Приднестровское урегулирование: "Москва способна применить политику кнута и пряника и к Кишиневу, и к Тирасполю". Политика: "Министерство иностранных дел ПМР есть, а собственно иностранных дел нет". Непризнанные республики: "Грузия осознала, что Южную Осетию и Абхазию у неё отсекают окончательно". Экономика: "Предприятия Приднестровья могут претендовать на получение кредитов ЕБРР".

Приднестровское урегулирование: "Москва способна применить политику кнута и пряника и к Кишиневу, и к Тирасполю"

"Москве далеко не все равно, как решится молдавско-приднестровский вопрос. В частности, она заинтересована на примере Молдавии и Приднестровья реализовать так называемый план анти-Косово, то есть показать, что проблемы, подобные Косово, можно и нужно решать в рамках международного права, - пишет газета "Приднестровье". - Возможности для этого у Москвы в регионе есть. Российский фактор здесь остается самым мощным. Россия является главным экономическим партнером и Молдавии, и Приднестровья, в регионе остаются российские войска, не стоит сбрасывать со счетов мощные культурно-исторические факторы, наличие большой русской диаспоры и десятков тысяч российских граждан, проживающих в Молдавии и Приднестровье. Сегодня ситуация благоприятствует Москве, она способна и к Кишиневу, и к Тирасполю применить политику кнута и пряника. Для Тирасполя мнение Москвы всегда было авторитетным. Вместе с тем тяжелая экономическая ситуация, в которой оказалось Приднестровье после прошлогодней засухи, большой газовый долг России, отсутствие любой внешней помощи, кроме российской, сложности в формировании бюджета - все это позволяет Москве уверенно диктовать свои условия Тирасполю. Что касается Кишинева, то на стороне Москвы масса экономических факторов, в том числе открытие российских рынков для молдавской продукции. А газовый рычаг может сделать более сговорчивой любую власть. Но самое главное, в Молдавии грядут парламентские выборы, и от позиции Москвы во многом зависит настроение избирателей, ведь российские телеканалы остаются самыми популярными не только в среде национальных меньшинств. Успехи России, грамотно подаваемые российскими СМИ, заметно укрепили авторитет и привлекательность страны в глазах молдаван. Поэтому действующая власть в лице президента Молдавии Воронина решила снова сделать ставку на Россию и восстановить заметно поблекший имидж компартии как "единственной пророссийской силы".

"Иллюзий по поводу искренности молдавского президента в Москве не испытывают. Но и особых альтернатив коммунистам у Кремля в Молдавии, на первый взгляд, нет. Сложно представить, например, что Москва поддержит на будущих выборах национал-радикалов, ратующих за вхождение Молдавии в Евросоюз посредством "воссоединения" с "исторической матерью-родиной" Румынией. Россия для них - главный враг и даже агрессор, содержащий свои войска в Приднестровье и тем самым не пускающий Молдавию в Румынию", - отмечает издание.

"Скомпрометировав себя войной с Приднестровьем в 1992 году, прорумынские радикалы, казалось, находились на задворках политической сцены. Но, имея много сторонников в бюрократическом аппарате Молдавии и надежных спонсоров в Румынии, они создали густую сеть карликовых партий и организаций. До сих пор здесь выделялись лишь христиане-демократы во главе с Юрием Рошкой. Электорат правых был стабилен и не превышал 15%. Однако союз Юрия Рошки с коммунистом Ворониным после выборов 2005 года, казалось, обезглавил правый лагерь. От Рошки, всегда выступающего с антикоммунистических позиций, отшатнулось большинство его избирателей. Несмотря на это, правый фланг заметно укрепился за последний год. Его привлекательность возросла за счет вступления в 2007 году Румынии в Евросоюз. Победа на выборах мэра Кишинева искреннего униониста, лидера либеральной партии Дорина Киртоакэ показала, что потенциал правых растет. Правда, в выборах приняли участие всего 35% избирателей, но из них 60% проголосовали за Киртоакэ. Поэтому в марте 2009 года от правых можно ожидать новых сюрпризов. В случае победы правых, перспектива которой пока выглядит сомнительной, Россия рискует окончательно потерять Молдавию. С другой стороны, Молдавия в своем падении в Румынию, наконец, избавится от такого "балласта" как Приднестровье. Тирасполю не о чем разговаривать с идеологическими румынами, а те, в свою очередь, знать не желают, где находится Приднестровье, их взгляд устремлен за Прут", - пишет газета.

