Оппозиция: "Команды, способной побороться с командой Воронина-Ткачука, в стане оппозиции сегодня не существует". Молдавия - Румыния: "Прорыва не получилось". Молдавия - ПАСЕ: "Такого тона Молдавия давно не слышала от европейцев". СМИ: "Молдавские спецслужбы блокируют аккредитацию иностранной прессы".

Оппозиция: "Команды, способной побороться с командой Воронина-Ткачука, в стане оппозиции сегодня не существует"

Некоторые политики продолжают рассуждения о том, что "оппозиция может пойти на выборы объединенным списком", пишет "Коммунист". Тема, казалось бы, закрыта, но отпущенные на ее информационную раскрутку ресурсы еще не подошли к концу. Их никто не хочет терять. И создавать вид бурной деятельности будут еще многие группировки - в первую очередь те, чьи шансы на попадание в парламент стремятся к нулю.

Кого к переговорам не позвали - так это демократов Дьякова и эсдеков Брагиша, продолжает "Коммунист". Но и у них все не так скучно. На интернет-порталах уже вплотную обсуждается вариант объединения и этих двух команд в свою "мегапартию". Дьяков не так давно сумел относительно безболезненно объединиться с Серебряном. Если к ним добавить и Брагиша, можно условно назвать это трио "те же без Урекяна", ведь именно такой компанией (только с Урекяном во главе) они шли в парламент в 2005 году, и называлось все это Блок "Молдова Демократэ" - БМД, что также расшифровывалось как "Братская Могила Демократов". Ждем блокбастера "Братская Могила Демократов возвращается?"

Все, кто ратует за объединение, вспоминают, что избирательные блоки запрещены, пишет "Коммунист". Но добавляют, что это, якобы, не мешает представителям разных партий пойти на выборы по спискам одной из них. Только забывают про одну деталь - для этого придется расформировать все партии, кроме одной. Закон надо лучше читать. Чтобы потом не выглядеть смешно. Хотя для любителей "унири" это не главное. Всем ведь понятно, что до 2009-го оппозиционеры договориться не успеют. И, чтобы сохранить хоть иллюзорные шансы, можно и поиграть с законом. Это уже не в новинку, подводит итог издание.

Бизнесмен Николай Черный, который является вице-президентом компании "Лукойл", отвергает свое участие в общественной организации "Друзья России в Молдавии", пишет Infotag. Как передает агентство, цитируя заявление Николая Черного, направленное в агентство для распространения, "информация о моем избрании заместителем председателя организационного комитета данной организации является недостоверной". "В ответ на пресс-релиз от 8 июля 2008 г. о создании организационного комитета организации "Друзья России в Молдавии", председателем которого является господин Тарлев В.П., заявляю, что я никогда не являлся членом данной организации либо другой организации или политического движения в Молдавии", - отмечается в документе. Черный считает, что данный пресс-релиз "преследует конъюнктурные цели, является дестабилизирующим для общества и имеет с своей целью причинение вреда моей репутации". "Работая в российской компании в качестве вице-президента ОАО Lukoil, курирующей зарубежный блок, в том числе и Молдавию, я всегда придерживался принципов невмешательства в политические процессы данных стран и всегда пропагандировал взаимовыгодное долгосрочное экономическое сотрудничество, а также дружественные отношения с Россией", - подчеркивается в заявлении Николая Черного.

Молдавская земля давно уже полнится слухами об особой миссии, которую уготовил Василию Тарлеву президент Владимир Воронин, пишет "Коммерсант Plus". Перед предстоящими весной будущего года парламентскими выборами бывший первый министр правительства должен сформировать так называемую "третью силу" и участвовать в них в качестве "второй колонны". Все, по идее, выглядит логично. ПКРМ после ряда непопулярных шагов, предпринятых внутри страны и на международной арене, утратила часть своего электората, которая все равно остается левой. У коммунистов есть два пути выхода из этой кризисной ситуации: либо оставить часть голосов своим политическим оппонентам, также "пасущимся" на левом политическом поле, либо вновь завладеть ими для последующей консолидации усилий в высшем законодательном органе с помощью подставной, но достаточно авторитетной фигуры.

Преданный Тарлев подходит на эту роль идеально, продолжает "Коммерсант Plus". Но Владимир Воронин в ходе своих телеэфиров отрицает саму возможность подобного "обмана" избирателей. Он демонстрирует уверенность в том, что ПКРМ по-прежнему находится на пике политической популярности, и не нуждается во всякого рода ухищрениях, тем более чтобы выставлять в столь невыгодном свете экс-премьера, который по-прежнему является "человеком обоймы". Однако, как представляется, где-то в глубине души он во всем, что утверждает в нарочито императивном духе, сомневается. Выдают президента мелкие детали. Так, рассматривая возможность того, что Тарлев обидится, если не обретет достойного места в будущем электоральном списке, и создаст единую команду со злейшим врагом нынешней верховной власти Серафимом Урекяном, глава государства тут же перестает быть рассудительным и высказывается опять-таки в присущей ему манере типа "пусть только попробует". Такие "некультурные" с политической и политкорректной точек зрения срывы объясняются тем, что Воронин, хоть он и часто акцентирует общественное внимание на том, что не любит прежнюю партноменклатуру КПСС, с ее "молоком" впитал в себя принцип оценивания личной преданности - "кто не с нами, тот против нас", подводит итог издание.

