Перестрелки

По сообщениям бакинских СМИ, "армянская сторона продолжает нарушать режим прекращения огня. Согласно "525-й газете", подразделения Вооруженных сил Армении 2 июля с 16:30 до 16:40 и с 17:45 до 17:55 с позиций, расположенных на территории Чинари и села Вазашен Ноемберянского района Республики Армения подвергли обстрелу противоположные позиции Азербайджанских вооруженных сил неподалеку от села Агдам Товузского района и безымянных высот на территории Казахского района".

По сообщению ANS-PRESS, "подразделения ВС Армении, сосредоточенные на территории села Беркабер Армении 3-го июля обстреляли позиции ВС Азербайджана, расположенные у села Гызылхаджилы Газахского района. Жертв нет".

Как сообщает 1news.az, "4-го июля и 5-го июля позиции Национальной армии Азербайджана обстреливались со стороны безымянных высот Физулинского района и села Гярвянд. Обстреляны также позиции азербайджанской армии со стороны села Гюйгарх Тертерского района. Во всех случаях обстрел был подавлен ответным огнем. Потерь среди личного состава Вооруженных сил Азербайджана нет".

Согласно Day.Az, "6 и 7 июля режим прекращения огня нарушила карабахская сторона. Согласно агентству, армяне с позиций, расположенных вблизи безымянных высот Физулинского района, с позиций вблизи села Гызыл Оба Тертерского района, села Куропаткино в Ходжавендском районе, села Джавахирли в Агдамском районе обстреляли расположенные напротив позиции азербайджанской армии". "Во всех случаях ответным огнем враг был подавлен, потерь нет", пишет агентство.

По сообщению карабахской газеты "Азат Арцах", 29 июня во время уборки урожая карабахский комбайнер несколько часов находился под огнем азербайджанских снайперов. Комбайнер работал на приграничном поле близ сел Акоп Камари и Левонарх. Согласно газете, сельхозработы на этом участке пришлось прервать. Комбайн переведен на поле, недосягаемое для азербайджанских снайперов.

Попытки азербайджанской стороны нарушить режим прекращения огня создают напряженную ситуацию в регионе. Об этом заявил руководитель миссии Армении в НАТО, посол Самвел Мкртчян. Министерства обороны Армении утверждает, что с начала текущего года на границе зафиксировано большое количество нарушений режима прекращения огня со стороны Азербайджана. "Эта проблема не остается вне внимания НАТО и, не будучи непосредственно вовлеченной в процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта, альянс всегда внимательно следит за развитием событий, в частности, за прогрессом в переговорном процессе", сообщил Мкртчян журналистам. (PanARMENIAN.Net).

Приграничные пожары

Нынешним летом, как это происходит на протяжении уже многих лет, азербайджанские фермеры, после сбора урожая на своих полях, совершают поджог остатков, в результате чего огонь перекидывается на карабахскую сторону, сообщает информационный портал МИД Нагорного Карабаха www.nkr.am. По данным министерства сельского хозяйства республики, в силу особенностей климатической зоны урожай на азербайджанской стороне поспевает приблизительно на две недели раньше, чем на территории НКР, и не случайно возгорания начинаются после того, как по ту сторону линии соприкосновения в приграничных с НКР равнинных районах Азербайджана завершается сбор урожая зерновых культур. В сухую и жаркую погоду превалирующий в зоне восходящий восточный ветер быстро распространяет огонь с азербайджанской стороны на территорию НКР, уничтожая посевы карабахских фермеров. Согласно источнику, причиной возгорания являются также обстрелы трассирующими пулями с азербайджанской стороны. "Действия азербайджанской стороны, направленные на подрыв экономики и продовольственной безопасности Нагорно-Карабахской Республики, демонстрирует реальную позицию Баку в процессе урегулирования карабахского конфликта и явно не содействуют нахождению точек соприкосновения между сторонами конфликта и установлению атмосферы взаимного доверия. Вызывает недоумение тот факт, что уничтожение флоры и фауны в приграничной зоне, осуществляемое с ведома и не без участия азербайджанских властей, сопровождается голословными обвинениями в адрес карабахской стороны и попытками переложить ответственность на власти НКР. Если бы Азербайджан был действительно обеспокоен пожарами, то не отказался бы от реализации рекомендаций, выработанных по итогам визита в регион в 2006 году миссией ОБСЕ по оценке экологической ситуации, которая опровергла все обвинения азербайджанской стороны и предложила сторонам ряд рекомендаций по совместной борьбе с пожарами", заявляет МИД НКР.

Встреча министров обороны Армении и Азербайджана

Как сообщает бакинская "525-я газета", в рамках очередного заседания Совета министров обороны стран СНГ в Бишкеке состоялась встреча между министром обороны Азербайджана Сафаром Абиевым и главой оборонного ведомства Армении Сейраном Оганяном. В ходе встречи были обсуждены вопросы, связанные с сокращением случаев нарушения режима прекращения огня на линии соприкосновения, поиском без вести пропавших лиц и др. При этом, согласно газете, глава пресс-службы Министерства обороны Азербайджана Эльдар Сабироглу заявил, что не располагает информацией о встрече министров в Бишкеке.

