Внешняя политика

Интервью Сержа Саргсяна

На вопросы российской газеты "Коммерсант" отвечает президент Армении Серж Саргсян

В день, когда вы прилетели в Москву, у вас на родине началась неделя НАТО. Что это за совпадение? Что-то я не припомню, чтобы в Армении проводили неделю ОДКБ.

Вы не помните неделю ОДКБ, но наверняка знаете, что в сентябре у нас пройдут первые полномасштабные учения "Рубеж-2008" в рамках этой организации. Так вот, это мероприятие для нас важнее, чем провести неделю НАТО. Хотя и ее проведение я считаю вполне нормальным. Впрочем, все это не специально.

Хотите сказать, что это рядовое мероприятие?

Да. Это мероприятие познавательного характера, которое проходит не впервые. В Ереване, как и в Москве, есть информационный центр НАТО. И мы намерены развивать наши отношения с альянсом в рамках программы индивидуального партнерства. Я считаю, что это даст необходимый опыт нашим вооруженным силам. Но мы всегда говорили и сейчас говорим, что во внешнеполитической повестке Армении нет пункта о вступлении в НАТО. И замечания о том, что наша страна никогда определенно на этот счет не высказывалась, я считаю неверными. Мы регулярно это делали устами прежнего президента Роберта Кочаряна, устами тогдашнего главы минобороны.

И сейчас подтверждаете?

И сейчас подтверждаю.

А стоит ли считать стремление в НАТО некоторых стран, таких как Грузия, Украина и Азербайджан, антироссийским курсом?

Это зависит от восприятия. Я не помню случая, когда при вступлении в НАТО страны говорили, что они идут туда, чтобы обезопасить себя от России. Уже после вступления они оправдывают свои действия тем, что хотели обеспечить безопасность. Но я говорю только с точки зрения армянской государственности. Если мы сегодня в составе одного альянса - ОДКБ - и если на нашей территории находятся российские войска и военная база, то, естественно, вступление в НАТО будет рассмотрено как антироссийский шаг. Потому что одни базы меняются на другие. Для этого должны быть серьезные мотивы.

Их пока нет?

Нет. Но только без слова "пока". Это не очень хорошее слово в данном случае.

В этом году Армения возглавит ОДКБ. Будете ее как-то реформировать?

Я считаю, что ОДКБ не нуждается в коренной реформе. Армении выгодно быть членом ОДКБ. Мы создали свои вооруженные силы на базе советской доктрины, и они вооружены советской военной техникой. Сегодня почти все наше вооружение или советское, или российское. Все это нужно содержать, модернизировать и пополнять. ОДКБ дает такие возможности. У нас там льготные условия по военно-техническому сотрудничеству, и это нас устраивает.

В ходе нынешнего визита вы обсуждали поставки оружия?

Мы говорили о развитии военно-технического сотрудничества. Все это в рамках ДОВСЕ и прежних обязательств. Нам нечего скрывать. Но, конечно, будучи членом ОДКБ и находясь в состоянии "ни мира, ни войны", мы должны думать о своих вооруженных силах.

Армения и Азербайджан настолько плотно занимаются закупками вооружений, что наблюдатели не исключают силового варианта решения проблемы Карабаха.

Нельзя этого исключить. Тем более что азербайджанское руководство говорит о возможности решения конфликта вооруженным путем. Я считаю, что в стране как минимум два человека - верховный главнокомандующий и министр обороны - должны считать, что военные действия могут начаться хоть завтра. Значит, армия должна быть боеспособной. Все 14 лет состояния "ни мира, ни войны" во многом удерживаются благодаря тому, что есть баланс сил, и в случае его нарушения нельзя исключить возобновления боевых действий. Азербайджан - единственная страна, которая гордится увеличением военных расходов. Если они будут хоть на пять минут уверены, что добьются успеха, они могут пойти на силовой вариант. Но я считаю, что это не путь решения проблемы. Мы можем все урегулировать мирным путем, и мы об этом говорили в Санкт-Петербурге с президентом Ильхамом Алиевым. Встреча была конструктивной. Но одно дело - конструктивно говорить, а другое - конструктивно делать. На днях в наш регион приедут сопредседатели Минской группы от России, США и Франции, которые совершат визит в Баку, Ереван и Степанакерт, чтобы ознакомиться с позицией сторон. Еще раз говорю: я не вижу военного решения. Путь - это мир. Есть красная линия и для Азербайджана, и для Армении. Нужно найти ту грань, которая может нас сблизить, чтобы мы не переступили эту черту. Карабах никогда не был в составе Азербайджана и был включен в состав этой республики решением партийного органа. Я это к тому, что часто приходится слышать мнения о том, что территориальную целостность Азербайджана следует соблюдать и что международное право это гарантирует. А как же с правом народа на самоопределение?