"Политический центр в Молдавии представлен альянсом "Наша Молдова" Урекяна и Брагиша, демократической партией Дьякова и социал-демократами Мушука и Нантоя. Эти партии изображают бурный политический процесс - то конкурируя между собой, то объединяясь перед выборами в избирательные блоки. Идеология большинства этих партий, как и у коммунистических перевертышей в других странах СНГ, размыта и представляет собой набор потасканных демократических штампов. Они готовы сотрудничать с любой силой, которая поможет им удержаться у власти. В том числе и с Россией. Но если ситуация потребует демонстрации своей любви к Европе или США, центристы не побрезгуют антирусской риторикой или даже антироссийскими акциями. Такое "болото" не способно предложить обществу привлекательную, новую идею, способную вытащить страну из перманентного кризиса. В равноправном урегулировании отношений с Приднестровьем они не заинтересованы. Единственная программа центристов - сохранение статус-кво. Надежные позиции в госаппарате позволят им пройти в парламент. Но их максимум - 20-25%. Опыт выборов 2005 года показывает, что даже поддержка России не обеспечит "болоту" победы. От такого сотрудничества только пострадает имидж Кремля", - отмечает издание.

"У Молдавии могло бы быть будущее. Справедливости ради отметим, что в Молдавии появляются здоровые политические силы. В качестве примера: совсем недавно была создана политическая партия "Новая Молдавия". Партия поднимает самые острые проблемы и предлагает кардинальные способы их решения - программа прямо называется "переучреждение молдавского государства". Рецепт, выписанный для Молдавии организаторами партии - политологом, писателем и журналистом, - выглядит не только жизнеспособным, но и необходимым: создание молдавской политической нации на базе этнического равноправия и молдавско-русского билингвизма. Сюда входит не только придание русскому языку статуса государственного и урегулирование молдавско-приднестровских отношений на федеративных принципах, но и смена нынешней политической элиты", - пишет газета "Приднестровье".

"На политическом поле Молдавии периодически возникают объединения людей, которые не связаны с действующим режимом, знают болевые точки своего общества и предлагают действенные рецепты для их лечения. Но за этими людьми, разумеется, не стоят крупные финансовые группы, способные поддержать и защитить их от прессинга конкурентов и властей. Не замечает их и Москва, поддержка которой была бы эффективней помощи олигархов", - резюмирует издание.

ИА "Ольвия-пресс" пишет: "На антирумынской волне, а также благодаря заверениям молдавских властей о невступлении страны в НАТО и вечной дружбе с Россией, Воронину и его команде удалось добиться главного - получить поддержку России в вопросе молдавско-приднестровского урегулирования на основе территориальной целостности Молдавии. Едва это произошло, тут же антирумынская карта была вновь спрятана в рукав, а затем вновь началось сближение Молдавии и Румынии, причем, не только в сфере экономических отношений. К примеру, на встрече министра иностранных дел Румынии Лазара Команеску с Ворониным было достигнуто соглашение о том, что в румынском городе Яссы будет открыто консульство Республики Молдова, а в молдавском городе Кагул появится консульский отдел посольства Румынии. Планируется и открытие еще двух консульств: молдавского в Констанце и румынского в Бельцах. Как было заявлено на встрече: "Кишинев и Бухарест также нацелены на расширение правовых рамок двусторонних отношений, для чего была выражена взаимная готовность к ускорению завершения переговоров и подготовки к подписанию Договора между Республикой Молдова и Румынией "О государственной границе".

