Эксперт: Создание Средиземноморского союза - это попытка ограничить миграцию, ослабить влияние США и остановить расширение ЕС
Грузия, 18 июля, 2008, 01:03 — ИА Регнум. В рамках
Средиземноморский союз - это, прежде всего, французская идея. Очень много стран этого региона - это бывшие французские колонии, которые, так или иначе, входят в зону франкофонии, то есть для Франции это возможность поддержать своё влияние на международной арене и укрепить его внутри ЕС, полагает эксперт.
"
"Для всего Евросоюза Средиземноморский союз - это попытка гарантировать собственные границы и остановить миграцию. Уже сейчас Марокко делает очень большие усилия для остановки миграции в Европу из Африки и постоянно просит на это деньги. Естественно, в Европе никто не будет заявлять в качестве официальной причины создания этой структуры борьбу с миграцией, так как это не политкорректно. Но в действительности это так. А в качестве официальных целей заявлены исключительно добрые пожелания - экология, хорошие дороги, университеты - как это обычно и делается в Европе", - утверждает Терещенко.
"Естественно, данная инициатива отчасти используется против Америки. При создании союза для Саркози речь шла не только о том, чтобы гарантировать преференции для Франции, но ещё и о том, чтобы отрезать Англию как проводника влияния США в Европе. Вашингтон очень активно ведёт себя на Ближнем Востоке, и со стороны ЕС это способ отделить зону своего влияния: мы к вам в Ирак лезть не будем, но и вы к нам в Средиземноморье тоже не лезьте", - отмечает аналитик.
"Помимо прочего, Средиземноморский союз - это попытка остановить рост ЕС и дать его соседям достаточно большой кусок для того, чтобы они не пытались вступить в Евросоюз. Для Франции и Германии это очень принципиальный момент, потому что Турции обещали вступление в ЕС 45 лет назад, и турки сильно обижаются на то, что Брюссель их держит на коротком поводке, читая им лекции и нотации. Во Франции сейчас можно выиграть любую электоральную кампанию, просто заявив о себе как о противнике присоединения Турции к ЕС. Поэтому Турция очень долго не хотела вступать в Средиземноморский союз, и лишь после того, как её заверили в том, что он не является альтернативой ЕС, она согласилась к нему присоединиться. На самом деле, конечно, налицо попытка как-то отсечь её", - уверен Терещенко.
Отвечая на вопрос корреспондента ИА REGNUM, не вступит ли Средиземноморский союз в противоречие с другой структурой, создаваемой под эгидой ЕС, эксперт сказал: "Мне приходилось изучать несколько выпусков бумаг Шайо, относящихся к этому вопросу. Шайо - это центр по выработке внутренней и внешней политики Евросоюза на его границах в отношении разных конфликтов. Речь там шла о том, что вокруг ЕС должны быть созданы 2 зоны - южная и восточная, где нужно бороться за стабильность, куда нужно делать экономические вливания и с кем нужно договариваться. Южная зона - это и есть Средиземноморский союз. Восточная зона - это Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия и Закавказье. Чем дальше Евросоюз будет расширяться на Восток, тем более актуальными становятся все эти проблемы. Они стали особенно актуальными тогда, когда в ЕС вступила Прибалтика. Эстонии, Латвии и Литве нужно постоянно заявлять о себе, чтобы в Брюсселе не забыли о том, что они вообще существуют. Самый лучший способ заявлять о себе - это постоянно заступаться за Грузию против плохой России и предлагать своё посредничество между Арменией и Азербайджаном, говоря о том, что у нас, мол, с ними одни проблемы, так как нас одинаково мучила Империя. Именно после их вступления в 2004 году Евросоюз начал очень активно разворачиваться в сторону Молдавии и Закавказья, поэтому Черноморский союз, в принципе, оправдан. Это опять же, попытка так нарисовать регион, чтобы все важные государства в него попали. Хотя Черноморский союз, как представляется, пока что является задумкой на самом первом этапе", - отмечает Терещенко.
"Что же касается перспектив организации, то стоит отметить, что резервы Евросоюза не безграничны. Там каждый тянет одеяло на себя. Восточная часть ЕС всё время говорит о восточной политике, а Южная Европа, прежде всего, Франция, думает о средиземноморских связях, потому что это оптимальная возможность продвинуть своё влияние. Пока сам Евросоюз не развалился, он для многих является идеалом, особенно в плане стабильности. Помимо прочего, он является некоторой альтернативой США. Вашингтон громко заявляет о том, что нужно повсеместно насаждать демократию, а Европа тихо говорит о стабильности. Естественно, ни в одной из стран Южного Средиземноморья демократии нет, поэтому слова о стабильности им нравятся больше", - утверждает эксперт.
"При этом в регионе присутствует сразу несколько конфликтов. Помимо израильско-палестинского вопроса, налицо ещё и проблема