Если вы пропагандируете это право, то почему до сих пор не высказали свою позицию по Косово?

Мы стараемся не делать заявлений, которые противоречат принципиальной позиции наших союзников. В данном случае союзников по ОДКБ. Такие же ожидания мы связываем и с союзниками. С другой стороны, мы никак не можем не приветствовать реализацию такого права, и Косово - это еще один пример того, как можно самоопределиться.

Чувствуется какая-то двойственность. Вы вроде как рады независимости Косово, но при этом не признаете ее.

Мы никогда не говорили, что мы их не признаем.

Но и не говорили, что признаете.

Я думаю, всему свое время.

Вы пригласили Дмитрия Медведева посетить Армению. А он сначала планирует съездить в Азербайджан. Не ревнуете?

Я побывал в Москве с официальным визитом, провел хорошие переговоры с президентом и премьером. Не думаю, что было бы правильным, чтобы уже завтра президент РФ поехал в Армению. Ревности нет. Есть уверенность, что российско-азербайджанские отношения не будут улучшаться в ущерб армяно-российским.

А зачем вы встречались еще и с Владимиром Путиным? Встреча с Медведевым не решила всех вопросов?

Конечно, решила. Я считаю нормальным, когда президент дружественного государства встречается и с президентом, и с премьером, и с руководителями парламента другого государства. Путин два срока руководил Россией, и много вопросов, которые нужно завершить, были начаты в его правление. Я посчитал своим долгом обсудить эти вопросы с ним.

"Газпром" собрался повышать цены на газ для всех стран СНГ, в том числе для стратегического партнера России Армении. Вам на сколько повысят?

Мы понимаем настроения "Газпрома" и принимаем заявления о том, что вопросы не будут решаться в политической плоскости. Для нас было бы удобным, если бы повышение цен проходило плавно. Кроме того, что мы стратегические партнеры, не надо забывать, что газпромовский газ в Армении реализует СП "Армросгазпром". Это предприятие выполнило амбициозную задачу по газификации страны, и сейчас покрытие у нас составляет 90%. Около 70% акций этого предприятия принадлежит "Газпрому", и я думаю, российская монополия будет учитывать интересы этого своего предприятия. У меня полная уверенность, что мы плавно перейдем к европейским рыночным ценам.

И все-таки, на сколько вам повысят цену? Сейчас она, кажется, составляет $110 за 1 тыс. куб. м?

Я не хотел бы говорить о цене до того времени, когда эти цифры лягут на бумагу и она будет подписана. Но я уверен, что рост цен не вызовет серьезных потрясений.

Звучала цифра $165 за 1 тыс. куб. м. Она близка к истине?

Может быть. Надо учитывать, что у нас есть соглашение об избежании двойного налогообложения. Мы его ратифицировали и ждем, когда это сделает Россия. То есть у нас будет возможность от окончательной цены убавить 18%.

РЖД, получившая в концессию Армянскую железную дорогу, говорит об амбициозных планах восстановить сообщение с Турцией, Азербайджаном и Россией через Грузию. Это реально?

Единственное, что сдерживает рост товарооборота, это отсутствие сухопутного сообщения. Мы возим продукцию паромами, а это лишние траты. Я вижу некоторое потепление в отношениях с Турцией. С открытием границы для нас открылись бы очень хорошие перспективы. Хотя я понимаю, что Турция будет говорить с нами через призму армяно-азербайджанских отношений. Но мир идет вперед, и мы не должны отставать.

Москва начала восстанавливать участок железной дороги в Абхазии, который является частью ветки, соединяющей Россию с Арменией. Вас это радует?