"Интересно и то, что история с экспансией румынской церкви оказалась дутой. Как на днях сообщила газета "Типмул": "...скандальное решение о создании в конце 2007 года на территории Молдавии и Приднестровья трех новых епархий "Бессарабской митрополии" принималось исключительно по воле лидера фракции Христианско-демократической народной партии в парламенте Молдавии Влада Кубрякова...". Об этом заявил 9 июля 2008 года представитель "Бессарабской митрополии" протоиерей Петр Бубуруз. По его словам "со священниками "Бессарабской митрополии" по этому вопросу даже не проконсультировались. "Заявлять о наличии трех епархий и четырех семинарий, которые не функционируют - разве это, по меньшей мере, не странно?" - считает Бубуруз", - отмечает информагентство.

"Таким образом, по сути, Воронин и его команда объявили войну ветряным мельницам, коими являлись, хотя и существующие на бумаге, но реально не действующие епархии. Или президент не знал этого? Разумеется, знал. Ему было необходимо создать видимость противостояния с Бухарестом. Ради этого использовались все средства. Вспомним хотя бы, как в прошлом году Кишинев объявил персоной нон-грата двух сотрудников посольства Румынии и отозвал выданное ранее Бухаресту разрешение открыть дополнительные консульства на территории республики, которые сегодня преспокойно открываются. Мало того, с 11 июля 2008 года вступил в силу упрощенный режим пересечения территории Румынии, который касается, прежде всего, граждан Молдавии. То есть, сегодня мы наблюдаем отнюдь не противостояние Кишинева и Бухареста, а как раз наоборот - сближение практически по всем позициям", - пишет ИА "Ольвия-пресс".

"Итак, методом отвлекающих маневров Молдавия пользуется на все сто. Единственная ошибка молдавских властей заключается в том, что они полностью уверовали в то, что Россия на их стороне и позиция ее не изменится, даже если начнется откат в молдавско-румынских отношениях. Насколько оправданно такое мнение, судить пока рано. Впрочем, приднестровцы, с интересом и усмешкой наблюдавшие за молдавско-румынским междусобойчиком, окончательно утвердились в своем мнении, что Молдавия и Румыния всегда были и остаются стратегическими союзниками и партнерами. А это значит, что не исключен вариант, что эти государства в едином порыве сольются в единое целое. Правда, прежде чем это произойдет, Молдавии очень важно присоединить к себе промышленно развитое Приднестровье. Бессарабия без Приднестровья Бухаресту не очень-то и нужна", - подводит итог информационное агентство.

Газета "Человек и его права" пишет: "В процессе урегулирования приднестровского конфликта достигнут прогресс, поскольку и Кишинев, и Тирасполь одобряют план урегулирования, инициированный Киевом. Об этом заявил президент Украины Виктор Ющенко, выступая на саммите стран ГУАМ, который проходил в Батуми в отсутствие президента Молдавии Владимира Воронина. "У нас есть дорога, которой стоит идти, чтобы урегулировать этот замороженный конфликт, - подчеркнул украинский лидер. - Наша воля сегодня как раз направлена на то, чтобы как можно быстрее возобновить переговорный формат "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина, ОБСЕ - посредники, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM), и все усилия, которые будет делать Украина в ближайшее время, направлены на то, чтобы увидеть первое заседание после длинного перерыва в работе этого формата".

"Также ранее 14 июня 2008 года на встрече в Одессе с министром иностранных дел Украины Владимиром Огрызко президент ПМР Игорь Смирнов подтвердил актуальность инициированного Виктором Ющенко плана приднестровского урегулирования. Этот документ был впервые представлен на саммите ГУАМ 22 апреля 2005 года и официально принят сторонами и посредниками (тогда еще в пятистороннем формате) в Виннице 17 мая 2005 года", - отмечает издание.