"В беседе с моим азербайджанским коллегой Сафаром Абиевым я указал ему на бесчеловечные действия азербайджанских снайперов", - сообщил в беседе с журналистами министр обороны Армении Сейран Оганян, рассказывая о состоявшейся в столице Киргизии Бишкеке встрече с министром обороны Азербайджана. По словам Оганяна, в ходе встречи он напомнил Абиеву о том, что в июне от выстрелов азербайджанских снайперов погибли двое жителей села Чинари Тавушской области Армении. "Я сказал Абиеву о том, что в одном из этих случаев азербайджанский снайпер, заметив, что его выстрел ранил армянского сельчанина, хладнокровно выстрелил во второй раз и убил его. Когда же министр Азербайджана заявил мне, что с их стороны в результате акций армянских вооруженных сил тоже есть жертвы, я ему сказал, что эти акции - кара за село Чинари", сказал Оганян, добавив, что потери азербайджанской стороны намного превысили цифру 2. Он также сообщил, что на встрече с Абиевым обсуждались вопросы сокращения случаев нарушения режима прекращения огня в зоне карабахского конфликта в целом, вопрос о скорейшем возвращении на Родину четырех армянских пленных, находящихся в руках азербайджанской стороны с апреля нынешнего года, а также вопросы о судьбах пропавших без вести в ходе боевых действий нагорно-карабахского конфликта. (АрмИнфо).

В настоящий момент в региональных СМИ распространены два взаимоисключающих сообщения относительно того, как происходила встреча в Бишкеке министров обороны Армении и Азербайджана, пишет бакинская газета "Эхо". По сообщениям армянских СМИ со ссылкой на пресс-секретаря Минобороны Армении Сейрана Шахсуваряна, пишет газета, она состоялась, и на ней "министры обороны обсудили вопросы, связанные с сокращением случаев нарушений режима прекращения огня на линии соприкосновения, а также проблемы, касающиеся без вести пропавших лиц и армянских пленных в Азербайджане". По словам же главы пресс- центра МО Азербайджана Эльдара Сабироглу, в ходе 54-го заседания Совета министров обороны стран СНГ в Бишкеке министр обороны Армении Сейран Оганян подошел к министру обороны Азербайджана Сафару Абиеву в фойе и попросил его обсудить вопрос в связи с возвращением пленных и розыском пропавших без вести граждан. "Однако в ответ Абиев заявил ему, что обсуждение каких- либо вопросов возможно лишь после освобождения оккупированных азербайджанских земель и завершения войны. То есть никакой отдельной встречи между ними не было", сказал Сабироглу. "Встреча состоялась, у меня есть об этом достоверная информация из своих источников, которые присутствовали на мероприятии СНГ в Бишкеке, не говоря уже о том, что об этом сообщает и армянское Минобороны, - сообщил газете независимый военный эксперт Узеир Джафаров. - Что бы ни говорил представитель нашего министерства, встреча между Абиевым и Оганяном состоялась, и продолжалась она в течение 15-20 минут. Стороны обсудили многие вопросы. Свидетели этого наблюдали весьма напряженный тон беседы. Напряженность объясняется, наверное, тем, что это была первая встреча Абиева с Сейраном Оганяном в роли министра, про которого известно, что он является одним из соавторов карабахской трагедии. Стороны обсудили и вопрос четверых армянских военнопленных. Оганян попросил ускорить вопрос их возвращения. Дело в том, что не так давно в Брюсселе состоялась встреча начальников генеральных штабов Армении и Азербайджана, на которой стороны вроде бы все согласовали. Так что есть основания думать, что уже в течение этого месяца нашего пленного обменяют на двоих армян из той "четверки". Кроме того, Абиев и Оганян договорились контактировать по вопросам нарушений режима прекращения огня. И, я думаю, что это очень хорошо, поскольку в принципе военные являются исполнителями, они находятся в подчинении у политического руководства, выполняют их указания. Может быть, эта встреча как-то облегчит участь солдат на передовой. У меня есть также информация, что очень скоро между министрами обороны состоится еще одна встреча на границе, либо на Газахском, либо на Агдеринском направлениях. Предварительная договоренность об этом между сторонами уже достигнута".

Гонка вооружений

Согласно расчетам, проведенным экспертами Центра военных исследований "Доктрина", при 2-миллиардном оборонном бюджете Азербайджан вновь стал лидером региона по военным затратам на душу населения, пишет Analitika.az со ссылкой на www.milaz.info. В 2007 году азербайджанский налогоплательщик тратил на армию 125 долларов, а при двухмиллиардном бюджете он будет платить 250 долларов. Это станет самым высоким показателем в регионе, сообщает издание, отмечая, что данный показатель по Армении составляет 150 долларов при бюджете в 600 млн, "а по сведениям ряда авторитетных источников - 800 миллионов долларов". Согласно Мilaz.info, западные эксперты еще несколько месяцев назад прогнозировали, что 2008 год может стать решающим в вооруженном оснащении сторон карабахского конфликта. На их взгляд, обе стороны поставили перед собой цель именно в текущем году значительно нарастить потенциал собственных вооруженных сил. "Это ясно видно из каждого шага, решения, принятого сторонами по вопросам обороны и безопасности", утверждают эксперты. Исследования показывают, продолжает издание, что в 2008 году Азербайджан на приобретение новой техники и вооружения, а также на модернизацию находящейся на вооружении техники израсходует приблизительно 700 миллионов долларов. В Армении же этот показатель выразится 250 миллионами долларов. По мнению западных экспертов, усиленное вооружение сторон конфликта может привести к значительному росту существующей напряженности в регионе. А это может стать причиной возгорания с новой силой карабахского конфликта.

Азербайджан прекрасно осознает, что не способен решить карабахскую проблему военным путем, так как он не может превзойти по своему военному потенциалу Армению и НКР. Такое мнение выразил в ходе пресс-конференции политолог Левон Мелик-Шахназарян. Он напомнил, что в 1991 году военные ресурсы Азербайджана превышали ресурсы Нагорного Карабаха в 96 раз, а Армении - в 30 раз, "к чему это тогда привело - известно всем". "Однако это вовсе не означает, что мы должны сидеть сложа руки и ждать удачи. Чем сильнее мы будем, тем больше гарантий, что война не возобновится, а воинственные заявления Азербайджана рассчитаны в основном на внешнюю и, в какой-то степени, внутреннюю аудиторию", отметил эксперт. По его мнению, сегодня в Европе никак не ожидают возможности возобновления войны в регионе Южного Кавказа, так как прекрасно осознают, что она приведет к тяжелым последствиям на рынке энергоносителей. А воинственные заявления являются именно попыткой давления на внешний мир. (АрмИнфо).