Мы считаем, что кроме политического решения о возобновлении этого сообщения есть чисто физическая работа по его восстановлению. Чем раньше мы приступим, тем будет лучше. Нужно восстановить и нужно договориться об этом с Грузией.

Но Грузия как раз против...

Я не думаю, что они так уж категорично говорят "нет". В ближайшие недели я встречусь со своим грузинским коллегой, и мы обсудим этот вопрос.

На прошлой неделе в Ереване возобновились протесты оппозиции. Она требует расследовать гибель людей во время мартовских волнений и выпустить политзаключенных. Власть готова к диалогу?

Оппозиция и не прерывала выступлений. Армения свободная страна, и у наших граждан есть возможность высказывать свое мнение в СМИ. Уличные акции - одна из форм выражения своего мнения. Что касается освобождения людей, то моя позиция такая: люди, совершившие нетяжкие преступления и чья вина в полном объеме не доказана, должны выйти на волю. За последнее время, кстати, многих освободили.

Вы считаете оправданным применение силы в отношении тех, кто выступал против вас в марте?

Неприменение силы привело бы к гораздо большему числу жертв, и последствия были бы тяжелее. Сила была применена не в отношении митингующих, а в отношении тех, кто громил магазины, стрелял в милицию и забрасывал милиционеров и солдат внутренних войск гранатами. Как надо было реагировать? Не было стрельбы по митингующим, стрельба была за километр от них. Это митингующие применили силу в отношении милиции, пытавшейся охранять общественный порядок.

А следствие установило, что все погибшие были мародерами?

Это не факт. Но стопроцентный факт то, что все десять человек погибли в километре от площади. Следствие продолжается, и, думаю, оно все установит. По трем случаям уже установлено, что люди погибли от применения спецсредств. Или это были старые спецсредства, или использовались технически неграмотно. Расследование внесет ясность.

Когда?

Конкретных сроков нет, но, думаю, осенью. Мы работаем над тем, чтобы доверия к власти было больше, чем сейчас. Это для меня самая главная задача. ("Коммерсант").

Оппозиционная пресса не оставила без внимания некоторые положения интервью Сержа Саргсяна. Так, газета "Чоррорд ишханутюн" пишет, что в своем интервью газете "Коммерсант" Саргсян "вольно или невольно сделал ряд сенсационых разоблачений вокруг событий 1 марта". Газета цитирует Саргсяна: "Сила была применена не в отношении митингующих, а в отношении тех, кто громил магазины, стрелял в милицию и забрасывал милиционеров и солдат внутренних войск гранатами... Не было стрельбы по митингующим, стрельба была за километр от них. Это митингующие применили силу в отношении милиции, пытавшейся охранять общественный порядок", и продолжает: "Обратите внимание на первое предложение. Выходит, что те, "кто громил магазины, стрелял в милицию и забрасывал милиционеров и солдат внутренних войск гранатами" - не были участниками митинга. Но вопрос не только в этом. Человек, занимающий должность президента заявляет, что 1-го марта какие-то люди стреляли в полицию и забрасывали ее гранатами. Напомним, что по сей день никому из сотен задержанных подобное обвинение не предъявлено. О какой стрельбе и гранатах говорит Серж Саргсян? Почему же по сей день никто из стрелявших не пойман?" Комментируя фразу "Неприменение силы привело бы к гораздо большему числу жертв, и последствия были бы тяжелее", газета пишет: "Проще говоря, события 1 марта можно квалифицировать как предумышленное преступление. То есть, они заранее решили убить несколько человек, чтобы в дальнейшем не быть вынужденными убить еще большее число людей". Газета считает также, что данное заявление Саргсяна важно еще и в другом аспекте: "Хотя бы формально, до сегодняшнего дня Серж Саргсян не нес ответственности за события 1 марта. Однако своим заявлением он часть ответственности за это преступление официально взял на себя. Что ж, примем к сведению".

Газета "Айкакан жаманак" назвала "вопиющей ложью" утверждение Саргсяна о том, что все 10 жертв были убиты "за километр от митингующих". Согласно газете, первые две жертвы были убиты возле "Рыбного магазина" на проспекте Маштоца, "там, где демонстрантов и полицию разделяли всего 5-10 метров". "Столкновение началось после того, как в направлении демонстрантов был открыт огонь, и на демонстрантов брызнули кровь и мозги стоявшего вместе с ними парня. Все это можно увидеть на DVD, рассказывающем о событиях 1 марта. Там же есть кадры, на которых полицейский водомет смывает на этом же участке кровь".