Парламентские источники утверждают, что в партийных кругах Молдавии появились данные социологического опроса, будто бы проведенного по заказу официальных структур власти РМ в конце прошлого года, пишет "Ника-пресс". Согласно этой же информации, в опросе принимали участие более полутора тысяч респондентов. Отвечая на вопрос: "За какую партию вы бы проголосовали, если бы выборы состоялись в ближайшее время?" - более 17% опрошенных отдали предпочтение Либеральной партии; на втором месте c 13% оказалась Партия коммунистов. Далее с почти 7% следует альянс "Молдова ноастрэ"; ХДНП получила около 6% голосов. Доверяют президенту Воронину чуть больше 6%, не доверяют почти 25% респондентов. Почти одинаковый уровень доверия и недоверия отмечается по отношению к кишиневскому мэру Киртоакэ (17 и 18% соответственно) и спикеру парламента Лупу (13 и 15%).

Среди различных мнений относительно появления на свет данных опроса есть два противоположных, но заслуживающих внимания, продолжает "Ника-пресс". Одни считают, что коммунисты умышленно допустили утечку информации, чтобы, так сказать, испугать своих внешних партнеров наступлением правых прозападных сил, которые обязательно приведут Молдавию в НАТО. Другие убеждены, что коммунисты не смогли долго удержать в тайне данные опроса и что эти данные, по крайней мере, точно указывают место и уровень влияния ПКРМ после парламентских выборов 2009 года, подводит итог агентство.

Анализ политической ситуации в Молдавии показывает, что опасность вряд ли может грозить тандему Воронина-Ткачука с правого фланга, пишет интернет-издание Ava.md. Известно ведь, что режиму Воронина-Ткачука сугубо "по барабану" практически всё, что говорят и делают сегодня либерал Дорин Киртоакэ вместе со своим политически неадекватным дядей Михаем Гимпу. Правящий тандем считает ниже своего достоинства, реагировать также на заявления "либерального демократа" Владимира Филата и даже активизировавшегося в последнее время "восточно-европейского тигра" Серафима Урекяна. Первые двое, как известно, занимают ярко выраженную правоцентристскую позицию, а что касается Альянса "Наша Молдова" Серафима Урекяна, то, судя по высказываниям второго лица в этой партии - Вячеслава Унтилэ и некоторых других однопартийцев, они также покинули центр и начали ускоренный дрейф на правый фланг. Возможно, что это самая большая политическая ошибка Серафима Урекяна за всё время его пребывания в "большой политике", потому что этот курс предельно сузил электоральное поле возглавляемой им партии, внёс - где скрытый, а где и явный - раскол как в среду однопартийцев, так и в ряды сторонников АМН.

Так, может быть, опасность для своего режима Воронин увидел на фланге, который у нас принято считать "левоцентристским"? - задается вопросом Ava.md. Известные факты свидетельствуют о том, что до недавнего времени опасность для власти ПКРМ на этом фланге, действительно, существовала, а потому вовсе не случайно, что именно по нему тандем Воронина-Ткачука планомерно наносит удар за ударом. Первый прицельный удар был нанес по новой партии "Патрия-Молдова", которую возглавил Андрей Цэрнэ. Возникает естественный вопрос: А кто же всё-таки развалил этот проект? Можно с уверенностью сказать: отнюдь не Георгий Сима. Он был всего лишь своего рода "инструментом", который другие "заинтересованные лица" вполне успешно использовали для решения этой проблемы. Думается, вовсе нетрудно догадаться, кто персонально направлял этот "инструмент".

После этой успешно проведённой операции по ликвидации команды Цэрнэ, у коммунистов оставалось только два более-менее серьёзных оппонента - Демократическая партия Дмитрия Дьякова и Социал-демократы Дмитрия Брагиша, продолжает Ava.md. Дмитрий Дьяков - это вообще феномен в политической жизни Молдавии, имя которого давно стало синонимом предательства. "Кинув" всех своих прежних политических партнеров, Дьяков, тем не менее, каким-то чудом продолжает сохраняться на политической сцене страны. Играет ли на сей раз Дмитрий Дьяков, всем своим видом усиленно демонстрирующий "оскорбленную невинность", по своему собственному сценарию, или же лишь прилежно выполняет очередное задание тандема Воронина-Ткачука, сказать пока ещё трудно. Возможно, он сам еще сегодня не до конца знает, как поступит завтра. В чём нет сомнений, так это лишь в том, что, в любом случае, его поступок всегда будет определяться исключительно соображениями личной выгоды. Будет ему выгодно - он "кинет" Воронина. Ляжет карта иначе - пойдет на поклон к Воронину и будет сотрудничать с ним, "убедительно" доказывая общественности, что это был "единственно возможный вариант" в данных обстоятельствах. Сегодня перед Дьяковым стоит "задача задач" - обольстить и затем "проглотить" всё ещё "гуляющую сама по себе" по левоцентристскому флангу Социал-демократическую партию Дмитрия Брагиша. То, что Дьяков поставил перед собой и пытается решить эту задачу, сомнений не вызывает. Вопрос в другом: кто за ним стоит? В чьих интересах он сегодня "хлопочет"?

Социал-демократы оказались сегодня в сложнейшей ситуации, пишет Ava.md. До знаменитой встречи Эдуарда Мушука с Владимиром Ворониным у Дмитрия Брагиша лично и у его партии было много потенциальных плюсов. Но, в один, наверное, не самый прекрасный для социал-демократов, день все эти их преимущества исчезли, испарились, превратились в прах. Теперь значительная часть молдавской общественности с настороженностью и подозрением поглядывает на СДП, рассматривая эту партию в качестве "сателлита Партии коммунистов". Естественно, со всеми вытекающими отсюда негативными для неё электоральными последствиями.