"Рассчитывать на легкость побед в войне с Арменией и НКР Азербайджану было бы, по крайней мере, наивно. Другой вопрос, что гипотетически любой результат после завершения военной кампании (кроме, естественно, полного разгрома и капитуляции) можно назвать победой. Например, если Баку удастся частично вернуть контроль над оккупированными районами. Этот вариант можно будет признать программой-минимум и рассматривать как победу (мол, ведь раньше не было и этого)", считает заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов. По его мнению, такого рода "программы" не принесут ни мира, ни стабильности в регион. "Не говоря уже о том, что в случае возобновления военных действий в зоне конфликта, Баку утратит весь тот позитив, который наработан в отношениях с США и с ЕС. Долгие годы Азербайджан выстраивал свой имидж за рубежом как образ страны, подвергшейся военной агрессии и оккупации. Начав военные действия в Карабахе, Баку разрушит этот имидж в одночасье. Быть включенными в "ось зла" азербайджанские лидеры также не готовы. С Ираном у Азербайджана проблем никак не меньше, чем в отношениях со Штатами и государствами Европы. В случае военного решения карабахской проблемы Баку понесет, таким образом, большие политические и идеологические издержки, которые в современных конфликтах важны не менее, чем самое современное вооружение. Таким образом, победа в ходе блицкрига не очевидна, а потери от полномасштабной войны, напротив, видны даже в первом приближении. Однако "гонка вооружений" между Баку и Ереваном может, как это ни парадоксально прозвучит, сыграть свою стабилизирующую роль", пишет российский аналитик. Он подчеркнул, что зная, что у противника есть оружие: и мощное, и не только военное, но и информационно-политическое, противная сторона может не рискнуть ударить первой. "Такого рода "стабильность" мы уже наблюдали в период пресловутой "холодной войны". И даже после нее. Да, СССР и США и Индия с Пакистаном - это не нынешние Армения и Азербайджан. Масштабы, конечно, поменьше, но алгоритмы могут быть схожие. Особенно если сравнивать с Индией и Пакистаном. Вместо глобальной гонки - региональная. В отличие от полуострова Индостан, на карабахском театре пока идет соревнование обычных вооружений. Но это соревнование удерживает стороны от первого удара или "последнего довода королей". Как долго продлится эта стабильность? Вопрос, который пока не имеет четкого ответа. В отличие от ядерной гонки, опасность применения танков и пушек не несет противоборствующим сторонам угрозы тотального уничтожения", отметил он. (PanARMENIAN.Net).

Воинственная риторика Азербайджана

Азербайджанский народ устал от переговоров, и мы должны быть готовы в любой момент военным путем освободить наши оккупированные территории. Такое заявление, передает 1news.az, сделал президент Азербайджана Ильхам Алиев, выступая на военном параде по случаю 90-летия создания Вооруженных сил страны. "Более десяти лет наши земли находятся под оккупацией, что приносит страдания азербайджанскому народу и государству. Переговорный процесс имеет свои положительные моменты, но мы не собираемся вечно терпеть оккупацию наших территорий Арменией", - отметил Алиев. Президент подчеркнул, что на столе переговоров нет и не может быть никаких механизмов отделения Нагорного Карабаха от Азербайджана. "Это основывается на исторические факты и нормы международного права. Весь мир и международные организацию признают и поддерживают территориальную целостность Азербайджана", сказал глава Азербайджана. "Война еще не закончилась. Завершился только первый ее этап. Потеря Азербайджаном части своей территории носит временный характер", - заявил Алиев. По его словам, приоритетной целью Азербайджана является освобождение от оккупации своих территорий. "Мы готовы вести мирные переговоры, но мы не можем терпеть вечно этой несправедливости. Наряду с участием в переговорах мы делаем все необходимое для развития нашей армии, что поможет нам в любой момент освободить наши земли", заявил президент. По его словам, баланс между армиями Азербайджана и Армении нарушен, и сегодня Азербайджан обладает самой сильной армией в регионе. "Экономическое развитие страны, военное превосходство, наша дипломатическая деятельность на международной арене способствует тому, чтобы была восстановлена историческая справедливость, и азербайджанские земли были освобождены от оккупации", - заявил Ильхам Алиев.

"С приближением выборов президента Азербайджана в этой стране усиливаются реваншисткие настроения и агрессивно-ультимативный тон в адрес армянской стороны. Косвенным доказательством политики подкрепления своих аргументов бряцанием оружием стало приглашение французского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Бернара Фасье на военный парад в азербайджанской столице, "случайно" совпавший с его визитом в АР". Об этом заявил АрмИнфо карабахский аналитик Давид Карабекян. По его мнению, "несмотря на внешнюю пышность мероприятия, уровень подготовки и технической оснащенности вооруженных сил Азербайджана, мягко говоря, далек от совершенства, и посему последнему следует отказаться от шантажа и надежд на силовое решение азербайджано-карабахского конфликта, по крайней мере, в обозримой перспективе. "Баку также следует избавиться от иллюзии, что посредством усиления военной риторики можно сделать посредников и стороны "сговорчивее", - заявил Карабекян.

Милитаристская риторика Баку не способствует разрешению нагорно-карабахского конфликта. Такое мнение, передает АрмИнфо, выразил посол Франции в Армении Серж Смессов. По его словам, подобные заявления не могут содействовать поиску компромиссного разрешения карабахского конфликта. "Это не только позиция Франции, но и всех стран-сопредседателей МГ ОБСЕ", подчеркнул французский дипломат. Он добавил, что усилия сопредседателей МГ ОБСЕ направлены исключительно на мирное разрешение нагорно-карабахского конфликта.