Если до сих пор Серж Саргсян на вопросы, кто отдавал команду стрелять, по чьему приказу были введены войска из Карабаха и другие, либо молчал, либо давал уклончивые ответы, то теперь он раскрыл свои карты и делает четкие формулировки, откровенно разделяя ответственность с Робертом Кочаряном. ("Жаманак-Ереван").

Пусть власти обнаружат тех, кто 1-го марта убил 10 граждан, сказал в ходе своей пресс-конференции первый президент АрменииЛевон Тер-Петросян. "Серж Саргсян сказал, что если бы 10 человек не были убиты, жертв было бы больше, - сказал Тер-Петросян. - Если так, пусть раскроют тех, кто убил, чтобы общество узнало, кто уберег народ от больших жертв, кто эти герои. Пусть найдут, объяснят, может эти люди и впрям правильно поступили, может они убили этих людей в целях самозащиты". ("Лрагир").

Армения-Турция

Турция должна смириться с темными страницами своей истории - массовыми убийствами и депортацией полутора миллионов армян в Османской империи. В свою очередь, Армения должна быть готова к признанию границ и не предъявлять территориальных претензий к современной Турции. Комментируя такое заявление заместителя госсекретаря США по Европе и Евразии Дэниела Фрида, интернет-газета Karabakh-Open.com пишет: "Если заместитель госсекретаря США говорит о территориальных претензиях Армении к Турции, значит, речь об этом идет на самом высоком уровне, пусть неофициальном. Значит, непризнание факта геноцида великими державами и самой Турцией увязывается именно с возможными претензиями Армении. А из этого, в свою очередь, следует вывод, что Армении надо бы уже предъявить претензии". По мнению издания, " США просто подсказывают Армении, что пора бы уже предъявить Турции территориальные претензии и, "что у Армении есть полное право на это". "Что в политике порядочность, извинения и другие нравственные категории измеряются политическими "литрами" и "метрами". И что во внешней политике надо быть немного более инициативными", пишет Karabakh-Open.com.

Газета "Новое время", напоминая о том, как в ходе своего недавнего визита в Москву Серж Саргсян на встрече с представителями армянской общины РФ высказал намерение пригласить турецкого президента Абдуллу Гюля в Ереван на футбольный матч сборных Армении и Турции и о том, как "глава армянского государства весьма лояльно отозвался о возможности создания совместной комиссии историков для исследования факта геноцида армян", пишет, что он не мог не предвидеть реакцию на свои заявления как внутри страны, так и за ее пределами. Как сообщает газета, турецкая "Хюрриет" со ссылкой на правительственный источник сообщила, что предложение президента Армении воспринято в Анкаре положительно. "Без преувеличения восторженный отклик последовал из Госдепа США, причем незамедлительно. 24 июня, выступая в Вашингтонском институте по Ближневосточным исследованиям, помощник заместителя госсекретаря и сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза заявил об "удивительном прогрессе" в армяно-турецких отношениях, который еще несколько месяцев назад казался немыслимым". По мнению газеты, "президент, бесспорно, сделал громкое заявление". "Пригласить лидера страны, с которой у Армении нет дипломатических отношений, на футбольный матч - это неожиданный и интересный ход. Что касается высказывания Сержа Саргсяна о возможности формирования совместной комиссии экспертов, то при ближайшем рассмотрении оно мало чем отличается от ответа Роберта Кочаряна на известное письмо премьера Турции Эрдогана, написанное в апреле 2005-го. Бывший президент предлагал создать межправительственную комиссию, в рамках которой, считал он, и возможно рассмотрение всех проблематичных вопросов. Новый глава государства не против экспертной комиссии, в случае если будет открыта граница и нормализованы двусторонние отношения, что автоматически предполагает межправительственный диалог. Искать иной смысл в этих заявлениях нелепо. А вот почему именно в Москве они прозвучали - эта тема достойна серьезного политологического анализа. Без политических комментариев явно не обойдется и грядущий футбольный матч между сборными Армении и Турции. Причем независимо от того, будет ли присутствовать на нем Абдулла Гюль. Мяч, как ни крути, уже на турецком "поле"..."

