Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности впервые провел свое заседание в Астрахани, пишет газета "КоммерсантЪ - Волгоград" 15 июля. Идея провести его здесь возникла во время визита в Астрахань Сергея Миронова 7 июля. Губернатор Александр Жилкин поделился с председателем верхней палаты Федерального Собрания местными проблемами - главным образом, связанными с охраной биоресурсов и с пограничным контролем, отсутствие которого тормозит поток грузов, который идет через Астраханскую область в Иран и Казахстан. Спикер Совета Федерации высказался за госмонополию на вылов, переработку и продажу осетровых, посочувствовал пограничной проблеме и твердо пообещал, что комитет по обороне и безопасности соберется в Астрахани в этом же месяце.

В итоге вчера это заседание состоялось. Во вступительном слове на правах хозяина председатель областного правительства Константин Маркелов объявил, что хотел бы решить два вопроса. Первый - об отсутствии морской госграницы на Каспии, которое мешает нормально охранять биоресурсы. Второй - о строительстве таможенного поста на реке Кигач, которое должно было быть закончено еще к октябрю прошло года. И вообще, по словам Маркелова, из девяти пунктов пропуска на территории Астраханской области соответствует необходимым требованиям только один, в морском торговом порту Оля.

Как считают в областном правительстве, последний вопрос - принципиальный и проще всего решаемый, так как проблема только в том, чтобы оборудовать таможенный пост на российской стороне моста через пограничную реку Кигач. Сейчас грузопоток по автодороге в Казахстан практически не идет, так как машинам нужно пользоваться паромом, что неудобно.

В конце 2007 года было принято решение направлять казахские грузы через станцию Аксарайская недалеко от Астрахани, однако открытие моста через Кигач "позволит наконец заявить о том, что коридор "Запад-Восток" начал работать". Тогда, согласно подсчетам чиновников, автодорога смогла бы в три раза увеличить собственную пропускную способность и в два раза - грузооборот между Атырауской и Астраханской областями - до 70 тысяч фур в год.

Однако на заседании комитета Совета Федерации, как пишет издание, временно исполняющий обязанности начальника Каспийского пограничного управления ФСБ полковник Сергей Кудряшов констатировал, что денег на пост пока нет, - но он обязательно будет делаться. Из дальнейшего обсуждения проблем, связанных с охраной границы, выяснилось, что средств вообще ни на что не хватает. Командующий Северо-Кавказским объединением ВВС и ПВО (4-й армией ВВС и ПВО) генерал-лейтенант Игорь Мирошниченко сообщил, что и Астрахань, и Волгоград практически не прикрыты ПВО. Кроме того, рассказали представители астраханских авиачастей, летчики не хотят служить по контракту - в том числе из-за правил, которые начинают действовать с 2009 года, - когда недослужившие по контракту военные должны вернуть государству деньги, потраченные на их обучение. Командующий Каспийской флотилией Виктор Кравчук сообщил, что из 27 кораблей соединения 16 отслужили свой срок, а ремонтировать их практически негде.

На руках у собравшихся был проект обращения в различные федеральные структуры, которые должны повлиять на ситуацию. Правда, в итоге его не обсуждали и приняли без голосования. В обращении "по вопросам правового регулирования военной и пограничной безопасности России в районе Каспийского моря" оказался призыв к пограничной службе ФСБ "ускорить создание интегрированной системы управления" и построить-таки пропускной пункт на мосту через Кигач. Счетной палате предписали проверить, как прикаспийские регионы РФ расходуют деньги на защиту биоресурсов. А генпрокуратуру попросили проконтролировать исполнение отданных поручений.