Вот такая безрадостная картина наблюдается сегодня в стане молдавской оппозиции - право - и левоцентристской - в ситуации, когда до новых парламентских выборов остаются считанные месяцы, продолжает Ava.md. Ясно одно: дееспособной политической команды, способной не только бросить вызов команде Воронина-Ткачука, но и побороться с ней на равных на этих выборах, в стане оппозиции сегодня не существует. Пока не существует. Но это не значит, что она не может появиться, подводит итог издание.

Молдавия - Румыния: "Прорыва не получилось"

В молдавском городе Кагул откроют румынское консульство, пишет "Комсомольская правда в Молдове". Об этом говорилось во время визита в Молдавию министра иностранных дел Румынии Лазэра Комэнеску и его встречи с президентом Владимиром Ворониным. Также обсуждалась возможность открытия молдавского консульства в Яссах, однако точные даты, когда это все-таки произойдет, так и не названы. В Министерстве иностранных дел и европейской интеграции (МИДЕИ) сообщили, что предложение об открытии двух этих консульств для "облегчения механизма оказания консульских услуг гражданам обеих стран" выдвинуто президентом Ворониным. Румыния и Молдавия пошли дальше в обсуждении этого вопроса: стороны собираются в перспективе открыть на принципе взаимности консульства в Констанце и, соответственно, Бельцах.

Ожидаемого прорыва в молдавско-румынских отношениях не получилось, пишет "Время". Глава МИД Румынии Лазар Команеску приехал в Молдавию по приглашению своего молдавского коллеги Андрея Стратана. Главная цель визита была сформулирована дипломатично-обтекаемо: обсудить актуальные вопросы двусторонних молдавско-румынских отношений и другие аспекты, представляющие взаимный интерес. Действительной же целью визита можно считать размораживание двусторонних отношений, которые вот уже на протяжении долгого времени близки к состоянию "холодной войны".

Глядя на двух глав МИД в ходе пресс-конференции, поначалу могло показаться, что сближение действительно началось, продолжает "Время". Стратан и Команеску даже называли друг друга "дорогими друзьями". Однако из заявлений министров стало ясно, что подобное "похлопыванию по плечу" является лишь дипломатической формальностью. Стратан и Команеску говорили и о прогрессе в отношениях, и о прогнозируемом росте товарооборота, и даже о Приднестровье. Однако ни одного слова по основной проблематике двусторонних отношений - Договоре о границе и Базовом политическом договоре - произнесено не было. И это притом, что именно для решения этого вопроса президент Воронин поручил главе молдавской дипломатии пригласить главу МИД Румынии в Кишинев.

Зато традиционно много говорили о евроинтеграции, пишет "Время". Лазар Команеску заверил, что Румыния намерена оказать Молдавии помощь в этом непростом процессе. "По мнению Бухареста, подход Евросоюза к Молдавии должен быть таким же, как и по отношению к балканским странам", - подчеркнул глава МИД Румынии. Но нужна ли "самой бедной стране Европы" - Молдавии - помощь "самой бедной страны ЕС" - Румынии, у которой к тому же есть и собственные проблемы с имиджем в Есросоюзе? Глава молдавского МИДЕИ считает, что да. Более того, по его словам, Кишинев нуждается в помощи Румынии и других стран-членов ЕС также и в процессе приднестровского урегулирования. Какой может быть помощь Румынии в приднестровском урегулировании, к сожалению, спросить не получилось, так как оба официальных лица на всякий случай отказались отвечать на вопросы журналистов.

Примерно в таких же обтекаемых формулировках исполнены отчеты о встречах румынского министра с президентом Ворониным и премьером Гречаной, продолжает "Время". Видимо, официальный Бухарест по-прежнему твердо настроен рассуждать о новом этапе взаимоотношений с соседним государством только после молдавских парламентских выборов 2009 года. Каким будет этот этап - зависит от того, с какими партнерами Бухаресту придется иметь дело в Кишиневе после 2009 года. Пока же, похоже, речь идет лишь о поверхностных дипломатических жестах.

Помимо переговоров с высшим руководством Молдавии глава МИД Румынии Лазар Команеску также провел в Кишиневе выборочные встречи с политиками, которых принято считать "особами, приближенными к Бухаресту" или "друзьями Румынии в Молдавии", пишет "Время". Первым в этом почетном списке, естественным образом, оказался мэр Кишинева Дорин Киртоакэ. В беседе с приближенным кругом лиц глава румынской дипломатии был более откровенен, чем в ходе диалога с представителями центральных властей. На встрече с кишиневским градоначальником Лазар Команеску еще раз подчеркнул, что Румыния поддержит Молдавию на пути в Европу. По его словам, европейские устремления страны должны быть поддержаны всем населением, а не только ее руководством. "Со своей стороны Румыния будет и впредь поддерживать европейские устремления Республики Молдова и предоставит ей необходимую помощь, чтобы пройти эту дорогу как можно скорее", - отметил Команеску. Дорин Киртоакэ поспешил не только согласиться с румынским министром, но и обозначить конкретные сроки прохождения Кишиневом "румынской дороги" в ЕС. "Опыт Румынии в области европейской интеграции должен быть заимствован Молдавией для того, чтобы республика могла пройти той же дорогой в ЕС, что и Румыния, но намного быстрее. Мы хотим, чтобы это произошло в течение примерно 10 лет", - сказал мэр.