"Мы положительно относимся к возможности посещения Армении президентом Турции", - заявил посол Франции в Армении Серж Смессов во время брифинга, посвященного председательствованию Франции в Совете Евросоюза. Отвечая на вопрос АрмИнфо о том, как посол относится к предложению президента Армении Сержа Саргсяна своему турецкому коллеге Абдулле Гюлю приехать в Ереван на футбольный матч, направленный, по всей видимости, на нормализацию двусторонних отношений, а также к идее по содействию двум сторонам в этом вопросе, французский дипломат отметил: "Не могу сказать, можем ли мы в этом вопросе содействовать, но мы положительно настроены к подобному возможному визиту в Армению главы Турецкой республики". Смессов добавил, что европейская сторона во время встреч с представителями Турции неоднократно поднимает вопрос о необходимости развернуть диалог вокруг вопроса о нормализации отношений между Арменией и Турцией.

Как отмечает ArmeniaNow.com, глава МИД АрменииЭдвард Налбандян подчеркнул, что заявление Саргсяна "не означает, что Армения отказывается от шага бывшего президента Роберта Кочаряна по включению вопроса Геноцида в повестку внешней политики", а пресс-секретарь президента Самвел Фарманян заявил, что подходы президента четки и не оставляют места для непонимания. "Со стороны Турции было озвучено предложение о создании экспертной комиссии для изучения исторических фактов, касающихся Геноцида. Мы не против каких-либо изучений пусть даже совершено очевидных и широко признанных реалий. Однако создание подобной комиссии была бы логичным после установления дипломатических отношений и открытия границ".

По мнению турколога Рубена Сафрастяна, заявление президента Сержа Саргсяна о приглашении президента Турции Абдуллы Гюля на футбольный матч в Ереване осенью - это шаг по преодолению кризиса между двумя странами. По его словам, вероятность того, что президент Турции примет это приглашение, велика. Что касается заявления Саргсяна об одобрении предложения по созданию армяно-турецкой комиссии историков, то его, по словам Сафрастяна, его не нужно рассматривать "как отдельное заявление, потому что за ним последовали разъяснения министра иностранных дел и пресс-секретаря президента". А из этих разъяснений, по словам турколога, ясно видно, что в вопросе признания факта геноцида армян двух мнений быть не может: этот вопрос продолжает оставаться на внешнеполитической повестке Армении, как важнейших вопрос. "Я сомневаюсь, что подобная комиссия когда-либо будет создана. Но если даже будет создана, то в нее войдут несколько признающих факт геноцида турецких историков", - сказал Сафрастян. В любом случае, по его словам, заявление президента Саргсяна относительно создания комиссии "предполагает не обсуждение факта геноцида, а изучение". ("Ноян Тапан").

Как сообщает газета "Айкакан жаманак", Форум интеллигенции Армении направил открытое письмо Республиканской партии Армении, партиям "Процветающая Армения", "Оринац еркир" и АРФ Дашнакцутюн. В письме, в частности, говорится: "Недавно в Москве, в ходе встречи с представителями армянской общины России Серж Саргсян заявил, что он не против создания совместной армяно-турецкой комиссии по изучению факта Геноцида, с условием, что будет открыта армяно-турецкая граница. Это заявление, фактически, ставит под сомнение факт осуществления Геноцида армян в Западной Армении и делает его предметом торга "откройте границу - создадим комиссию". Будучи партиями-членами коалиционного правительства, вы поддержали и поддерживаете Сержа Саргсяна. Однако беспокоящее нашу общественность хранимое вами гробовое молчание в связи с этим заявлением непонятно и неприемлемо. Вопрос: будут ли ваши партии нести ответственность за заявление Сержа Саргсяна и за его последствия или же правительство ведет один курс, а С. Саргсян - другой?"