Озвучиваемые руководством Азербайджана воинственные заявления затрудняют формирование атмосферы доверия в переговорном процессе по Нагорному Карабаху и его прогресс. Об этом заявил глава МИД Армении Эдвард Налбандян в ходе встречи с сопредседателями Минской группы ОБСЕ Бернаром Фассье (Франция), Мэтью Брайзой (США),Юрием Мерзляковым (Россия) и личным представителем Действующего председателя ОБСЕ Анджеем Каспршиком. На состоявшейся в Ереване встрече Налбандян также проинформировал о подходах Армении к предложениям, представленным сопредседателями в ноябре 2007 года в Мадриде. (PanARMENIAN.Net).

Азербайджанские власти не выступают с воинственными заявлениями, заявил пресс-секретарь МИД Азербайджана Хазар Ибрагим. "Мы опираемся на существующие реалии. Азербайджан успешно развивается, развивает свой потенциал во всех сферах, в том числе в военной области", сказал он на брифинге, комментируя заявление главы МИД Армении Эдварда Налбандяна на встрече с сопредседателями Минской группы ОБСЕ о том, что "озвучиваемые руководством Азербайджана воинственные заявления затрудняют формирование атмосферы доверия в переговорном процессе по Карабаху и его прогресс". Комментируя итоги визита сопредседателей МГ ОБСЕ в регион, Ибрагим сказал, что азербайджанская сторона в очередной раз донесла до сведения посредников армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта свою позицию по проблеме, вновь отметив, что конфликт может быть решен исключительно в рамках территориальной целостности Азербайджана, и позиция Баку в этом вопросе останется неизменной. "Мы также ждали от сопредседателей, что во время пребывания в Ереване они призовут армянскую сторону к конструктивизму", сказал пресс-секретарь МИД Азербайджана. "Азербайджан восстановит свою территориальную целостность. Это наше право - использовать различные методы для этого. Мы собираемся возвращать свои территории лишь в рамках существующих норм международного права", отметил Ибрагим. (Analitika.az).

Милитаристская риторика в преддверии президентских выборов в Азербайджане будет усиливаться. Об этом корреспонденту PanARMENIAN.Net заявил председатель Христианско-Демократического союза Армении Хосров Арутюнян. По его мнению, если раньше можно было говорить, что эта риторика направлена на внутреннее пользование, то сейчас уже стало очевидно, что Азербайджан шантажирует международное сообщество. "Мы должны понять причину - что позволяет Баку надеяться на силовое решение нагорно-карабахской проблемы. Только военного превосходства здесь мало. На мой взгляд, эффективность этой политики связана с закрытой армяно-турецкой границей. Именно это мешает справедливому решению карабахской проблемы", сказал Арутюнян. Вместе с тем лидер ХДСА подчеркнул, что действительным итогом 10-летнего переговорного процесса по урегулированию проблемы стало то, что мировое сообщество осознало, что не будет длительного мира в регионе без учета прав народа НКР. "Все ссылки на принцип территориальной целостности довольно уязвимы, тем более в случае с Азербайджаном", отметил он.

В сложившейся ситуации, когда власти трубят об экономическом подъеме, увеличении ассигнований на нужды армии, усилившейся поддержке международного сообщества, в головах некоторых политиков возникают идеи блицкрига - небольшой, молниеносной войны, заключающейся в освобождении хотя бы части наших земель, пишет бакинская газета "Зеркало", отмечая, что "к сожалению, об этом говорят люди, не имеющие об этом понятия и никогда не воевавшие". "Это сравнимо с тем, как некоторые политики говорят о необходимости ведения партизанской войны в тылу врага. Но они не понимают, что партизанская война может быть только там, где есть оккупированная территория с проживающим там населением. Партизанская война возможна в Чечне, но не в Карабахе, где азербайджанское население отсутствует. Таким образом, наши политики путают партизанскую войну с диверсионной. Говорить о блицкриге, не имея мощной армии, просто безответственно". По мнению аналитиков, продолжает газета, сейчас армянам невыгодно обострение на линии фронта. "Сами они в наступление не пойдут, так как столкнутся с резкой реакцией международного сообщества. Другое дело - спровоцировать нас. Но у них нет абсолютной гарантии того, что в этом случае они не понесут потерь. Поэтому армяне продолжают придерживаться своей старой тактики - пытаться добиться своего в ходе переговорного процесса. С другой стороны, международное сообщество не настолько благосклонно к нам, чтобы позволить начать боевые действия и дестабилизировать политическую обстановку".

Визит Дмитрия Медведева в Баку

Азербайджан и Россия намерены укреплять сотрудничество в деле обеспечения безопасности на Южном Кавказе и в Каспийском регионе, Об этом говорится в Декларации о дружбе и сотрудничестве, подписанной президентами Азербайджана и России Ильхамом Алиевым и Дмитрием Медведевым. При этом, в документе отмечено, что стороны считают "неприемлимым насильственное изменение международно признанных границ". В этой связи, в документе говорится о "важности скорейшего урегулирования нагорно- карабахского конфликта на основе общепризнанных норм и принципов международного права и, прежде всего, соблюдения и обеспечения суверенитета и территориальной целостности и нерушимости границ государств, а также соответствующих резолюций Совета безопасности ООН и решений ОБСЕ". В декларации указывается также на необходимость принятия усилий по содействию мирному урегулированию карабахского конфликта и "скорейшему добровольному и безопасному возвращению беженцев и перемещенных вследствии конфликтов лиц". В документе выражено удовлетворение работой комиссии по делимитации госграницы. Стороны выступили за скорейшее завершение переговорного процесса с целью подписания соответствующего межгосударственного документа. В декларации сказано также о намерении сторон укреплять и расширять военное и военно-техническое сотрудничество. "Каждая из сторон не будет допускать на территории другой стороны осуществления своими учреждениями, организациями, компаниями и другими хозяйствующими субъектами деятельности, которая могла бы нанести ущерб суверенным правам и интересам другой стороны", говорится в декларации. (АрмИнфо-TURAN).

