Алтайский политолог: "С другими регионами Алтайский край по объемам госинвестиций сравнивать даже как-то неловко"

Барнаул, 15 июля 2008, 08:10 — REGNUM  Алтайский край испытывает серьезный недостаток инвестиций. Крупные инвестиционные проекты, реализация которых должна идти полным ходом, теряют в масштабах. Мыслями о том, что мешает региону стремительно развиваться, с ИА REGNUM поделился алтайский политолог Дмитрий Нергеев.

В качестве примера того, как на Алтае тормозится реализация проектов, собеседник приводит случай с особой экономической зоной туристко-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь". 1 - 2 августа в Алтайском крае состоится презентация "Бирюзовой Катуни". Ждут высоких гостей, в том числе - министра экономического развития и торговли России Эльвиру Набиулину, руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Андрея Алпатова, спикера Госдумы РФ Бориса Грызлова.

Нергеев отмечает, что к мероприятию готовятся серьезно: снят 10-минутный фильм, сделан трехмерный план застройки... "Но, думается, главным объектом показа будут не рукотворные и даже не природные чудеса, а событие космического масштаба - солнечное затмение, которое случится 1 августа. Потому что больше, увы, показать на "Бирюзовой Катуни" пока нечего. Как верно заметил один красноярский путешественник, посетивший будущую туристическую Мекку, - пока "ничего эксклюзивно алтайского - такой открытый аквапарк вполне мог бы разместиться... да хоть посреди города с миллионным населением"", - говорит политолог.

Он считает, что идея создания ОЭЗ, безусловно, правильная. Хорошо, что правительство пошло навстречу Алтайскому краю и оценило проект, который начинался еще в конце 1990-х - начале 2000-х годов, в бытность губернатора Александра Сурикова. Именно тогда было выкопано искусственное озеро, построен мост через Катунь. По большому счету, с тех пор мало что изменилось. Несмотря на федеральную поддержку, работы сегодня ведутся медленно. Как рассказали в Территориальном управлении Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами, строительные работы на "Бирюзовой Катани" начнутся только в середине будущего года. Пока же разрабатывается проект планировки территории ОЭЗ. В настоящее время, по информации ведомства, на территории "Бирюзовой Катуни" для размещения туристов имеется всего 59 комфортабельных мест.

Нет еще и резидентов турзоны - компаний, которые станут строить туристические объекты - гостиницы, рестораны и проч. Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края обещает, что в 2008 году будут зарегистрированы семь резидентов. Регистрация первых четырех местных компаний с заявленным объемом инвестиций 2 млрд рублей планировалась на июнь, но не состоялась. По другой информации, торжественное вручение удостоверений первым резидентам назначена на 1 августа. Вместе с тем, из федерального бюджета с начала года на развитие "Бирюзовой Катуни" выделено почти 470 млн рублей. Федеральные деньги предназначены для создания инфраструктуры.

По словам Негреева, в то же время в соседней Республике Алтай, где создается туристическая ОЭЗ "Алтайская долина", дела идут быстрее. В качестве основных частных инвесторов республиканские власти привлекают группу компаний "Алемар" и АФК "Система", которые еще до регистрации их резидентами ОЭЗ приступили к реализации инвестпроектов. "Алемар" ведет строительство горнолыжного комплекса международного уровня на горе Синюха, а АФК "Система" реализует проект по строительству туристско-оздоровительного комплекса "Алтай-Resort" в районе села Урлу-Аспак Майминского района.

"Нужно сказать, что инвестиции - больная для нашего региона тема", - продолжает собеседник. - "В Алтайском крае настоящая беда с инвестициями", - сказала в прошлом году на международной экономической конференции в Белокурихе известный регионовед Наталья Зубаревич. И действительно, инвестиции в основной капитал вроде бы и растут, но они растут везде, потому что экономика страны на подъеме. А вот если посмотреть на абсолютные цифры, то можно увидеть, что край сильно отстает".

В 2007 году инвестиции в основной капитал в Алтайском крае составили 42680,5 млн рублей. А у соседей, сравнимых с нами по численности населения, в разы больше: Кемеровская область - 107587 млн рублей, Новосибирская область - 85229,1 млн рублей.

Эксперт акцентирует внимание на том, что, конечно, можно сказать, что там изначально другая экономика и сравнение некорректно. Но есть другой показатель - объем инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения. В Алтайском крае в 2007 году он составил 16964 рубля. Это второй с конца результат в Сибирском федеральном округе. Ниже только в Туве. Кстати, Республика Алтай опережает край почти в два раза - 28024 рубля.