"Президенту Сержу Саргсяну явно дали плохой совет по вопросу армяно-турецкой комиссии", заявил руководитель центрального комитета "Ай дат" АРФ Дашнакцутюн Киро Маноян. По его словам, это отклонение от курса как предыдущего президента, так и действующей администрации. "Высказанная недавно позиция для нас неприемлема", сказал он в интервью газете "Армениан рипорт", комментируя заявление Саргсяна в Москве о том, что для Армении приемлемо предложение Турции о создании комиссии из историков для обсуждения вопроса геноцида, только после установления дипломатических отношений и снятия блокады Армении. Как отмечает радио "Свобода", ранее бывший президент Роберт Кочарян отказал Турции в этом предложении, сказав, что нужно создать межправительственную комиссию. "Мы считаем, что предложением о создании комиссии по изучению исторических фактов Турция хочет растянуть на годы решение вопроса. Согласие Армении на создание комиссии означало бы, что Армения, как и Турция, ставит под сомнение факт геноцида. Все должны ясно понимать одно, что признание Геноцида армян, также как важнейшие вопросы между Арменией и Турцией, в первую очередь и в основном политические, а не исторические вопросы", подчеркнул Маноян. В интервью "Свободе" Маноян сказал, что "в любом случае не было необходимости в подобном, создавшем путаницу заявлении", и, что по их мнению, проблема международного признания геноцида должна остаться в повестке внешней политики Армении.

Факт Геноцида армян в Османской Турции в начале века не подлежит обсуждению, и наличие иного подхода у любого высокопоставленного лица Армении исключено. Об этом было заявлено на состоявшемся с 3 по 8 июля пленарном заседании Бюро АРФ Дашнакцутюн. По сути, пишет газета "Айкакан жаманак", таким был долгожданный ответ АРФД на сенсационное заявление Сержа Саргсяна о согласии на формирование армяно-турецкой комиссии. За такой "смелый" ответ АРФД получит еще пару министерских портфелей, пишет газета, напоминая, что, в свое время, после убийства охранниками Роберта Кочаряна члена АРФД Погоса Погосяна, "АРФД так же себя повело, что было по достоинству оценено... министерскими портфелями".

Комментируя заявление Сержа Саргсяна о создании армяно-турецкой комиссии, газета "Тарегир" пишет: "Известно, что Москва всегда ревностно относилась к нормализации отношений между Ереваном и Анкарой. Кремлю всегда удавалось сводить на нет все инициативы по открытию армяно-турецкой границы, поскольку боялась потери влияния на Армению. Однако в последнее время стало звучать мнение, что все более укрепляющийся в Армении российский капитал желает использовать нашу страну, как площадку завоевания безграничного турецкого рынка. То есть, Москва, в принципе, не против открытия границы, но под своим контролем. Может в таком контексте надо рассматривать предложение Сержа Саргсяна?"

Редактор стамбульской газеты "Жаманак" Ара Кочунян назвал "исключительным явлением" то, что в ходе визита министра ИД России Сергея Лаврова в Анкару особе внимание будет уделено урегулированию нагорно-карабахского конфликта и перспективам нормализации армяно-турецких отношений, передает накануне визита PanARMENIAN.Net. "Естественно, здесь сыграло роль одно обстоятельство. Президент Армении Серж Саркисян в рамках своего официального визита в Москву выступил с, можно сказать, решающим заявлением и выразил свое положительное отношение к созданию комиссии историков по исследованию факта Геноцида армян. Это заявление, сделанное в Москве Сержем Саргсяном накануне визита Сергея Лаврова в Анкару, сыграло серьезную роль", заявил Кочунян. Редактор газеты "Жаманак" затруднился сказать, посетит ли президент Турции Абдулла Гюль Ереван, или нет, сообщает радиостанция "Свобода".