В ходе визита Дмитрия Медведева в Баку он и Ильхам Алиев подписали Декларацию о дружбе и стратегическом партнерстве с формулировками, отражающими азербайджанскую позицию по Нагорному Карабаху, передает BBC. В документе подчеркивается "важность скорейшего урегулирования нагорно-карабахского конфликта на основе общепризнанных норм и принципов международного права, и, прежде всего, соблюдения и обеспечения суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ государств". "Мы благодарны России за эту позицию", заявил президент Азербайджана. "Хотя в выступлении Медведева содержались слова о поддержке переговорного процесса и необходимости поиска взаимоприемлемого решения, ключевая фраза декларации, не очень понравится Армении, отметил в в интервью BBC первый заместитель главного редактора бакинской "Эхо" Наир Алиев. Ожидания азербайджанской стороны "во многом оправдались", констатировал Алиев. В отличие от грузино-абхазского и грузино-югоосетинского конфликтов, в вопросе о Нагорном Карабахе Россия избегала определенным образом занимать чью-либо сторону. Армения считается наиболее промосковским среди трех государств Кавказа. Причину изменения российской позиции, вероятно, следует искать в другом заявлении, прозвучавшем в Баку в четверг. Сопровождавший Медведева глава "Газпрома" Алексей Миллер объявил о начале переговоров о закупке российским концерном азербайджанского газа. "Газпром" готов покупать максимально возможный объем поставок, подчеркнул Миллер. Если Баку подпишет с Москвой долгосрочный контракт на продажу всего объема газа, предназначенного для экспорта, и его примеру последуют государства Центральной Азии, планы строительства альтернативного газопровода "Набукко" из Каспийского региона в Европу будут практически похоронены. Бакинский журналист Наир Алиев не сомневается, что урегулирование карабахского конфликта рассматривалось на переговорах в контексте газового вопроса. Это, наверное, плата за согласие Азербайджана сотрудничать с "Газпромом", заявил он. При этом, продолжает BBC, большинство экспертов полагает, что говорить о драматических изменениях в кавказской политике преждевременно. Накануне визита российского президента азербайджанский политолог Вафа Гулузаде предположил, что Медведев в ходе переговоров пообещает Ильхаму Алиеву российский нейтралитет в случае возобновления вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе. При этом он рекомендовал своему президенту не доверять России, поскольку, по мнению Гулузаде, Москва не может допустить поражения Армении, результатом которого, вероятно, окажется смена режима в Ереване. ("Ноян Тапан").

Как сообщает бакинская "Эхо", в своем выступлении после церемонии подписания декларации Ильхам Алиев сказал: "В этой декларации сказано, что конфликт должен быть урегулирован на основе принципов и норм международного права, на основе резолюций Совета Безопасности ООН, решений ОБСЕ, в соответствии с принципами территориальной целостности, суверенитета и нерушимости границ государств. Мы благодарим Россию за эту позицию. Уверены, что эта позиция, а также активное участие России как сопредседателя Минской группы ОБСЕ в урегулировании конфликта принесет свои результаты". Таким образом, пишет газета, президент Азербайджана дал понять, что возлагает довольно большие надежды на этот документ. Отмечая, что Баку настаивает на признании территориальной целостности Азербайджана, а Армения - на признании права армян Карабаха самим решать вопрос о статусе региона, газета пишет: "Таким образом приобретает особенный интерес то, что, на фоне этих сохраняющихся разногласий, президент РФ Дмитрий Медведев поставил свою подпись под декларацией, в которой четко говорится о территориальной целостности и нерушимости государственных границ Азербайджана". Комментируя складывающуюся ситуацию, глава Центра мира и разрешения конфликтов Эльхан Мехтиев отметил: "Заключенная в Баку декларация абсолютно способна помочь Азербайджану на международной арене. Потому что Россия играет в конфликте ключевую роль не только как посредник. У нее тут совсем другой статус, не как у Франции и США. Поэтому если РФ открыто признает целостность и суверенитет АР, это является большим давлением на Армению. И если подойти к вопросу прагматично, это является намеком для Еревана, что он должен найти решение в рамках сохранения прежних границ. Впервые за многие годы Москва столь однозначно заявила о своей позиции".

"Подайте в отставку и уйдите. Это единственный путь", - заявил в ходе митинга в Ереване секретарь Народной партии Армении Григор Арутюнян. Он отметил, что в течение 10 лет они предупреждали Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна о том, что для удержания власти им придется многим поступиться. По его словам, уже сегодня мы все являемся свидетелями этому. В частности, на взгляд Григора Арутюняна, во время президентства Роберта Кочаряна вопрос самоопределения наций превратился в территориальный спор, и сегодня в Баку президенты Азербайджана и РФ подписали документ, которым считают неприемлемым изменение границ государства. "Фактически наш стратегический партнер с нашими врагами подписал договор, которым Карабах, по сути, остается в составе Азербайджана", сказал он. ("А1+").

Понятно, что армян в первую очередь должно интересовать влияние достигнутых российско-азербайджанских договоренностей на проблему Карабаха. Дело в том, пишет газета "Азг", что значение газа и нефти в мировой экономике настолько сильно, что территориальные конфликты меркнут перед ним. По мнению российских экспертов, пишет газета, азербайджанцы взамен своих "соглашений" потребуют от Москвы уступок в вопросе Карабаха, однако мера их содержится в тайне. Подчеркивается, что это является также предупреждением Сержу Саргсяну воздержаться от откровенно пронатовских и, вообще, прозападных шагов.