На вопрос: "Отчего это происходит?" Негреев отвечает, что причин много и предлагает остановиться лишь на некоторых. В июне на XII съезде предпринимателей активно обсуждалась проблема сложившегося в Алтайском крае инвестиционного климата. И оценку этот климат получил отрицательную.

"Мне кажется, наша администрация сосредоточилась на привлечении каких-то внешних инвесторов. Участие в выставках, которые проводятся в Москве, за рубежом, всевозможные презентации ориентированы на инвестора, который принесет сюда миллиарды рублей или долларов. Но в последние годы я не вижу таких крупных и решающих капиталовложений, - заявил на съезде председатель правления Алтайсбербанка Владимир Песоцкий. - Может быть, единственный инвестор, который принес инновационный проект в наш край, - это "Алтайский бройлер". И то, без лишней скромности, скажу, что этого инвестора в наш край привел Сбербанк", - сообщил банкир.

Но, как оказалось, у "Алтайского бройлера" на алтайской земле возникли серьезные проблемы. "На фоне данного проекта можно сделать выводы о влиянии административного ресурса, - говорит Владимир Песоцкий. - Фирма, которая строит "Алтайский бройлер", белгородская. Она пришла в край с надеждой за короткий срок, за семь-восемь месяцев, построить изумительное производство. По своим технологиям, возможностям, по уровню производства и качеству выпускаемой продукции - это лучший проект в регионе. Но у них это не получилось. Они прямо в разговоре говорят, что да, Алтай - это все-таки не Белгород. Не решаются в крае многие вопросы, которые могла бы подтолкнуть в данном случае администрация".

"Если перевести достаточно политкорректную речь банкира на простой язык, получится, что администрация просто не сопровождает должным образом нужный краю проект, и на его пути вырастают разного рода административные же барьеры. В результате, срок открытия предприятия постоянно переносится: декабрь 2007 года, май 2008 года, август... Сейчас, как говорят, причина в несвоевременной газификации", - подчеркивает собеседник.

Вице-президент Алтайской торгово-промышленной палаты (АлтТПП) Константин Зеленцов на том же съезде рассказал об итогах опроса более 350 предприятий-членов АлтТПП. В результате опроса был выделен ряд факторов, которые отрицательно влияют на инвестиционную привлекательность Алтайского края.

"Основной и самый большой блок - это высокие инвестиционные риски, то есть высокая вероятность издержек, - отметил Константин Зеленцов. - Первый пункт в этом блоке - сложность получения разрешительных документов, сама процедура. Второй вопрос - непрозрачные правила игры. Все, наверное, с этим сталкивались: проблематично узнать, что, где и как нужно оформить. Как следствие - сложно точно спрогнозировать предстоящие издержки, как финансовые, так и временные. Инвестор не может точно предсказать, сколько он будет получать лицензию, - год, два или три. Соответственно, невозможно планировать бизнес, из-за этого инвестиционная привлекательность проекта резко падает. Третий вопрос - это неуверенность в стабильности бизнеса, короткие договоры на аренду земли, имущества, недвижимости. Эта проблема очень часто поднималась предпринимательским сообществом. Бизнес начинает развиваться, все вроде бы хорошо. Проходит год-два, и когда бизнес окреп, ему предъявляется претензия - верни помещение, верни землю или другие условия. То есть дело могут либо уничтожить, либо забрать".

Итак, все те же административные барьеры, которые в Алтайском крае никак не могут разрушить, плюс рейдерство - проблема, которая уже не раз поднималась и в местных, и в федеральных СМИ.

"К этим причинам отсутствия серьезных инвестиций в экономику Алтайского края можно добавить, как минимум, еще одну - специфику деятельности администрации. Сейчас все регионы борются за государственные инвестиции, конкурируют друг с другом за деньги из Федеральной адресной инвестиционной программы. Среди краев и областей Сибирского федерального округа Алтайский край по объемам финансирования на 2008 год занимает в ней последнее место. И это - результат работы чиновников краевой администрации, их, так сказать, лоббистского потенциала. Результат отсутствия в регионе серьезных инфраструктурных проектов, в разработке которых, безусловно, должна участвовать администрация", - рассказывает политолог.