В ходе беседы стороны не смогли обойти и приднестровский вопрос, продолжает "Время". В этом контексте глава румынской дипломатии заявил, что данная проблема может быть разрешена только путем переговоров в формате "5+2". "Я оптимистично смотрю на перспективы урегулирования конфликта, в том числе в связи с открытостью Евросоюза к поиску решений в формате "5+2", - отметил Лазар Команеску. В свою очередь Дорин Киртоакэ сделал упор на проблему поддержки "румынских школ" в приднестровском регионе и оказания помощи всем гражданам Республики Молдова в их усилии по присоединению к Европейскому союзу, в том числе путем упрощения пересечения границы между Молдавией и Румынией, а также посредством "исполнения пожелания большинства граждан Республики Молдова обладать румынским гражданством".

Похоже, со своими политическими фаворитами в Молдавии Бухарест уже определился, пишет "Время". В свою очередь эти фавориты уже определились с "повесткой дня" молдавско-румынского диалога после того, как они придут к власти. Их аргументы, надо признать, весьма выигрышны. Действительно, "румынская дорога" является кратчайшим путем "вступления" в ЕС. Правда, по унизительному принципу: "хоть чучелом, хоть тушкой". В этих условиях реализм и разумный баланс внешнеполитических приоритетов, с учетом как западного, так и восточного векторов, а также связанный с этим постоянный статус нейтралитета, становятся идеей, работающей на укрепление молдавской государственности. Другое дело, что реализовать эту концепцию в полной мере, полностью восстановив доверие внешнеполитических партнеров к Молдавии, скорее всего, сможет уже только следующее поколение молдавских политиков. В том случае, конечно, если среди них найдется место кому-то еще кроме "особ, приближенных к Бухаресту", подводит итог издание.

Визит министра иностранных дел Румынии в Кишинев не оправдал завышенных ожиданий молдавской общественности, однако сам факт визита говорит о многом, пишет Analitique. Это первый официальный визит высокопоставленного представителя Румынии за последние полтора года. В декабре 2007-го в Кишинев приезжал предшественник Лазэра Комэнеску Адриан Чорояну, однако он не был принят ни одним из руководителей молдавских властей. Тот визит был связан с открытием нового здания румынского консульства. Как известно, трудности с пересечением западной границы, с которыми столкнулись молдавские граждане после вступления Румынии в Евросоюз, внесли ощутимый холодок в потеплевшие было отношения между соседками. Ажиотаж вокруг подачи заявлений на получение виз продолжается, так же как и неудобства для граждан, желающих посетить европейские страны в различных целях. Ему предшествовало несколько политических заявлений президента Румынии Бэсеску, которые вызвали негативную реакцию официального Кишинева, затем последовали обращения властей двух стран к руководству ЕС. События полуторамесячной давности навели на мысль об окончательной утрате сторонами взаимопонимания. В ответ на предложение Бухареста подписать конвенцию, которая позволила бы гражданам двух стран, проживающим в приграничной зоне, свободно перемещаться в пределах 50 километров, молдавская сторона заявила о необходимости увязать появление этого документа с подписанием политического договора с Румынией, а также Договора о границе. Румыния не намерена этого делать. Она утверждает, что Конвенция о малом трафике на границе - документ технический и не требует подписания базового договора или договора о границе.

И вот при таком развитии ситуации министр иностранных дел Румынии на этой неделе прибыл в Кишинев по приглашению внешнеполитического ведомства Молдавии для "обсуждения актуальных вопросов двусторонних отношений и других аспектов, представляющих взаимный интерес", продолжает Analitique. Очевидно, что от визита ждали ответов именно на актуальные вопросы. Однако они не прозвучали. Более того, министры Комэнеску и Стратан, выйдя к прессе, ограничились лишь короткими заявлениями, а от ответов на вопросы просто... отказались.

Вряд ли Кишинев ожидал, что Бухарест изменит точку зрения по вопросу о политическом договоре, пишет Analitique. Хотя в Кишиневе могли предполагать, что Бухарест предложит хоть какой-то реальный сценарий урегулирования застарелой проблемы. С юридической точки зрения, продолжает утверждать Бухарест, достаточно факта признания Румынией Молдавии в пределах границы на момент обретения независимости. Хотя тем временем "кормит" Кишинев обещаниями активизировать работу над документом. "Подписание договора о границе и базового политического договора между Молдавией и Румынией будет способствовать повышению эффективности двустороннего диалога", - пояснил позицию Молдавии на встрече с румынским министром президент Воронин. "Осознание этой цели и общие усилия в преодолении существующих трудностей будут способствовать продвижению отношений между двумя государствами к новому этапу", - заявил президент Молдавии, проведя для румынских партнеров своего рода Рубикон, и пока Бухарест через него не перейдет, республика будет продолжать настаивать на своих условиях.

Уверенности официальному Кишиневу придает развивающийся довольно благоприятно для Молдавии диалог с Европейским союзом, продолжает Analitique. Недаром министр иностранных дел и евроинтеграции Стратан во время выхода к прессе уделил столько внимания именно европейским устремлениям республики и перспективам развития отношений с ЕС. Таким образом, вероятно, намекая, что у Румынии просто нет шансов продавить свои личные политические интересы в Молдавии. Как член Евросоюза она теперь подчиняется политической линии, одобренной всеми европейскими партнерами. А эта линия представлена в европейской программе соседства и предполагает сотрудничество только в позитивном русле и на основе всесторонней поддержки стран-соседок ЕС.