По мнению эксперта Манвела Саркисяна, корни российско-азербайджанской декларации надо искать в самой Армении. "Не думаю, что такой шаг России не имеет отношения к процессам, протекающим в Армении и вокруг нее. Фактически, после последнего визита Сержа Саргсяна в Москву обозначились какие-то новые, связанные с Арменией проблемы. Надо помнить еще и о самом главном - о той, связанной с Азербайджаном резолюции, которая была принята ПАСЕ 25-го июня. Сложилось впечатление, что там произошел какой-то торг. То есть, смягчив некоторые положения резолюции по Армении, армянская сторона волей-неволей проголосовала за азербайджанскую резолюцию. Одновременно, Серж Саргсян в Москве делал, в связи с армяно-турецкими отношениями открытые реверансы Западу. Возникает вопрос: почему Серж Саргсян должен именно в Москве начинать говорить об армяно-турецких отношениях, да еще и в такой неоднозначной манере?" По мнению эксперта, ответ тут один: понимая, какое внутреннее давление оказывается на его режим, "то есть, понимая туманность будущего своей власти", Серж Саргсян попытался сначала оказать из России давление на Запад, а затем начал шантажировать и Россию, давая последней понять, что, если ты меня не защитишь, то я может, возможно, найду язык с Западом". По мнению эксперта, подписание декларации было ответом России Сержу Саргсяну. "Резолюция ПАСЕ позволяет думать, что Серж Саргсян, предложив определенное сотрудничество с Европой и США, может также принять их условия в отношении Карабаха. Россия знает, что Запад может поддержать Саргсяна, ставя перед ним определенные требования в вопросе Карабаха. Требования, которые, кстати, не в наших интересах. То есть, решение вопроса путем размещения западных войск. Это совершенно не выгодно России, и она предложила Азербайджану иную программу". ("Айкакан жаманак").

Западные аналитики уверены, что Москва уже не способна освободить Нагорный Карабах. Если этого захотят русские, то не будут хотеть армяне. Период, когда России принадлежала ключевая роль в данном вопросе, прошел. Теперь у армян есть возможности для маневра, пишет бакинская газета "Зеркало". По мнению экспертов, продолжает газета, положение президента Армении Сержа Саргсяна не так прочно. "В стране есть серьезная поддержка у Левона Тер-Петросяна. Аналитики полагают, что если в карабахском урегулировании Россия сделает шаг в сторону Азербайджана, то режим Сержа Саргсяна в Армении будет свергнут. А это не в пользу России", - цитирует западных аналитиков газета.

На вопросы Day.Az отвечает заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов

Как Вы оцениваете итоги визита президента России Дмитрия Медведева в Баку?

Визит Дмитрия Медведева в Азербайджан - уже позитивный шаг. Глава российского государства назвал Азербайджан аж стратегическим партнером на Южном Кавказе. Визит, безусловно, сопровождался многочисленными двусторонними комплиментами. Тем не менее, я бы не стал переоценивать это событие, так как Россия и Азербайджан, кроме симпатий и антипатий, имеют определенные объективные ограничения. Скажем так, для Баку позиция Москвы по нагорно-карабахскому конфликту не совсем приемлема. Азербайджан находится в ожидании от России более близкой к себе позиции по карабахскому вопросу. В свою очередь, Кремль не устраивают тесное сближение Азербайджана с НАТО, традиционно теплые отношения с Грузией и др. Визит Дмитрия Медведева и не мог решить ряд вопросов. Их разрешение требует серьезного и длительного подхода. Такие вопросы не решаются посредством одного визита.

До визита российского президента в Баку, с официальным визитом в Москве побывал новоиспеченный президент Армении Серж Саргсян, в ходе которого помимо прочих обсуждался и нагорно-карабахский вопрос. Президенты России и Азербайджана также обсудили карабахский вопрос. На Ваш взгляд, намерен ли Дмитрий Медведев более активно завлечь Россию в урегулирование этого вопроса?

До тех пор, пока стороны не найдут взаимоприемлемой формулы урегулирования конфликта, сдвига ждать не стоит. Можно 100 раз переговариваться при участии Дмитрия Медведева, Джорджа Буша и Барака Обамы, если последний, конечно же, станет президентом. Пока стороны не пойдут на взаимные уступки, переговоры будут носить бессмысленный характер. Как бы то ни было, переговоры куда лучше, чем военные действия. Роль Москвы в нагорно-карабахском урегулировании не стоит переоценивать. Сегодня нет СССР и ЦК КПСС. Не стоит искать в Москве ЦК, чтобы решить карабахский вопрос.

Послужит ли визит российского президента в Азербайджан дальнейшему тесному сотрудничеству и сближению двух стран или прохлада во взаимоотношениях Москвы и Баку сохранится?

До 2006 года Россия и Азербайджан демонстрировали, что взаимоприемлемо разрешать какие-то спорные вопросы вполне возможно. Думаю, что Азербайджан не сможет занять место Армении в российской политике на Южном Кавказе. Азербайджан не станет главным партнером России на Кавказе. (Day.Az, с сокращениями).