"План Ющенко включал 7 пунктов и предполагал развитие демократии, гражданского общества и многопартийной системы в ПМР; проведение выборов в Верховный Совет Приднестровья "как представительного органа приднестровского региона Республики Молдова"; обеспечение международного контроля над выборами; поддержку намерений ЕС и США содействовать в приднестровском урегулировании (тогда Брюссель и Вашингтон еще не были наблюдателями); трансформацию нынешнего формата миротворческой деятельности в международный механизм военных и гражданских наблюдателей под эгидой ОБСЕ; проведение международной мониторинговой миссии на предприятиях ВПК ПМР; готовность Украины дать согласие на осуществление на своей территории краткосрочных мониторинговых миссий ОБСЕ с целью проверки перемещения грузов и людей через молдавско-украинский участок государственной границы (миссии ЕС EUBAM тогда еще не было)", - пишет газета.

Политика: "Министерство иностранных дел ПМР есть, а собственно иностранных дел нет"

"Новая газета" пишет: "Смещение министра иностранных дел ПМР Валерия Лицкая может свидетельствовать о том, что внешняя политика республики становится одним из объектов борьбы за власть. Президент Игорь Смирнов отвернулся от многолетнего фаворита и передоверил представление исполняющего обязанности шефа МИД ПМР вице-президенту Александру Королёву. Не исключено, что Смирнов окончательно принял решение: после его ухода из власти Приднестровское государство должен возглавить именно Королёв. Как отставка Валерия Лицкая может быть связана с борьбой за приднестровский престол? Дело в том, что личность министра часто определяет для окружающих дальнейшую политику страны. Перед нами - возможность возобновления переговоров в формате "5+2". Лицкай не делал молдавской стороне никаких уступок, но решения о его тактике и стратегии принимал Игорь Смирнов. Экс-министр с удовольствием занимался процедурами переговоров, много и с удовольствием произносил речи, а потому его не обвиняли, как правило, в откровенно "ястребиных" настроениях. И все знали, что Лицкай выходил напрямую на президента ПМР. Теперь новый министр, возможно, будет выходить на Королёва. У вице-президента во внешней политике опыта нет. Внешний мир ему не знаком так, как, например, Смирнову. Поэтому перед нами два вопроса: кто будет назначен новым министром, и каковы взгляды Королёва на будущее переговоров? Ведь кто курирует внешнюю политику, тот получает контакты с политиками разных стран. Это - своего рода смотрины. Они не заменяют избирателей, однако могут дать при приходе к власти весомую поддержку. Но только в том случае, если стратегия претендента приемлема для окружающего мира".

"Что предложит Александр Королёв? Если он с санкции Смирнова начнёт действовать гибко, инициативно и наступательно, предлагать какие-то конструктивные шаги, тогда его воспримут всерьёз. Если же он начнёт ссылаться на референдум 2006 года (17 сентября 2006 года в Приднестровье состоялся референдум о статусе республики, в ходе которого большинство избирателей высказались за независимость и последующее свободное присоединение Приднестровской Молдавской Республики к Российской Федерации - прим. ИА REGNUM), и предложит "стоять насмерть" и "засесть в окопе", то он превратится в пугало для окружающего мира, а на его фоне сам Смирнов станет "голубем" и реформатором-центристом. А, может, для этого Королёва и избрали в тандеме с бессменным лидером?" - задается вопросом издание.