Министр Комэнеску всячески старался показать, что Румыния заинтересована в успехах Молдавии на пути евроинтеграции и готова оказывать ей самую широкую поддержку, пишет Analitique. Роль адвоката и опекуна Молдавии в ЕС Румыния приняла на себя два года назад. Она старается сочетать ее с образом активного экономического партнера. Однако ни первое, ни второе не укрепляет политический диалог между странами, в котором для Молдавии важно, прежде всего, сохранить свои суверенитет и независимость. Евросоюз обеспокоен раздорами между Румынией и Молдавией, но полагает, что двусторонние отношения страны должны налаживать самостоятельно. Для Румынии важно оправдать доверие Европы, принявшей ее в свое сообщество, будучи убежденной, что эта страна разделяет общие ценности ЕС. Одна из таких ценностей - уважение прав. В том числе права государства на суверенитет. Скорее всего, в желании сохранить лицо Румынии перед ЕС, продемонстрировать ему свои усилия и кроется причина того, что министр Комэнеску все-таки приехал в Молдавию, заранее зная, что для румынской дипломатии этот визит будет проигрышным, подводит итог издание.

После визита министра иностранных дел Румынии Лазэра Комэнеску в Республику Молдова рано говорить об улучшении молдавско-румынских отношений, сказал в интервью Info-Prim Neo политический аналитик Виктор Кирилэ, директор программ Ассоциации по внешней политике. Все же ясно, что дипломатические институты в Бухаресте и Кишиневе возобновили диалог, после того как в декабре прошлого года он был прерван из-за ошибки Кишинева, объявившего персоной нон-грата двух румынских дипломатов, сказал Кирилэ. Эксперт предполагает, что цель этого визита заключается именно в исправлении этой ошибки, особенно потому, что в последнее время поступили сигналы из Европейского союза о том, что РМ и Румыния должны возобновить диалог, но без вмешательства ЕС. "Этот визит - первый шаг в восстановлении отношений, поверхностное размораживание, но лед пока достаточно крепкий", - сказал Виктор Кирилэ. По его словам, будет видно, затронет ли это "таяние" очень важные уровни, такие, как диалог между президентами РМ и Румынии, поскольку, в итоге, главы государств дают тон двустороннему сотрудничеству.

Виктор Кирилэ считает, что министры иностранных дел в Кишиневе лишь обменялись мнениями о нынешнем этапе молдавско-румынских отношений, возможно, наметили некоторые направления, которые должны быть учтены сторонами, продолжает Info-Prim Neo. "Дальше будет видно, как повлияет эта встреча на имеющиеся проблемы. Речь идет о текущих проблемах: проблемах гражданства, виз, открытия новых консульств в Бельцах и Кагуле, Митрополии Бессарабии (которая периодически возникает под разными формами), Конвенции о малом трафике на границе, а также об основных проблемах - Базовом договоре или Соглашении о молдавско-румынской границе", - отметил Виктор Кирилэ. По мнению эксперта, стороны договорятся, если смогут разработать общую стратегию развития двусторонних отношений. Сейчас, однако, ни у одной из сторон нет даже своей, индивидуальной стратегии, а лишь разные видения в Кишиневе и Бухаресте того, как эти отношения должны развиваться. Бухарест рассматривает развитие отношений с Кишиневом сквозь призму "один народ, два разных государства", а Кишинев - "разные народы, разные государства". До тех пор пока будут сохраняться эти видения, решение проблем затянется. Могут последовать и другие провалы, периоды враждебности, сердитые заявления, полагает аналитик. Европейская интеграция, это платформа, которая может помочь двум государствам преодолеть недоразумения, считает эксперт. Но здесь тоже есть проблема. Бухаресту не удалось в последнее время использовать аргумент ЕС в отношениях с РМ. Часто Румыния пытается играть самостоятельно, когда речь идет о РМ, и поэтому мы не видим ее в кругу стран-членов ЕС, дружественных Молдавии. Парадоксально, но Румыния находится в группе стран-друзей Грузии. Румыния должна обеспечить себе как можно больше поддержки со стороны ЕС, когда речь идет о РМ, полагает Виктор Кирилэ.

Молдавия - ПАСЕ: "Такого тона Молдавия давно не слышала от европейцев"

Председатель ПАСЕ устроил выволочку молдавской политической элите, пишет Analitique. Такого тона Молдавия давно не слышала от европейцев. Тем более она не ожидала его от руководителя структуры, которая всего несколько недель назад вынесла достаточно мягкую резолюцию в отношении республики. Председатель ПАСЕ выступил в молдавском парламенте под занавес своего трехдневного визита в Кишинев по собственной инициативе и сделал это достаточно жестко. Когда Луис Мария де Пуш заговорил о том, что "элементы демократической системы - не шутка", и заявил, что "настаивает на уважении к демократии", в его голосе зазвенел металл. Господин де Пуш признал, что "демократию нельзя построить за один день". По его словам, Совет Европы понимает, что "демократические процессы проходили в Молдавии в достаточно сложных условиях". И, тем не менее, подчеркнул председатель ПАСЕ, это не может служить оправданием отсутствия прогресса в демократизации страны.

Основной упрек в адрес Молдавии - она слишком долго находится под мониторингом Совета Европы, продолжает Analitique. "13 лет - достаточно долго. Пора переходить к постмониторинговому периоду", заявил де Пуш. Он требовательно заявил о необходимости "изменить отношение и практику демократических процессов". Молдавия могла сделать это и раньше, для этого у нее были поддержка Совета Европы, План совместных действий с Евросоюзом, опыт и содействие всех европейских стран. Однако Молдавия так и не поняла, что с 1995 года от нее требуется "соблюдение правил игры". "Речь идет в первую очередь о демократической культуре, - поучал политическую элиту Молдавии председатель ПАСЕ. - Система отношений, менталитет - все это относится к ней. И то, как развивается политическая культура, - вопрос политической воли, открытости, восприимчивости к опыту других".