Между Западом и Россией

"Armeia Today" обращается к теме сложностей, возникающих в традиционной политике России по отношению к Армении. "Речь идет о появлении в Армении серьезных угроз для интересов России. А суть в том, что любая помощь и поддержка правящему режиму Армении никак не отражается на преданности этого режима России и прочности взаимоотношений двух стран. Наиболее судьбоносные проблемы Армении начинают концентрироваться в сфере ее отношений с Европой и США, а Россия все больше теряет симпатии общества Армении. Ни проблемы безопасности Армении, ни фактор усиливающейся односторонней экономической зависимости Армении от России не обеспечивают преданности правящего режима Армении России. Все больше заметно, что самая преданная России власть Армении все больше присматривается к Западу. А остаточными мотивами сближения режима Армении с Россией все больше становятся интересы сохранения власти в сложные для режима Армении моменты. И не более. Восприятие стратегических угроз в обществе Армении изменилось. Внутреннее положение в стране стало ключевой проблемой для граждан Армении и для ее властей. Через призму этой проблемы кристаллизуется и характер отношений к внешним партнерам. По отношению к России зародилась серьезная претензия - общество Армении больше не склонно прощать безапелляционную поддержку Москвы правящего режима Армении. В России начали понимать, что подвергнутое притеснениям со стороны поддерживаемых ею властей общество Армении кидается в объятья западных стран, а появляющаяся в таких случаях угроза революций заставляет и власти Армении искать хорошие отношения с западными странами и общественными организациями. России все сложнее влиять на настроения общества Армении. Традиционно достаточная информационная экспансия российских СМИ, а также, жестикуляция политических деятелей потеряли свое воздействие на внутриполитические процессы Армении. Рост антивластных настроений и нарастание выступлений сдерживать становится все труднее. Угроза свержения режима в Армении или его трансформации по невыгодным для России сценариям становится реальностью. Естественными союзниками общества Армении становятся западные державы. Они же становятся главными противниками действующего режима Армении. В итоге получается так, что как бы Россия не поддерживала режим Армении, все равно, он периодически кидается к тем, кого боится больше. А, чем дальше, тем больше режим Армении боится западных инстанций. Здесь Россия ничем помочь не может ни себе, ни своим союзникам. Поневоле стратегией властей Армении становится курс на установление хороших отношений с Западом, как гарантия от революционного свержения. С Россией заигрывают только в моменты угрозы банкротства с надеждой на защиту своих позиций. После этого, сразу же принимается прозападный курс. "Приключения" Сержа Саргсяна в Москве 23-24 июня являются ярким свидетельством сказанного. Руководители России не могли не увидеть в его действиях усилия по использованию фактора России против претензий европейских держав и США в данный сложный для Сержа Саргсяна момент. Не могли не увидеть и его готовность броситься в объятья Западу в случае изменения подходов к себе со стороны последнего. Как быть в таком случае - решить России нелегко. Видимо, не случайно участились слухи о том, что кто-то в России подумывает о содействии смене власти в Армении. Логика такого подхода ясна: лучше самим убрать власть в Армении, в силу своей слабости ставшую заложником Запада. Все равно, механизмов сдерживания поползновений такой власти у России нет. Тем более, нет возможности воздействовать на возможные совместные проекты западных держав и режима Армении".

Автор статьи, политолог Манвел Саркисян считает, что "здесь и стоит подробнее поговорить о сути возможных проектов Сержа Саргсяна с западными державами". "Заявления и действия различных сторон позволяют заметить опасные тенденции в предлагаемых с разных сторон проектах взаимоотношений. Главным образом, какие-то таинственные вещи замечаются в сфере проблем Нагорного Карабаха и армяно-турецких взаимоотношений. Нельзя исключать и то, что Сержу Саргсяну предлагается уступить Нагорный Карабах в ответ на поддержку его нелегитимной власти со стороны Запада. По крайней мере, весь блок последних заявлений и действий ПАСЕ, США и Сержа Саргсяна никак не противоречат предложенной логике взаимоотношений. Если это так, то надо признать главное обстоятельство: угроза войны в зоне Нагорного Карабаха резко вырастает. США и Европейские державы не скрывают своих желаний ввести миротворческие войска в зону Нагорного Карабаха. Более удобного союзника им в этом деле чем Серж Саргсян, сегодня сыскать трудно. Азербайджан не будет препятствовать входу на свою территорию подобного международного контингента, который автоматически обеспечит ему возврат находящихся под контролем армянских сил территорий. Препятствие должно быть снято со стороны Армении. В обмен на гарантированную поддержку своего режима Сержу Саргсяну не сложно пойти на такое соглашение. Необходимо лишь одно условие - последствия непопулярного соглашения должны быть свалены на армянскую оппозицию. Запад в этом должен помочь - без этого обстоятельства власть Сержа Саргсяна не может продержаться. Вот в этом и вся угроза. Подобный проект может быть решен лишь посредством целенаправленного провоцирования военных действий. В любом ином случае, сделать ответственной за "сдачу Карабаха" оппозицию Армении достаточно сложно. Лишь провоцирование войны дает Сержу Саргсяну такой шанс.