"В прошлом году Александр Королёв как секретарь Совета безопасности дебютировал в качестве теоретика государственного строительства. Высказанные им положения не оставляли сомнений: перед нами чиновник, чьи взгляды были бы приняты на "ура" лет 70 назад. Но в современной Европе они не пройдут. А вокруг ПМР Европа, а не Туркмения времён покойного Сапармурада Туркменбаши. И мы не так мощны и закрыты, как СССР. Теперь Королёв усилился и представляет шефа МИД ПМР. Пусть временного. Это значит, что он получил доступ к внешнеполитическим проблемам. Остаётся неясным, выпустил ли их из-под контроля Смирнов. Можно предположить, что позиция вице-президента по переговорам может оказаться более неуступчивой, нежели позиция главы государства. Можно сказать: независимость надо отстаивать жёстко. Тут не поспоришь. Однако к этому не мешало бы присовокупить какую-то перспективу признания хотя бы со стороны ближайшего союзника. Но со времени Косовского прецедента стало ясно, что союзник играет в сценарий "анти-Косово". Ну, а с остальными странами, как можно понять, мы на этот счёт просто не работаем. Так что надо протягивать ножки по одёжке, предлагая те варианты, которые можно воплотить в жизнь. Но будет ли министр иностранных дел, если его станет курировать неуступчивый вице-президент, инициативно предлагать выгодные для нас компромиссы, а не ссылаться в тысяча первый раз на референдум, на который даже в России никто не обращает никакого внимания?", - пишет "Новая газета".

"Видимо, пока в приднестровском парламенте не уверены, что депутатский корпус вырастил харизматичного и личностно яркого политика, способного бросить открытый вызов Смирнову и в публичной схватке победить его. Потому ставка сделана на коллективный поход во власть, где кого-то главного не найти. Так, комитет Верховного совета ПМР по законодательству разработал законопроект, согласно которому в случае досрочной отставки президента власть переходит к Верховному совету. Если прибегнуть к сомнительным историческим аналогиям, то на смену самодержцу должна прийти боярская Дума, где никто конкретно не выделяется. Возможно, предполагается, что неуступчивость приднестровского президента вызовет столь сильное давление на него извне, что ему придётся уйти в отставку, и тогда коллективный орган сможет взять власть без борьбы и без поиска и выставления своего кандидата-оппонента", - пишет издание.

"Из всех сил Верховный Совет сейчас в самом сложном положении. Проголосовав 31 марта 2006 года за продавленную президентом идею референдума, депутаты помогли ему решить его главную задачу - четвёртый раз прийти к власти. Но они же взяли на себя ответственность за то, что никаких результатов шоу 17 сентября 2006 года не дало и не даст. В итоге все вопросы к ним, а политические сливки - главе государства и назначаемым единолично им министрам", - отмечает "Новая газета".

"Вскоре, возможно, официально возобновится переговорный процесс. Молдавия должна выложить на стол свой Пакет предложений (единого плана-проекта у неё нет). Что выложим мы? У нас есть, конечно, проект Договора о дружбе, но он столь же несерьёзен, как и референдум 2006 года. В любом случае делать что-либо придётся преемнику Лицкая. По самым первым шагам мы легко поймём, кто повлиял на назначение нового министра, и какой курс возобладал в окружении президента ПМР. Однако следует помнить, что оборона и пассивность в политике жёстко наказываются. Если ты спрятал голову в песок, и выставил другую часть тела, кто-то может сзади подкрасться незаметно и при этом оказаться весьма активным", - резюмирует издание.

Газета "Человек и его права" пишет: "О скорой отставке Лицкая говорили не полтора - два года назад, а значительно дольше. Его "ляпы" и некоторые нюансы поведения были известны очень давно. Давайте поставим себя на место Лицкая. Представьте, Министерство иностранных дел ПМР есть, а собственно иностранных дел нет... Никаких... Есть в министерстве 50 человек по штату с высокими зарплатами, машины, телефоны, компьютеры. И все. Ни тебе посольств, ни представительств, ни дипломатических миссий за рубежом. Ни зарубежных перечисленных организаций в Тирасполе. Никаких контактов у высшего руководства на уровне глав государств тоже нет. Не принимают и к нам ехать не торопятся. Раз в три месяца позвонишь министру реинтеграции Молдавии Василию Шове, скажешь: "Нет!", - и снова гуляй - не хочу".

"Нельзя же всерьез воспринимать идею "приднестровского посольства в Москве"... Ну, чем было заняться несчастному министру иностранных дел ПМР? Чем занять троих заместителей министра и многочисленный штат, о чем говорить на планерках? Где и в чем он мог бы проявить свой "авторитарно-наполеоновский характер"? Тут не то, что запьешь с тоски, пустишься во все тяжкие, так сказать. Хорошо еще, что сотрудники нашли себе такое безобидное занятие, как компьютерные игры. А то ведь до карт и до разврата довести безделие могло", - отмечает издание.