Еще одним важным правилом главный европейский стражник демократии назвал "веру в демократические процессы и собственные возможности меняться к лучшему", пишет Analitique. А оно неисполнимо без свободы выражения. "Граждане - не простодушные глупцы, хотя они могут раз-другой поверить популистским заявлениям", заметил молдавским партийцам председатель ПАСЕ. И огласил третье правило: "институты демократии должны служить гражданам, а не политикам".

"Тестом на освоение демократической практики" для Молдавии станут парламентские выборы 2009 года, продолжает Analitique. По словам господина де Пуша, удостовериться в том, что провозглашенная пять лет назад политическая стабильность не была фикцией, желает все мировое сообщество, поэтому оно будет пристально следить за ходом всей предвыборной кампании. Председатель ПАСЕ также перечислил основные объекты внимания наблюдателей: все участники избирательной гонки должны иметь свободный доступ к избирателям, СМИ должны свободно и всесторонне информировать общественность о программах всех участников кампании, выборы должны быть свободными и открытыми. Совет Европы также требует от Молдавии реальной независимости судебной системы, свободы прессы и автономии местного самоуправления. "От этого зависит ваше европейское будущее", предупредил председатель ПАСЕ. И напомнил, что от того, каким будут выводы Совета Европы о положении "демократических" дел в Молдавии зависят перспективы отношений республики с Евросоюзом. В общении с прессой тон Луиса Марии де Пуша заметно изменился, он стал радушным и открытым. Председатель ПАСЕ даже заявил, что "демократия в Молдавии все-таки есть".

Парламентские фракции проинформировали председателя Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Луиса Марию де Пуша об отставаниях Республики Молдова в выполнении обязательств перед Советом Европы в таких областях, как свобода прессы, реформа судебной системы и подготовка в парламентским выборам, пишет Info-Prim Neo. Как рассказал лидер фракции Христианско-демократической народной партии (ХДНП) Влад Кубряков, в ходе встречи обсуждались такие проблемы, как необходимость вывода российских войск из восточных районов Республики Молдова, положение 50 тысяч румынских детей в Приднестровье, которые не могут учиться на родном языке с латинской графикой (в молдавских школах Приднестровья обучение происходит на молдавском языке с кириллической графикой, так как молдаване Приднестровья в процессе распада Молдавской ССР сохранили изначальную кириллическую графику молдавского языка, в Молдавии в 1989 году государственный язык был переведен на румынскую латиницу - прим. ИА REGNUM), проблема местных неразгосударствленных средств массовой информации, повышение избирательного порога и запрет на двойное гражданство для доступа к публичным должностям и др. Рассматривалась также проблема роли и места прокуратуры в демократическом обществе - это одно из обязательств, принятых на себя Республикой Молдова в 1995 году в связи со вступлением в Совет Европы, и единственное серьезное невыполненное обязательство, заявил Влад Кубряков. Кроме того, обсуждалась подготовка к парламентским выборам 2009 года и возможное прекращение мониторинга Республики Молдова СЕ после выборов-2009 при условии, что Молдавия выполнит все принятые на себя обязательства. По словам Влада Кубрякова, председатель ПАСЕ выразил озабоченность соответствующими аспектами, подчеркнув вместе с тем значительный прогресс, которого Республика Молдова добилась на законодательном уровне, приведя внутренние правовые рамки в соответствие с нормами и стандартами СЕ. Между тем Луис Мария де Пуш отметил, что существуют и разночтения, иногда тревожащие, между нормами и практикой, которая сильно отстает от законов.

Лидер фракции Демократической партии Молдавии (ДПМ) Дмитрий Дьяков сообщил Info-Prim Neo, что в ходе встречи с европейским представителем обсуждалась необходимость осуществления Республикой Молдова усилий по окончательному выполнению всех обязательств, взятых на себя в 1995 году и в последующие годы. "Нынешнее руководство неоднократно брало на себя обязательства, и в действительности только от власти зависят определенные моменты, как, например, реформа судебной системы и прокуратуры", - отметил Дьяков. Затрагивались вопросы, связанные с положением прессы, судебной системой, отношениями власти и оппозиции, урегулированием приднестровского конфликта, отставаниями во внедрении Плана действий Республика Молдова - Европейский союз и др. Кроме того, отмечался тот факт, что руководству следует обеспечить равные условия участия в выборах, доступа к информации, к общественным каналам для всех политических партий. "Это абсолютно необходимое условие для сохранения равновесия в стране после выборов, поскольку предвыборная кампания отражается на послевыборном периоде", - заявил лидер ДПМ. По словам Дьякова, Луис Мария де Пуш выразил готовность предоставить стране всю необходимую поддержку и подтвердил, что Республика Молдова должна соблюдать все обязательства и создать хорошие условия для парламентских выборов. Причем последняя цель является принципиальной задачей.