Международное сообщество

Процесс мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта движется в положительном русле, считает действующий председатель ОБСЕ Александр Стубб. "Я поддерживаю предложения Минской группы ОБСЕ, и с осторожным оптимизмом отношусь к тому, что мирный процесс по нагорно-карабахскому конфликту движется в положительном направлении. Надеюсь, там будет прогресс", сказал в Астане Стубб, выступая на пресс-конференции по итогам 17 сессии ПА ОБСЕ. В свою очередь председатель ПА ОБСЕ Горан Ленмаркер выразил поддержку деятельности Минской группы ОБСЕ. "По нагорно-карабахскому конфликту есть предложение Минской группы. И я надеюсь, что обе стороны смогут с ним согласиться", заявил председатель ПА ОБСЕ. Он отметил, что видел "золотую возможность для разрешения этого конфликта": "Однако, к сожалению, эта золотая возможность не вылилась в мирное соглашение, во всяком случае, пока. Сейчас есть очень хорошие шансы исправить ситуацию для обеих стран и продолжить процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Если у Азербайджана и Армении есть политическая воля, соглашение может быть достигнуто. Важно смотреть в будущее, а не оглядываться назад. Новая война в регионе невозможна, не хочу даже думать об этом. Этого нужно избегать". ("Айоц Ашхар").

Пока власти Армении, избежав санкций со стороны Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), отмечали "внутриполитическую победу", серьезная неудача постигла их на внешнеполитическом фронте, пишет ArmeniaNow.com о принятой ПАСЕ резолюции по Азербайджану, где Армения названа "оккупантом", от которой требуется "немедленно вывести армянские силы с оккупированных территорий". Более того, отмечает издание, в принятой 24 июня резолюции 1614 о функционировании демократических институтов в Азербадйжане подчеркивается: "Ассамблея считает, что устойчивое демократическое развитие будет чрезвычайно затруднительным в Азербайджане до тех пор, пока не восстановлена территориальная целостность страны". "Я не знаю, в рамках какой системы ценностей Совету Европы следует придерживаться тезиса о том, что становление демократии зависит от территории, ее размеров или связанных с этим вопросов", приводит Радио "Свобода" слова депутата Национального Собрания Армении от Армянской революционной федерации Дашнакцутюн Армена Рустамяна, сказанные в Страсбурге после принятия резолюции. В резолюции ПАСЕ также содержится ссылка на ранее принятую Генассамблеей ООН резолюцию "О ситуации на оккупированных территориях Азербайджана", в которой также подтверждается территориальная целостность Азербайджана, выражается поддержка его международно признанным границам и содержится требование "немедленного вывода армянских сил с оккупированных территорий". В ходе дебатов по азербайджанской резолюции члены армянской делегации в ПАСЕ безуспешно пытались внести в нее некоторые изменения, подчеркивающие, что эти положения могут явиться препятствием в переговорном процессе между Арменией и Азербайджаном в рамках Минской группы ОБСЕ. На происходящее в Страсбурге отреагировала и армянская оппозиция. Возглавляемое Левоном Тер-Петросяном движение распространило, в частности, заявление, в котором говорится, что "это - вполне ожидаемое и предсказуемое последствие близорукой и необдуманной внешней политики последних десяти лет".

На вопросы степанакертской электронной газеты KarabahOpen отвечает министр иностранных дел Нагорного Карабаха Георгий Петросян

Как Вы прокомментируете тезис, нашедший отражение в Резолюции 1614 ПАСЕ, о том, что устойчивое демократическое развитие Азербайджана затруднено до тех пор, пока не будет восстановлена территориальная целостность этой страны?

Устойчивое демократическое развитие достигается лишь тогда, когда страна сама определяет свой путь с учетом своей системы ценностей, а не ищет предлогов для оправдания перед международными структурами невыполнения своих международно-правовых обязательств. Вместе с тем, укрепление демократии и уважение прав человека могут стать предпосылками мирного и справедливого урегулирования азербайджано-карабахского конфликта. Не вдаваясь в подробности относительно якобы нарушения территориальной целостности Азербайджана, отметим лишь, что в современной международной практике мы можем наблюдать случаи, когда страна, будучи в состоянии войны с другим государством либо имея многочисленные конфликты со своими соседями, вместе с тем может претендовать на звание одного из самых демократических государств. Примеров тому много - Израиль, Индия и др. Зададимся вопросом - является ли наличие политических заключенных в стране следствием нарушения территориальной целостности? Подавляют ли СМИ, избивают ли журналистов по этой же причине? Судя по всему, вопросы риторические. В целом понятна позиция Европы по удержанию сбалансированного отношения к странам Южного Кавказа. Вместе с тем вызывает недоумение, что выдерживание этого подхода, с подачи Азербайджана, проходит по линии краеугольных приоритетов Совета Европы, на которых зиждется вся европейская архитектура, - демократии, верховенства закона. В то время как демократия в НКР является естественным неконъюнктурным выбором народа Нагорного Карабаха, хотя и не оценивающимся должным образом Европой, в Азербайджане мы являемся свидетелями ее судорожной имитации. В этом контексте мы бы посоветовали Совету Европы более серьезно относиться к состоянию демократии в Азербайджане и более ответственно подходить к демократическим процессам, происходящим в целом в регионе. Мы убеждены, что только демократический Азербайджан может стать тем соседом, с которым Нагорно-Карабахская Республика может говорить на равных языках.

В той же резолюции нашла отражение формулировка о том, что ПАСЕ принимает во внимание резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН от 14 марта 2008г. Ваше отношение к этому факту.

Днем ранее председатель Комитета министров Совета Европы справедливо заметил, что урегулирование азербайджано-карабахского конфликта не входит в компетенцию Совета Европы, им занимается Минская группа ОБСЕ. В этом контексте по меньшей мере вызывает сожаление, что Совет Европы цитирует документ, не нашедший поддержки у стран-сопредседателей Минской группы. Закрепление данной формулировки в документе этой международной организации может лишь негативно отразиться на ходе урегулирования азербайджано-карабахского конфликта и никак не способствовать декларируемому Советом Европы созданию позитивного переговорного климата посредством диалога. (Karabakh-Open.com).

