Две трети взрослых россиян (67%) помнят, какая игрушка была у них в детстве самой любимой. Таковых значительно больше среди молодых респондентов (75%), опрошенных с высшим образованием (80%), жителей Москвы (73%), а также среди женщин (72%).

Такие данные публикует Фонд "Общественное мнение" на основании результатов пороса, проведенного в 46 регионах России.

Показателен перечень любимых игрушек - это не просто куклы Кати, Тани и Маши, мягкие игрушки, машинки, военная техника и солдатики. Некоторые воспоминания несут на себе особенно четкий отпечаток времени. Женщины постарше вспоминают пупсиков, ходячих кукол или мечту любой советской девчонки - немецкую куклу ("кукла ГДР-овская, которой ни у кого больше не было" "детская немецкая кукла-пупс", "германская кукла"), а молодые участницы опроса уже говорят о Барби. Мужские воспоминания о любимых игрушках детства также имеют приметы прошлого ("конь деревянный на палке", "броневик", "железный танчик", "оловянные солдатики", "набор кубиков из Риги", "чижики - сами делали"; "игры - лапта"; "машинка "Победа"", "крокодил Гена", "луноход"). Респонденты нередко вспоминают простые и трогательные самодельные игрушки ("кукла, сделанная из полотенца льняного"; "деревянная самодельная кукла"; "мама сшила куклу из тряпок, "большой самодельный деревянный автомобиль грузовой - отец сделал"; "самодельный парусный катер", "экскаватор брат сделал из дерева"; "самодельный самокат", "свистулька, сделанная папой из дерева").

Ответы россиян старшего возраста нередко соответствует метафоре "трудное детство - деревянные игрушки" ("была война - игрушек особо не было"; "раньше было все деревянное"; "у нас игрушек в деревне не было вообще", "колесо от телеги - гоняли по деревне").

Чуть более половины респондентов считают, что нынешние игрушки лучше, нежели игрушки времен их детства (57%). Они утверждают, что сегодня выбор шире ("каких только нет"; "игрушек много, на любой вкус и цвет" - 26%), игрушки ярче и красочнее ("более интересный дизайн"; "внешний вид лучше"; "всем - и красивее, и наряднее" - 21%), они более технологичны ("более продвинутые"; "больше выдумки: двигаются, разговаривают, управляются дистанционно" - 9%), больше ориентированы на развитие детей ("поучительней"; "развивают больше память"; "сейчас игры рассчитаны на интеллектуальное развитие детей" - 6%).

Однако почти каждый четвертый респондент (27%) убежден в том, что современные игрушки хуже прежних, поскольку сделаны из плохих материалов ("в них много разной химии" - 10%), не отличаются высоким качеством ("раньше намного качественнее делали"; "страдает качество при большом разнообразии" - 9%), развивают жестокость у детей ("агрессивные"; "бездушные", "страшные игрушки, не добрые, злые, монстры" - 3%).

Респондентов, имеющих ребенка или внука в возрасте от 2 до 12 лет, также спросили о любимой игрушке последнего. На первый взгляд, эти игрушки мало чем отличаются от любимых игрушек родителей: те же куклы (8%), машинки (7%), мягкие игрушки (6%), велосипеды (3%) и конструкторы (1%). Однако показательно присутствие новых имен (куклы Братс и Бэби-Борн, Человек-паук, Лунтик, Черепашки-ниндзя, Смешарики) и новых видов игрушек и игр: прежде всего - компьютеров и игровых приставок (4%), а также мобильных телефонов (1%), роботов-трансформеров (1%).

В целом более половины респондентов (56%) покупали игрушки в течение последнего года, в том числе 13% - в последнюю неделю. Остальные приобретают их реже, а почти каждый десятый (11%) никогда в жизни не покупал игрушек. Приобретают игрушки россияне прежде всего для своих детей или внуков (56%), реже - в подарок детям и внукам своих знакомых (23%).

У респондентов поинтересовались также возникает ли у них иногда желание купить для себя детскую игрушку (мужчин спрашивали о машинках и солдатиках, а женщин - о куклах и мягких игрушках), и если возникает, то поддаются ли они ему. Три четверти опрошенных (75%) заявили, что подобного желания у них в последние годы не было. Лишь 6% респондентов сказали, что покупали для себя детские игрушки (2% мужчин и 9% женщин). Вместе с тем, примерно каждый седьмой респондент (14%) признался, что желание купить детскую игрушку у него возникало, хотя он её и не купил. Среди таковых больше молодых респондентов (20%) и жителей Москвы (27%).

Более половины респондентов (58%) утверждают, что без удивления и осуждения прореагируют, если узнают, что их знакомая женщина покупает для себя кукол и мягкие игрушки. Аналогичным образом восприняли бы поведение знакомого мужчины, покупающего машинки и солдатиков, 50% респондентов. С удивлением, но без осуждения отнесутся к знакомым женщинам и мужчинам, приобретающим игрушки, 25 и 30% опрошенных соответственно. И лишь 6% участников опроса, когда речь идет о женщинах, и 8% - когда о мужчинах, заявляют, что воспримут такое поведение не только с удивлением, но и с осуждением (еще 1% в первом случае, и 2% - во втором, сказали, что не удивились бы, но осудили бы подобные покупки).

В опросе приняли участие 1500 человек. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.