"Вот и правильно, что Лицкай неделями не выходил на работу! Сколько он электроэнергии на рабочем месте сэкономил тем самым. Сколько бензина - в те дни, когда машина не выезжала за ним домой, чтобы отвезти на работу! И сорванные встречи, и другие мероприятия государственной важности (забывались где-то важные международные телеграммы, откладывались запланированные приезды зарубежных делегаций) - это тоже колоссальная экономия бюджетных средств. Об этих заслугах теперь, почему-то, никто говорить не хочет. Да, всем ныне действующим министрам поучиться надо бы у Валерия Анатольевича, перенять его богатый 17-летний передовой опыт!", - пишет газета.

"Кто-то может спросить: но как же терпел все эти долгие годы такое безобразие Игорь Смирнов под своим крылом? И будет, ох, как неправ. Министерство иностранных дел остро необходимо нашему руководству, как атрибут государственной власти. Что бы все, как у людей. Без него немыслима игра в независимость и государственность. Да для этого, ведь, никаких бюджетных денег не жалко!", - отмечает издание.

"И теперь с уходом Лицкая ничего не изменится. Ибо то, что называют "внешней политикой ПМР" слово в слово диктует один человек. И работы в министерстве иностранных дел нет потому, что нет иностранных дел у нашего маленького, но гордого государства", - подводит итог газета.

Непризнанные республики: "Грузия осознала, что Южную Осетию и Абхазию у неё отсекают окончательно"

Газета "Приднестровье" пишет: "В ходе проведения Года Приднестровья в Южной Осетии пребывание приднестровской делегации на осетинской земле было омрачено вооруженными провокациями грузинской стороны, повлекшими человеческие жертвы. В связи с этим программа мероприятий претерпела ряд изменений. В частности, президент ПМР Игорь Смирнов и представители официальной делегации ПМР приняли участие в церемонии прощания с одним из погибших сотрудников правоохранительных органов Республики Южная Осетия и выразили соболезнование родным и близким павшего героя. Затем президенты Южной Осетии и Приднестровья навестили раненых жителей республики, находящихся на лечении в Цхинвальской республиканской больнице. Смирнов выразил готовность Приднестровья оказать максимальную помощь пострадавшим и их семьям".

"В период пребывания приднестровцев в Цхинвали ситуация в Южной Осетии полностью контролировалась осетинскими правоохранительными органами. Безопасность приднестровской делегации обеспечивалась на самом высоком уровне. По завершении программы наша делегация выехала во Владикавказ, откуда автоколонна направилась в Тирасполь", - отмечает издание.

"Новая газета" пишет: "На Кавказе вновь пахнет кровью. Во время визита приднестровской делегации во главе с президентом ПМР столица Южной Осетии Цхинвал подверглась массированному обстрелу. Как водится, осетины и грузины обвинили друг друга в подготовке к войне. К счастью, никто из приднестровцев не пострадал. Но всё равно дело плохо: две из четырёх непризнанных республик на постсоветском пространстве могут вновь, как в 90-е годы, оказаться втянутыми в войну. Понятно, что в случае схватки Южной Осетии с Грузией Абхазия придёт на помощь осетинам, чтобы не оказаться потом один на один с Тбилиси".

"Возможная война на Кавказе - подарок приднестровским психопатам и кликушам. Они немедленно закричат, что переговоры не нужны, что никаких компромиссов быть не может, а ПМР тем временем ещё больше изолируют на внешнеполитической арене. Беда в том, что на Кавказе слишком много сил, желающих решить проблемы с помощью пуль и снарядов. Если в ПМР решено завязать гордиев узел с помощью умерших с Косовским прецедентом норм международного права, то на Кавказе явно решено его рубить", - отмечает издание.