Он предлагает вновь вернуться к той теме, с которой начали - к ОЭЗ "Бирюзовая Катунь". В крае много говорится о ее транспортной доступности для иногородних туристов, о том, что через Барнаул добираться слишком долго. В связи с этим ставится проблема реконструкции бийского аэропорта. Алтайский край добился выделения на эти нужды в 2008 году аж 40 млн рублей. А Республика Алтай на реконструкцию горно-алтайского аэропорта "выбила" 200 млн рублей. Сегодня же озвучивается в два раза большая цифра. Сравните - 40 миллионов и 400 миллионов. "Есть разница? А теперь давайте спрогнозируем, чей аэропорт начнет раньше принимать, скажем, московские рейсы и в какую турзону будет направлен этот поток - в краевую или республиканскую", - резонно спрашивает Негреев.

Он говорит, что не стоит забывать и то, что Минтранс РФ не внес ряд транспортных объектов "Бирюзовой Катуни" в планы расходов министерства на 2008 год. Утвержденная в декабре 2007 года проектно-сметная документация на строительство автодорогипротяженностью 20,2 км не попала в перечень объектов Федерального дорожного агентства на 2008 - 2010 годы. Начато и приостановлено строительство моста через реку Катунь в районе села Соузга. Сегодня в турзону можно попасть либо по платному (100 рублей) низкопропускному мосту - если ехать через Республику Алтай по Чуйскому тракту, либо по проселочной дороге - если ехать по территории Алтайского края.

"С другими регионами Алтайский край по объемам госинвестиций сравнивать даже как-то неловко. Наши чиновники "откусили" от федеральной адресной инвестиционной программы около 690 млн рублей. Новосибирская область - 4 млрд 655 млн, Кемеровская область - 1 млрд 25 млн, Красноярский край - 2 млрд 92 млн рублей. Из этих средств в Новосибирске будет расширяться аэропорт Толмачево (574 млн. рублей), строиться автодорога Омск - Новосибирск (2 млрд рублей). В Кузбассе 272 млн рублей потратят на реконструкцию кемеровского аэропорта. В Красноярске 385 млн рублей пойдет на реконструкцию аэропорта и 785 млн рублей - на дорожное строительство. Примеры можно приводить и дальше, только есть ли смысл? Чиновники краевой администрации, видимо, как всегда, не прислушаются - у них, наверное, какая-то своя, им одним ведомая правда. Они, как мне кажется, считают, что реальную работу вполне можно заменить умными разговорами, красивыми буклетами и участием во всевозможных российских и международных мероприятиях. Только вот толку пока, вроде бы, мало. Глядя на все это, и частные инвесторы явно не торопятся вкладывать деньги в Алтайский край. Соседние же регионы идут все дальше и дальше", - резюмирует алтайский политолог Дмитрий Негреев.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
25.04.17
Строить дороги или сразу вертолетные площадки?
NB!
25.04.17
«Дальневосточный треугольник» как вызов советской дипломатии
NB!
25.04.17
Диктатор, открывший новую эпоху
NB!
25.04.17
Анкара и Баку непреднамеренно сыграли в пользу Тбилиси
NB!
25.04.17
Who is мистер Гомер Симпсон?
NB!
25.04.17
Вышла ли Польша на перепутье?
NB!
25.04.17
Сердце российского подводного флота: Северодвинск восстанавливает мощь
NB!
25.04.17
В Дагестане трасса М-29 разблокирована после освобождения дальнобойщиков
NB!
25.04.17
Мастер слова и стиля среди нас
NB!
25.04.17
Трамп последовал примеру Обамы: США по-прежнему боятся термина «геноцид»
NB!
25.04.17
США сократят финансовую помощь Украине в 2018 году на 69%
NB!
25.04.17
По ком звонит Мечеть Парижской Богоматери
NB!
25.04.17
«Врожденный кавалерист-начальник»
NB!
24.04.17
Нетаньяху предъявил ультиматум МИД ФРГ
NB!
24.04.17
Кто и зачем хочет взорвать «Евровидение» 9 мая?
NB!
24.04.17
Патрик Бьюкенен: Демократия в мертвой петле?
NB!
24.04.17
Европа — от Турции Эрдогана до Франции Макрона
NB!
24.04.17
«Чапаев» научит, как родину любить
NB!
24.04.17
Антитеррор в Нижнем Новгороде: полиция прервала концерт «Машины времени»
NB!
24.04.17
«Против кого Лондон готов превентивно применить ядерное оружие?»
NB!
24.04.17
В Оренбурге Большой благотворительный бал увенчался скандалом
NB!
24.04.17
Боевой Донбасс: мощный взрыв в Луганске и самострелы в рядах ВСУ