Процесс урегулирования

По словам бакинской газеты "Эхо", в Азербайджане считают, что на нынешнем этапе переговоров будет дан ответ на самый главный вопрос - возможно ли решить нагорно- карабахский конфликт дипломатическими усилиями или нет? Так, пишет газета, глава Центра политических инноваций и технологий Мубариз Ахмедоглу считает, что оптимизм в вопросе мирного урегулирования конфликта международным экспертам, международным организациям внушает смена президента в Армении, а также нынешнее политическое положение в этой стране. "В этой связи стоит напомнить, что французский сопредседатель Минской группы ОБСЕ после встречи с новым армянским президентом неоднократно говорил о том, что последний занимает более конструктивную позицию и у него другое мышление. Кстати, такого же мнения придерживается и американский сопредседатель МГ ОБСЕ Мэтью Брайза", указал политолог. Кроме того, напомнил Ахмедоглу, в одном из своих выступлений Серж Саргсян говорил о том, что готов пригласить турецкого лидера в Ереван, а это достаточно серьезное заявление. "Таким образом, армянский президент изменил местоположение той самой красной черты в нагорно-карабахском урегулировании, за которой в прежние времена находилась независимость Нагорного Карабаха. При Серже Саргсяне за красной чертой - только военный путь освобождения азербайджанских территорий. Иначе говоря, если Азербайджан сможет доказать Сержу Саргсяну возможность военных действий, армянский президент готов отказаться от неприемлемой для азербайджанской стороны независимости и суверенитета Нагорного Карабаха", - подчеркнул Ахмедоглу.

Mинистр иностранных дел Чехии Карел Шварценберг надеется, что стороны конфликта, сочетая основные принципы международного права, смогут найти такое решение, которое принесет положительные результаты народу Нагорного Карабаха. Как сообщает PanARMENIAN.Net, об этом Шварценберг сказал в Ереване, в ходе встречи с президентом Армении Сержем Саргсяном. Глава МИД Чехии подчеркнул, что, в конце концов, главное в этом конфликте - народ.

До конца 2008 года карабахский конфликт урегулирован не будет, убежден политолог Сергей Шакарянц. "В карабахском конфликте есть три стороны, и при окончательном решении согласие властей и народа Нагорного Карабаха обязательно", сказал Шакарянц журналистам. По его словам, такого согласия не может быть, так как Азербайджан сегодня не готов пойти на уступки, в частности, в вопросе референдума о статусе Карабаха. "Сегодня ждать быстрого и эффективного урегулирования проблемы бессмысленно", - отметил Шакарянц. Он считает, что в сложившейся ситуации армянской стороне стоит занять жесткую позицию. ("Де-Факто").

На вопросы Day.Az отвечает директор программ Международной кризисной группы по Европе Сабина Фрейзер

Как Вы думаете, ЕС сегодня в силах уладить нагорно-карабахский конфликт без участия США и России?

Европейский Союз может играть более важную роль в поисках путей урегулирования нагорно-карабахского конфликта. В настоящее время ЕС в Минской Группе (МГ) ОБСЕ представляет Франция, но спецпредставитель ЕС мог бы выполнять наблюдательские функции, особенно во время прямых переговоров сторон. Спецпредставительство ЕС и Еврокомиссия могут также продумать специальные проекты, направленные на поддержание атмосферы доверия внутри и вокруг нагорно-карабахского урегулирования, как это было сделано в зоне конфликтов в Грузии. Однако маловероятно, что ЕС будет поддерживать одну из сторон конфликта.

По вашему мнению, какой вариант мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта предпочитает ЕС - в рамках территориальной целостности Азербайджана или как независимое государство?

Государствам-членам ЕС проблематично играть серьезную роль в разрешении конфликта, поскольку у них нет общего согласованного мнения по поводу того, должен ли Нагорный Карабах быть частью Азербайджана, или независимым государством. В целом страны ЕС не любят сепаратистские движения и предпочитают избегать изменений границ. Государства-члены ЕС признают территориальную целостность Азербайджана, но это не означает, что они - против предоставления жителям Нагорного Карабаха права на определение их будущего статуса.

Как Вы думаете, насколько возможно подключение ЕС к процессу мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта? Почему сопредседатели Минской группы ОБСЕ не желают подключения ЕС и Организации Объединенных Наций к процессу урегулирования конфликта?

Сопредседатели МГ ОБСЕ не против того, чтобы ЕС играл более важную роль в урегулировании конфликта. Посол Бернар Фасье регулярно информирует государства-члены ЕС о достижениях переговорного процесса. Роль Спецпредставительства ЕС постепенно возрастает... Хотя, честно говоря, я сомневаюсь, что среди государств ЕС многие хотят активно играть важную роль в данном процессе и заменить МГ ОБСЕ. Они вполне удовлетворены текущим форматом переговоров. Увеличение роли ООН в урегулировании нагорно-карабахского конфликта возможно, но существование двух параллельных посредников или двух параллельных переговорных процессов делу не поможет.

В проекте рамочного соглашения по урегулированию карабахского конфликта согласованы почти все принципы, сказал американский сопредседатель Минской группы (МГ) ОБСЕ Мэтью Брайза. Как Вы думаете, так какие же принципы остались не согласованными?

Я убеждена, что основные принципы, разработанные МГ ОБСЕ совместно со сторонами конфликта, - лучшая дорога для продвижения вперед. Азербайджан сделал все возможное для включения в базовые принципы рамочного соглашения пункта об освобождении семи оккупированных районов и возвращении всех внутренне переселенных лиц в их дома, в том числе, и на территории Нагорного Карабаха. Основные разногласия касаются возможного статуса Нагорного Карабаха. Армения настаивает на том, чтобы возможность независимости Нагорного Карабаха была включена в базовые принципы, Азербайджан выступает категорически против этого. Лично я считаю, что определение статуса Нагорного Карабаха должно быть отложено на будущее, когда восстановится взаимное доверие между азербайджанцами и армянами. (Day.Az).