"Грузия осознала, что Южную Осетию и Абхазию у неё отсекают окончательно. В Цхинвале побаиваются, что диалог между Россией и Грузией может возобновиться, и от Осетии потребуют отказаться от независимости, как сейчас это требуют от ПМР. В России, видимо, борются две тенденции: с одной стороны, опасаются, что грузинские власти в приступе отчаяния от полного ухода двух "мятежных регионов" начнут ежедневную стрельбу и сорвут Сочинскую Олимпиаду (а с ней погибнут огромные деньги, на которые рассчитывают очень многие); с другой, хотят показать держащей курс на НАТО стране, что её ориентация означает территориальный распад. В таком переплёте стрельба может начаться сама собой", - пишет газета.

"Для Приднестровья Кавказская война пагубна. Она активизирует правые зарубежные круги, считающие, что проблему непризнанных стран надо решать по югославскому сценарию 1999 года. Считающие, что с несговорчивыми один аргумент - сила. Полагающие, что никакого статуса непризнанным не надо, а надо вернуться к унитарному или ограниченно автономному положению бывших союзных республик", - отмечает издание.

"На Кавказе должен остаться мир. Пусть хрупкий, но мир. В эти дни приднестровские органы власти выступили с заявлениями по положению в Южной Осетии. Это хорошо. Но этого мало! Вместо заклинаний типа "Руки прочь!...", не мешало бы экстренно разработать и широко распропагандировать посреднические предложения по установлению прочного мира между Грузией и Южной Осетией. Из уст президента ПМР, находившегося в обстреливаемом Цхинвале, они прозвучали бы убедительно и наверняка были бы замечены международной общественностью. Не поздно сделать это и сейчас. Просто надо помнить: борясь за Кавказский мир, мы укрепляем собственный", - резюмирует газета.

Экономика: "Предприятия Приднестровья могут претендовать на получение кредитов ЕБРР"

Газета "Приднестровье" пишет: "Концепция бюджетной и налоговой политики ПМР на 2009 год и среднесрочную перспективу принята в окончательной редакции. Значимость этого документа в том, что он является основой формирования доходов республики на ближайшие три года, с учетом конкретно поставленных задач по повышению объемов производства в промышленности и сельском хозяйстве. Таким образом, принятая концепция является своеобразным вектором развития Приднестровья на ближайшую перспективу".

"Продолжив рассмотрение данного документа во втором чтении, депутаты рассмотрели несколько принципиально новых поправок, представленных спикером Верховного совета Евгением Шевчуком. Одна из поправок, в целях обеспечения финансовой самостоятельности местных бюджетов, устанавливает минимальную долю местных налогов и сборов в структуре местных доходов и минимальный ежегодный их прирост. Конкретно - доходы местных бюджетов от отчислений налогов и сборов должны составлять не менее 37% от суммы совокупных налогов и сборов, собираемых на территории города или района. Предполагается, что ежегодный прирост доли отчислений в местный бюджет должен обеспечиваться в размере не менее 2%", - отмечает издание.

"Определенные меры ответственности предусмотрены по отношению ко всем органам местной власти и местного самоуправления в тех случаях, когда на местах не будут достигнуты положительные результаты по получению доходов в более высоких размерах. Депутаты приняли поправку, предусматривающую необходимость прироста объемов промышленного производства на уровне 7,5%, производства сельхозпродукции - 5%. На данном заседании поправка была дополнена мерами ответственности в случае недостижения заданных результатов. Меры носят организационно-управленческий характер и предусматривают введение прямого финансового управления уполномоченным исполнительным органом государственной власти. Другими словами, органы местного самоуправления и госадминистраций за невыполнение поставленных задач будут лишаться полномочий по управлению финансами", - пишет газета "Приднестровье".

"Принята и поправка, направленная на оптимизацию численности работников бюджетной сферы, сокращение численности органов государственной власти и управления и их подведомственных учреждений. Уточнены некоторые другие пункты концепции, после чего документ приняли в окончательной редакции", - отмечает издание.

