Городские власти Астрахани намерены создать самое крупное предприятие в Астраханской области, занимающееся автобусными перевозками. Как пишет газета "Коммерсант-Волгоград", накануне в гордуму была внесена целевая программа "О создании условий для развития муниципального пассажирского транспорта на 2008-2011 годы", с помошью которой мэрия надеется за три года пополнить парк МУП "Трамвайно-транспортное управление" (ТТУ) 250 автобусами. На эти цели бюджет должен будет потратить 325 млн рублей, причем уже 78 млн - в этом году. Власти обещают, что это будут большегрузные автобусы стандарта "Евро-3" и что первые 60 штук появятся на улицах города до конца декабря.

Как пишет издание, необходимость принятия программы, как объяснил в пояснительной записке и.о. мэра Евгений Аптекарь, вызвана тем, что в 2007 году в городе было ликвидировано трамвайное движение, что "создало напряженную обстановку с перевозкой пассажиров, в том числе льготных категорий". Как поясняют в городском управлении пассажирского транспорта, маршрутные такси, занимающие около 70% рынка, отличаются большим количеством совершенных ДТП, "хамскими водителями и плохой регулируемостью".

Однако, отмечает газета, на последнем заседании гордумы заместитель мэра Астрахани по вопросам транспорта и связи Владимир Коломин не сумел убедить депутатов, что горбюджет может позволить себе потратить лишние 325 млн рублей. Согласно официальному заключению муниципального казначейства, в 2008 году бюджет не сможет выделить на программу ни копейки.

"Депутаты Алексей Лебедев, Евгений Дунаев стали вслух сомневаться, что бюджету вообще стоит тратиться на автобусы, когда хватает частных перевозчиков, пополняющих парк пассажирского транспорта за свой счет. "Они сами закупят и вряд ли сами у себя украдут", - высказался Евгений Дунаев. В итоге комиссии не хватило одного голоса (при необходимых 9), чтобы одобрить программу и внести ее в повестку ближайшего заседания думы", -пишет издание.

Главным конкурентом обновленному ТТУ должен стать ОАО "Астраханьпассажиртранс", - единственный крупный перевозчик, владеющий большегрузными автобусами на городских маршрутах. Однако, по мнению гендиректора ОАО Игоря Каляткина, возможная конкуренция только поможет компаниям вытеснить с рынка настоящих соперников - частных перевозчиков. "Для Астрахани необходимо 400 автобусов и 400-500 маршрутных такси, - цитирует газета Каляткина. - Если город осилит целевую программу, участникам рынка придется выходить на открытые конкурсы на маршруты, - и вот тут большегрузные автобусы легко выиграют".

Между тем, по данным издания около 75% рынка пассажирских перевозок в Астрахани занимают частные компании, владеющие автобусами малой и средней вместимости - ООО ПАК "Экспресс-Газель", ОАО "Таксомоторный парк", ООО "Витязь-Транзит", ООО "Автолайн" и индивидуальные предприниматели. Они контролируют около 2 тыс. маршрутных такси. Около 20% занимает ОАО "Астраханьпассажиртранс", созданное в 2005 году правительством Астраханской области, и ООО УК "Русские автобусы" (доли в 51,4 и 48,6% соответственно). ОАО выпускает на линию 111 большегрузных автобусов. 5% рынка занимает МУП ТТУ, которое ежедневно выпускает около 30 троллейбусов. Ежедневная выручка всех перевозчиков достигает 1 млн рублей.