Председатель фракции Альянса "Наша Молдова" (АНМ) Серафим Урекян сообщил, что проинформировал председателя ПАСЕ о значительных отставаниях во внедрении обязательств перед СЕ, об упущениях в развитии экономики, пишет Info-Prim Neo. "Стремительное обнищание толкает людей к тому, чтобы покидать страну и выезжать за рубеж, число уехавших за границу граждан превышает миллион человек, а отношение денежных поступлений к ВВП, лишь по официальным данным, составляет около 35 процентов", - отметил Урекян. Лидер АНМ сообщил, что в годы коммунистического руководства качество жизни ухудшилось и наметилась политическая нестабильность: "На уровне заявлений мы двигаемся вперед, принимаем неплохие законы, и в то же время в том, что касается конкретных достижений, - очень сильно отстаем". В этой связи Серафим Урекян уведомил европейского представителя об отставаниях в области судебной реформы и реформы телерадиовещания, о том, что коммунистическое руководство контролирует практически все медийные ресурсы, о незаконной приватизации вещательных компаний Euro TV и Antena C, которые были поделены между ХДНП и ПКРМ. Кроме того, лидер АНМ проинформировал о вмешательстве центральных органов в местное публичное управление - как в Кишиневе и Комрате, так и, совместно с ХДНП, во всех районах, где руководят представители демократических сил. По словам Урекяна, председатель ПАСЕ заявил, что отмечено много достижений, но очень деликатно отметил то, что президент, правительство и парламент должны продолжать прилагать усилия для выполнения обязательств.

Приехавшего с визитом в Кишинев председателя ПАСЕ Луиса Марию де Пуша принял президент Владимир Воронин, пишет "Время". Глава государства приветствовал высокого гостя, впервые посетившего с визитом Молдавию. Президент высоко оценил поддержку, оказываемую Советом Европы в процессе укрепления демократических институтов и европейской модернизации республики. Европейского гостя заверили в том, что Кишинев не намерен отказываться от стратегической цели европейской интеграции. Молдавское руководство твердо намерено и далее реализовывать евроинтеграционный курс, отметил президент Воронин. Глава государства также выразил уверенность в эффективном выполнении всех обязательств, взятых Молдавией в отношениях с европейскими организациями.

Со своей стороны председатель ПАСЕ отметил прогресс, достигнутый Республикой Молдова в процессе сотрудничества с Советом Европы, а также в диалоге с ЕС, продолжает "Время". Луис Мария де Пуш даже позволил себе выразить оптимизм по поводу перспективы присоединения Молдавии к Евросоюзу. Коснувшись еще одной острой для Кишинева темы - приднестровской проблематики - председатель ПАСЕ подтвердил позицию Совета Европы по решению конфликта на основе принципа территориальной целостности Республики Молдова. В завершение дискуссии Луис Мария де Пуш подчеркнул, что его визит направлен на поддержку усилий, которые власти Республики Молдова предпринимают на пути демократического развития страны, призвав и в дальнейшем проявлять настойчивость во внедрении европейских ценностей и стандартов во все сферы деятельности.

Можно констатировать, что пока обе стороны демонстрируют высоты дипломатической подготовки, пишет "Время". Что касается, европейцев, то в отношении Кишинева они применяют тактику "хорошего" и "плохого следователя". Еще не остыл резонанс от заявления, сделанного на прошлой неделе британским гостем Джеймсом Шерром, который прямым текстом посоветовал Молдавии "забыть о членстве в ЕС". И вот приехал более дипломатичный представитель ПАСЕ, и вновь дал молдаванам "европейскую мечту". В то же время, очевидно, что за этими дипломатическими формулировками скрывается нежелание еврочиновников видеть в своем сообществе "самую бедную страну Европы". Со своей стороны Кишинев, заверяя европейцев в том, что евроинтеграционный курс неизменен, в то же время осознает, что попытка полной переориентации на Запад в ущерб отношениям с восточными партнерами не даст Молдавии ничего кроме политического и экономического убытка. Горький опыт последних лет - тому ярчайшее доказательство.

Такая дипломатическая игра может продолжаться довольно долго, продолжает "Время". Хорошо бы только, чтоб в этой игре учитывались и интересы молдавских граждан, в том числе находящихся на заработках в странах ЕС. Возможно, на смену бесплодным попыткам "вступления в ЕС" должно прийти продвижение конкретных решений, которые уже в краткосрочной перспективе положительно сказались бы на жителях страны. Например, реальное признание странами Евросоюза прав рабочих из Молдавии и облегчение визового режима. Эти темы вполне могли бы войти в повестку дня уже ближайших встреч с европейскими представителями, подводит итог издание.

СМИ: "Молдавские спецслужбы блокируют аккредитацию иностранной прессы"

Служба информации и безопасности (СИБ) в массовом порядке блокирует аккредитацию представителей иностранных средств массовой информацию в Молдавии, представляя в министерство иностранных дел и европейской интеграции (МИДЕИ) секретные "негативные отзывы", составленные по материалам незаконной слежки за журналистами, сообщили "Молдавским ведомостям" источники в СИБ. (Не)аккредитация представителей зарубежной прессы в Молдавии приняла такой размах, что этот вопрос был поднят на пресс-конференции, которую провела на неделе премьер-министр Зинаида Гречаная. Вопрос был задан в контексте заверений главы правительства о том, что европейская интеграция является абсолютным приоритетом для властей Молдавии, а поддержка свободы прессы - частью усилий по этой самой интеграции. Гречаная выразила искреннее недоумение в связи с тем, что государственные структуры Молдавии блокируют аккредитацию иностранных СМИ в нашей стране и пообещала разобраться с этим вопросом.

