непростой ситуации, которая предшествовала парламентским дебатам по республиканскому бюджету 2002 года. Причем, главная интрига бюджетных баталий держала в напряжении значительную часть российских регионов: 40-процентное повышение заработной платы работникам бюджетной сферы федеральный центр планировал провести за счет бюджетов субъектов. Не менее 20 российских территорий уже в начале года заявили о том, что не имеют должных финансовых ресурсов.

Ситуация была действительно непростой. Хакасия попала в разряд тех российских регионов, которые испытывали большие трудности в проведении индексации заработной платы бюджетников. В поиске бюджетного компромисса приняли активное участие председатель правительства республики Хакасия Алексей Иванович Лебедь и представители Министерства финансов и экономики нашей республики, доказывая явное несовпадение желаний центра с возможностями региона. Финансовая помощь республике было оказана, но при этом весьма существенно увеличилась и нагрузка на республиканский бюджет. На выплату заработной платы в минувшем году была направлена значительная часть бюджетных средств - 1933,7 миллиона рублей (с учетом начислений), что составило 61,8 процента собственных доходов (без учета доходов территориального дорожного фонда).

Произошли положительные подвижки и в такой важной сфере, как уровень жизни населения. Номинальная заработная плата в республике по сравнению с 2001 годом увеличилась на 36 процентов и составила 4165,7 тысячи рублей. Среднедушевые денежные доходы населения по отношению к 2001 году составили 126,6 процента.

Причем, этот важнейший социальный приоритет нам удалось выдержать в течение всего минувшего года. По состоянию на 1 января 2003 года бюджет республики не имел просроченной задолженности по заработной плате работников бюджетных учреждений. Тогда как в начале предыдущего года долги бюджета республики в этой части составляли 36,5 миллиона рублей. При этом нам удалось погасить, причем тоже в полном объеме, задолженность по выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей. Вот таким непростым был предыдущий финансовый год.

- В решении задач повышенной сложности привычный инструмент - скрупулезное согласование доходных и расходных параметров бюджета - оказался явно недостаточным. Или не более полезным, чем навороченный компьютер в медвежьей берлоге. В контексте качественно иной ситуации неизбежно востребована и иная основа разновекторных финансовых отношений. Минфин готов их выстраивать? И какой критерий финансовой устойчивости вы считаете решающим?

Проблемы минувшего года с особой отчетливостью обрисовали ближайшую перспективу: нам предстоит выработать новый механизм межбюджетных отношений. Только он позволит безболезненно вписаться в процесс начавшихся реформ. Представляется, что текущий финансовый год будет решающим. Именно в 2003 году федеральный центр намеревается разграничить бюджетные обязательства всех участников бюджетного процесса и обеспечить полномочия всех уровней власти достаточными финансовыми ресурсами. Большие надежды связывает Министерство финансов России с двумя внесенными в Государственную думу законопроектами - "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Эти федеральные законы призваны существенно расширить самостоятельность региональных и местных органов власти и регламентировать механизм финансовой ответственности всех уровней власти.

А к решающим факторам финансовой устойчивости я бы причислил общую сбалансированность бюджетной системы. Известные трудности стимулировали поиск иных ориентиров. Система управления государственными финансами это ведь не только грамотное бюджетное планирование, но и умение выработать и задействовать эффективный механизм исполнения бюджета.

Прежде всего нам необходимо обеспечить должный уровень прозрачности бюджетных технологий в процедуре государственных закупок. В этом направлении уже сделаны соответствующие шаги: обязательным стала публичность проведения конкурсов, далее последует формирование реального конкурентного режима при размещении заказов на производство товаров и услуг для государственных нужд. Основные моменты этой процедуры регламентирует закон "О государственном заказе Республики Хакасия", подготовленный нами и принятый в ноябре 2002 года. Соответствие его основополагающим правовым нормам позволит достичь нашей главной цели - экономии бюджетных средств.

Решающее значение имеет принятие адекватных мер по оптимизации бюджетных расходов и повышению исполнительской дисциплины. Итоги минувшего года позволяют нам вести речь о том, что главный финансовый документ республики впервые исполнен должным образом, в соответствии с законом о бюджете республики. Финансирование расходов республиканского бюджета в 2002 году осуществлено в размере 3056,1 миллиона рублей, что составило 99,6 процента от годовых назначений. Сводная бюджетная роспись республиканского бюджета была исполнена в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных обязательств, благодаря тем мерам по реализации закона о бюджете республики, которые утвердило правительство республики Хакасия. Я бы назвал это знаковым событием. В подтверждение своих слов приведу цифровую информацию двухлетней давности: в 2001 году финансирование расходов республиканского бюджета составляло 72,2 процента плановых назначений.

Достаточно эффективной была в минувшем году и работа по обслуживанию государственного долга. Именно ее результат свидетельствует о том, что несмотря на небольшой эмиссионный опыт республика остается добросовестным заемщиком даже в современных, достаточно сложных экономических условиях. Хакасия имеет возможность выполнить одно из основных условий государственного кредитования - обеспечить кредит. На основании исследований кредитного рейтинга республики, ее бюджетной устойчивости и кредитной истории можно сделать вывод: финансовое и политическое положение Хакасии позволяет ей, как субъекту Российской Федерации, выступать сегодня в качестве эмитента достаточно надежных субфедеральных обязательств.