"Новая газета" (17.08.08) опубликовала материал под заголовком "Выходной у Лиманского. Почему не ищут экс-мэра Самары, пустившегося в бега и ожидают его реинкарнации в рамках борьбы с коррупцией":

"После того как Дмитрий Медведев спустил разнарядку в регионы - думать над национальным планом борьбы с коррупцией, в стране началось соцсоревнование. Такая "Зарница" с бегом в мешках за казнокрадами.

В Самаре обвинения местных начальников в коррупции - дело обычное, это как про погоду поговорить. Корреспондент "Новой" разбирался, почему тогда местные начальники избегают наказания, а самарские политики не стесняются вслух сомневаться в реальности борьбы с коррупцией.

Козлиные бега

Главное для мэра, почуявшего опасность, - это вовремя и красиво уйти. Предыдущий мэр Самары Георгий Лиманский исчез после того, как в октябре 2006 года с треском проиграл выборы эсеру Виктору Тархову. Надо заметить, что до этого он однажды даже "умирал". А после того, как его обвинили в превышении должностных полномочий и служебном подлоге (при приватизации Дворца спорта, внесении недостоверных сведений в постановления об отводе и аренде земельных участков), как раз накануне выборов, якобы пролежал в больнице. Затем, пышущий здоровьем, оперативно вступил в "Единую Россию". Прокуратура свои претензии к нему тогда также оперативно сняла.

В последний раз он исчез, по-видимому, вовремя. Но не очень красиво. По странному стечению обстоятельств в это же время из здания администрации пропал "символ мэра" - нагрудный знак в виде герба Самары с фигурой козы на нем. Коза была из золота, серебра, эмали, стоила более 100 тысяч рублей и находилась на балансе мэрии. А также из кабинета главы исчезли малахитовый стол (в подражание обстановке президентского кабинета) и прочая мебель.

Сейчас про самого Лиманского рассказывают всякие небылицы - одни будто видели его прямо в Москве с авоськой возле дома; другие - в кафе с дамой; третьи - в театре с усами: четвертые утверждали, что у Лиманского бизнес то ли в Германии, то ли в Лондоне, то ли в Израиле. А в начале июля все друг другу пересказывали новые слухи - будто кто-то видел Лиманского в Азове, и он реинкарнируется вскоре в Ростовской области в руководстве Всевеликого Войска Донского и на должности вице-губернатора Ростовской области по казачеству. Единственное бесспорное напоминание о мэре стоит напротив самарского областного правительства - это храм Георгию Победоносцу.

"Исключено, чтобы Лиманский появился в нашей области", - говорят в Самаре как его бывшие соратники, так и его противники. "Он имеет слишком дурную славу - был под уголовными делами", - деликатно выражается даже бывший соратник Лиманского, депутат Губернской думы коммунист Николай Мусаткин.

И то правда - за Лиманским как будто выжженная земля. Вспоминают его здесь недобрым словом: "В его предвыборных агитках было написано, будто он опаздывал в школу потому, что первоклашек в буфете пропускал. Это неправда! - восклицает бывшая ученица той же школы. - Наоборот, он мелочь у малолеток отнимал!". С возрастом Георгий Сергеевич стал сообразительней. Город трясло от земельных и строительных скандалов. Доходило до абсурда. Когда в 2004 году избрали Гордуму, не угодную Лиманскому, он выселил депутатов из здания под предлогом ремонта. Почти два года они так и работали по дворам, а заседания проводили в губернском парламенте.

Депутат Городской думы Алла Демина почти с ужасом вспоминает те времена: "Только спустя почти два года депутаты узнали, что накануне выборов, то есть в субботу, 3 июля 2004 года, якобы собралось заседание Гордумы, на котором большое количество земельных участков сменили свои зоны, например, были переведены из категории рекреационных зон. Это же смешно - заседание было сфальсифицировано и существовало только на бумаге!".

Продавала администрация Лиманского, можно сказать, все, что плохо лежало. Даже между двумя турами выборов в 2006 году, уже догадываясь о предстоящем поражении, Лиманский напоследок продал муниципальное предприятие по вывозу мусора.

Сейчас на бывших коллег Лиманского заводят уголовные дела. В конце июня Самарский областной суд начал рассмотрение уголовного дела в отношении главного специалиста управления муниципального земельного контроля мэрии Нины Головановой. Ее подозревают в получении взятки. Под подпиской о невыезде находится бывший первый замруководителя комитета по управлению имуществом города Сергей Плотников. Но имя Лиманского не появляется в правоохранительных сводках.

Экспроприация экспроприированного

Город прожил без Лиманского уже почти два года. Новый мэр из "Справедливой России" стал проводить ревизию приватизационных сделок. Дело не оригинальное - с пересмотра, а значит, и передела начинают многие мэры.