Не стоит ставить под сомнение искренность главы молдавского правительства, но дело в том, что проблема аккредитации или неаккредитации того или иного журналиста выходит за рамки ее компетенции, продолжают "Молдавские ведомости". Согласно действующему регламенту, утвержденному правительством (постановление N359 от 02.06.95), процедура аккредитации зарубежных СМИ в Молдавии возложена на внешнеполитическое ведомство. Однако, кроме МИДЕИ, все поданные журналистские анкеты негласно, и незаконно, проходят еще две инстанции - администрацию президента и СИБ. Именно в одном из этих двух учреждений обычно и блокируется аккредитация журналиста, которого президент Владимир Воронин и его советник Марк Ткачук, либо директор СИБ Артур Решетников считают неблагонадежным. Например, известно, что аккредитацию, как минимум, двух российских репортеров "зарубили" именно на "стадии" Воронин-Ткачук. А ряд других журналистов, по большей части, представляющих румынские и международные СМИ, "затормозили" в СИБ. При этом, никаких официальных объяснений репортерам-"рефьюзникам" дано не было. Неофициальные объяснения звучат примерно так: "Старик! Президенту не понравилась заметка, которую ты передал на свое агентство, вот он и велел не давать тебе аккредитацию", или "Вы там критиковали какого-то полковника за то, что он углем торгует, вот этот сибовец вам и отомстил". Подобные "аргументы", безусловно, отражают ту степень мракобесия, которой пропитаны высшие руководящие инстанции молдавского государства, но они, эти аргументы, являются абсолютно незаконными, не говоря уже о том, что подобные, совершенно дикие, подходы не имеют ничего общего с европейскими представлениями о свободе прессы.

Согласно упомянутому регламенту об аккредитации иностранных журналистов, в этой самой аккредитации им может быть отказано только по решению суда, основанному на веских доказательствах нарушения закона журналистами, пишут "Молдавские ведомости". Ни в одном из случаев отказа в аккредитации иностранным СМИ не имеется решения суда, и не представлено никаких доказательств нарушения журналистами закона. МИДЕИ отказавает в аккредитации в случае, если СИБ выдает негативное "заключение" на того или иного журналиста. В чем заключается этот "негатив", кто решил, что это "негатив", почему на его основании отказано в аккредитации, никто объяснить не может, потому что "заключение" СИБ - это документ конфиденциальный, что тоже является нарушением закона.

По утверждению источников в СИБ, в "телегах", которые направляет эта спецлужба на журналиста в МИДЕИ, может быть, к примеру, сказано, что "объект" встречается с какими-то сомнительными, по понятиям СИБ, личностями, и это якобы, опять-таки, по понятиям СИБ, может представлять угрозу национальной безопасности, продолжают "Молдавские ведомости". Например, журналисту могут "инкриминировать" то, что он ездил в Тирасполь и встречался с кем-то из представителей приднестровской администрации. Такие действия журналистов, можно предположить, оцениваются, как поддержка антиконституционного сепаратистского режима. При этом СИБ вряд ли может внятно пояснить, к примеру, с кем же все-таки встречался 11 апреля в Бендерах президент Молдавии Владимир Воронин в лице некоего гражданина по имени Игорь Смирнов. (В официальном сообщении о той встрече гражданин Смирнов был назван "Главой Приднестровья" - очень напоминает титул "Начальник Чукотки". Сам же Смирнов считает себя президентом ПМР и убежден, что именно в таком качестве он и встречался со своим кишиневским коллегой).

В служебные обязанности журналистов входят встречи с самыми разными людьми, пишут "Молдавские ведомости". Если это, по версии СИБ, какие-то "неправильные" люди, с журналистами следует провести соответствующие профилактические беседы и объяснить им, что, например, со Смирновым можно встречаться только Воронину, но никак не прессе. Если, не дай Бог, в факте встреч журналистов с тем или иным человеком содержатся признаки состава преступления (шпионаж, измена родине, терроризм, сексуальные домогательства и т.п.), надо возбудить уголовное дело и посадить журналиста в тюрьму. Ничего этого наш доблестный правонарушительный орган СИБ не делает. В "заключении" службы просто говорится, что имярек был замечен в таких-то и таких-то рандеву, а потому СИБ считает нецелесообразным давать ему аккредитацию. Здесь наблюдается двойное нарушение закона. Во-первых, такими письмами СИБ признает факт слежки за журналистами - насколько такая слежка законна, непонятно. Во-вторых, само такое письмо СИБ в МИДЕИ не является легальным основанием для отказа в аккредитации. Таким основанием может быть только решение судебной инстанции.

Повторимся: мы не ставим под сомнение искренность слов премьер-министра Гречаной о приверженности возглавляемого ею кабинета европейской интеграции и свободе прессы, продолжают "Молдавские ведомости". Но в случае с (не)соблюдением постановления правительства о порядке аккредитации иностранных журналистов глава этого самого правительства ничего поделать не может. Потому что это не ее компетенция. Это более высокий уровень. Уровень Решетникова, Ткачука и Воронина - людей, для которых постановления правительства - не более чем клочок туалетной бумаги. Если эти постановления идут вразрез с понятиями Решетникова-Ткачука-Воронина о политической целесообразности или мешают их мелочному желанию кому-то отомстить, эту бумажку можно использовать "по назначению", подводит итог издание.

Примечание ИА REGNUM: Вопреки действующему законодательству молдавские власти уже на протяжении полутора лет уклоняются от выдачи журналистской аккредитации корреспонденту ИА REGNUM в Молдавии Евгению Шоларю. В середине января 2007 года Шоларь обратился в Министерство иностранных дел и европейской интеграции (МИДЕИ) Молдавии за аккредитацией для работы на территории РМ на 2007-2008 гг. В положенный срок удостоверение об аккредитации было выдано журналисту на руки, однако через несколько дней было изъято под надуманным предлогом, что является грубым нарушением молдавского законодательства.