"Оценивая Концепцию, председатель Верховного совета Евгений Шевчук выделил несколько главных положений. Во-первых, поставлены цели, связанные с необходимостью увеличения объемов производства в промышленности и сельском хозяйстве на конкретный уровень, чего до сих пор не было. Под эти критерии нужно подвести все решения, чтобы республика знала, к чему она стремится. Далее - Концепцией определена стабильность налогового законодательства, которое, фактически, не изменили. Документ установил критерии финансовой ответственности органов местного самоуправления за экономическую ситуацию на местах. Настала пора подобные меры применять, подчеркнул спикер, отметив, что впоследствии это будет касаться и органов госвласти, ибо все в республике должны быть нацелены на выполнение задач по социально-экономическому развитию", - пишет газета.

"Таким образом, в Концепции, отражены все направления, предопределяющие возможность формирования проекта бюджета и внебюджетных фондов на 2009 год. И хотя часть необходимых законодательных актов будет рассматриваться Верховным советом во втором чтении в начале сентября 2008 года, принятые в Концепции критерии дают возможность для своевременного предоставления бюджета-2009 в Верховный совет. Для этого существуют все условия и предпосылки, полагает Евгений Шевчук", - подводит итог издание.

В сообщениях Первого республиканского телеканала Приднестровья говорится: "Приднестровская делегация приняла участие в международной неделе экспорта и импорта в Лондоне. Представители Британско-российского инвестиционного клуба выразили готовность принять в Соединенном Королевстве бизнесменов Приднестровья, помочь в проведении встреч с представителями английских финансовых групп, презентаций приднестровской продукции, оказать содействие в получении кредитов. По итогам визита в Великобританию самые большие возможности приднестровские предприятия могут получить по программе кредитования. Европейский банк реконструкции и развития предпочитает выделять деньги на объекты строительства, крупные торговые операции в сфере промышленного производства, сельского хозяйства. Причем европейцев интересуют суммы кредита от $1 млн. Десяток предприятий Приднестровья вполне может претендовать на получение таких кредитов, считает президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) ПМР Василий Кожан. Некоторые из них уже готовы начать переговоры. В республике кредиты на такие большие суммы просто негде взять. Заинтересованы в сотрудничестве и в Европейском банке реконструкции и развития. По словам президента ТПП ПМР, "им это надо для того, чтобы деньги работали". "В ПМР не хватает кредитов, а в мире денег в избытке. Деньги - это самый ходовой товар, его можно продать под 5% и под 25%", - отмечает Кожан. Речь идет о процентной ставке от 5,25%. В Приднестровье дешевле были только кредиты, полученные в виде помощи от России. Процентная ставка в Приднестровье в среднем в четыре раза выше предлагаемой в Лондоне. Впрочем, для их получения приднестровцам придется очень постараться. Их ждут защита бизнес-проекта, проверки международных аудиторов и детальная оценка рисков европейскими экспертами".

"Секретам ведения бизнеса в Европе, возможно, смогут научиться предприниматели в Приднестровье. Со дня на день в ТПП ждут условий организации обучающего семинара. Это удовольствие стоит около 30 тысяч фунтов стерлингов. Президент ТПП ПМР Василий Кожан считает: "Если наш проект будет соответствовать требованиям тех организаций, то мы весной организуем обучение с привлечением международных тренеров. Это учителя, которые своим опытом и трудом достигли результатов в мировой торговле и готовы приехать в Приднестровье, чтобы обучать наших деловых людей". Британско-российский инвестиционный клуб готов помочь в проведении встреч приднестровских бизнесменов с представителями английских финансовых групп, в презентации приднестровской продукции и содействовать в получении кредитов. Интересы приднестровских товаропроизводителей теперь будет представлять Московский торговый дом в Англии. Договоренность об этом тоже достигнута во время визита", - отмечается в сообщениях Первого республиканского телеканала Приднестровья.