Правда, схемы могут быть разные. Как объяснили "Новой" в самарском городском департаменте управления имуществом, в большинстве оспариваемых нынешней мэрией сделок работали всего две схемы. Первая - это когда человек или фирма обращается в мэрию с просьбой о покупке земли на том основании, что ему принадлежит какая-то собственность на этой территории. Департамент отказывается. Оно и понятно - земля нужна городу, в некоторых случаях это памятник природы. Тогда заявитель отправляется в суд, а уже суд обязует мэрию продать землю. Так что формально мэрия Лиманского даже какое-то время сопротивлялась. Правда, потом не шла опротестовывать скандальное решение суда...

Вторая популярная схема администрации Лиманского - это когда муниципальное имущество передается в хозяйственное ведение, а потом продается уже без аукционов и по бросовым ценам. Около 280 дел по продаже объектов муниципальной собственности было отправлено в суды.

По первой схеме "ушли" часть набережной Волги и Загородный парк. Это "авантюры века" для Самары. Тогда набережная досталась по дешевке некоему 24-летнему гражданину Юрию Калинину, а парк - фирме "Аттракцион", а фактически самарскому воротиле Андрею Шокину, главе группы RBE.

Сейчас и то и другое отобрали у частников. В департаменте с удовольствием рассказывают, как сложно было вернуть парк. Сначала пересмотреть сделку попробовала областная прокуратура с новым прокурором во главе - не получилось, так как срок на оспаривание решения прошел. Потом уже мэрия долго искала повод для пересмотра дела и нашла "вновь открывшиеся обстоятельства": часть парка, как вдруг удачно выяснилось, - памятник археологии. После нескольких серий судебных баталий парк у частника отобрали. У RBE осталась лишь часть - под танцевальной площадкой, асфальтовыми дорожками, аттракционами.

Но финальная точка до сих пор не поставлена. На этот раз в судах спорят, кому должна принадлежать земля с "памятником археологии" - городу или области. А тем временем группа RBE решила избавиться и от оставшегося куска земли, перепродав его группе "Союз" (ноги которой, как утверждают знающие люди, ведут в Москву). В городском департаменте управления имуществом эту новость встретили настороженно: как заявили "Новой", с мэрией сотрудничество новый собственник аттракционов пока не оговаривал, тогда почему уже анонсирует мегапроекты с парком, земля которого на данном этапе судебных разбирательств муниципальная?.. Видимо, битва за парк стартует по-новому.

Кому нужен Джон?

По логике после приватизационных чисток город должен заработать бесперебойно. Но он буксует. После рапортов о достижениях новой администрации самарские политики произносят: "Лиманского нет, а система-то жива!". Сегодня земельные и строительные скандалы по-прежнему будоражат город. Глава уже нового департамента управления имуществом администрации Виктор Абрамов скрылся после того, как его обвинили в преступном сговоре по продаже 81 объекта муниципального имущества по заниженным ценам. Обвиняют в превышении должностных полномочий главу департамента строительства и архитектуры Сергея Бахчева. Областная администрация схлестнулась в судах с городской - оспаривает многочисленные отказы мэрии согласовывать границы земельных участков.

Так что теперь вопрос уже в том, в какую сторону пойдет борьба с коррупцией - по следам старой или новой администрации?

Сторонников Лиманского должен обнадеживать тот факт, что он до сих пор член партии "Единая Россия". Как заявил "Новой" первый заместитель секретаря политсовета региональной "Единой России" Александр Живайкин, вопрос о его исключении даже никогда не поднимался в партии. То есть партию он, получается, не дискредитирует.

Хотя самарские силовики неофициально и намекают на имеющуюся информацию на экс-мэра, в областном следственном комитете с "Новой" отказались разговаривать о Лиманском. В ответ на вопрос, в чем секрет его неуязвимости, самарские политики сначала разводят руками, а потом вспоминают о его прагматической щедрости.

"Едет Джон по пустыне, и никто не может его поймать. Потому что он никому не нужен", - разводит руками депутат Губернской думы Александр Колычев. Самарский политолог Владимир Звоновский согласен: "Даже Тархов интересуется им скорее как портретом бывшего мэра, чем как реальным политическим игроком. К тому же довести обвинения Лиманского до судебного процесса, мне кажется, невозможно, потому что система управления городом была организована таким образом, чтобы мэр не мог подставиться и поставить подпись под каким-то сомнительным документом".

Одним словом, к перспективам борьбы с коррупцией в области относятся традиционно скептически. Несмотря на то что местные законодатели по указанию Медведева должны предложить свои варианты борьбы с казнокрадами, старожил в самарской политике - бывший соратник Лиманского, а сейчас заместитель председателя Губернской думы коммунист Мусаткин - не стесняется вслух сомневаться в реальности разработки антикоррупционных мер. И все хором подозрительно равнодушно предлагают не зацикливаться на фамилиях. Какая, в сущности, разница - Лиманский, Тархов, бывший губернатор Самарской области Константин Титов или еще кто пострадает во время антикоррупционных баталий? Главное же не результат, а процесс".