По мнению аналитика, эффект "естественности" возникновения военных действий в условиях внутренней дестабилизации в Армении всегда легко обеспечить. И столь же легко развернуть информационную травлю оппозиции. "Ситуация в Армении облегчается и тем, что свобода активности армянского общества сужена атмосферой репрессий. Многие активисты продолжают находиться в заключении, а повод для ареста новых активистов остается в силе (обвинения по делу 1 марта). Запад может дальше содействовать курсу властей Армении на репрессивность и поощрить подавление активности общества в случае протестов в связи с возможными событиями в Нагорном Карабахе. Проигранная война иногда является более мощным механизмом восстановления потерянной власти, чем военная победа. Главное, суметь убедительно сбросить вину на своего внутриполитического противника. Авантюры бывшего президента Азербайджана Гейдара Алиева в 1993-94 годах - тому лучшее подтверждение. Сдав пять районов своего отечества армянам этот пройдоха заработал себе статус "спасителя нации" на долгие годы. Серж Саргсян только может мечтать о таких лаврах. Но его последние заявления и действия оставляют впечатление, что он начинает выражать готовность к подобной военно-политической операции". Это, считает Манвел Саркисян, заметно из нервных действий России: "Поскольку, как было сказано выше, Россия никак не может повлиять на сдерживание подобного проекта (или слишком значительна цена такого сдерживания), беспокойство руководства этой страны заметно невооруженным глазом. Глава российского государства выехал в Азербайджан, а министр иностранных, дел в Турцию. При этом, оба будут говорить и об Армении. Полагать, что руководство России пойдет по пути отговаривания Сержа Саргсяна от указанной авантюры, было бы наивностью. Как обычно, Россия промолчит, а симптомы ее истинного мнения проявятся откуда-то издалека. Поэтому, видимо, и повисли в воздухе реверансы Сержа Саргсяна. Но надолго ли? Европейцы пригрозили уже осенью вернуться к некоторым острым углам своих требований на арене ПАСЕ". ("Armeia Today", с сокращениями).

Армения все еще остается военной доминирующей силой в регионе Южного Кавказа, и реформы в военной сфере должны быть ускорены не столько из-за азербайджанской военной мощи, а в целях подготовки к опасному возможному развитию российско-азербайджанских отношений. Такое мнение в беседе с АрмИнфо выразил аналитик Центра стратегического анализа Spectrum Ричард Гирагосян. "Меня всегда беспокоил тот факт, что Армения чрезвычайно зависима от России. Говоря это, однако, я проанализировал тур президента России Дмитрия Медведева по странам Центральной Азии и в Азербайджан, где был подписан совместный между президентами России и Азербайджана меморандум. В этом документе использована кардинально новая лексика, предлагающая возможный новый поворот в политике России в вопросе нагорно-карабахского конфликта", отметил эксперт. Он выразил уверенность, что данный факт однозначно свидетельствует о "потеплении и улучшении отношений России и Азербайджана". "Однако впервые так случается, что Россия явно демонстрирует, что она меняет традиционную, ответственную политику в отношении Нагорного Карабаха. Такая позиция благоприятна Баку и должна озадачить Ереван и Нагорный Карабах", подчеркнул Гирагосян. Размышляя на тему о том, какие меры должна в данном случае предпринять Армения, эксперт заметил, что стратегическая ошибка Армении заключается в придании преувеличенного стратегического значения России. "Армения не просто переоценивает свою важность для России, но еще склонна переоценивать роль России для Армении", отметил эксперт. Таким образом, добавил он, Армении необходимо принять новую политику в отношении России, такую политику, которая сделает Армению равной, союзнической страной, а не просто "страной, прислуживающей интересам России".

Глава МИД Армении Эдвард Налбандян на совместной с министром иностранных дел Чехии Карлом Шварценбергом пресс-конференции в Ереване заявил о том, что его страна не планирует присоединяться к НАТО, но сотрудничает с альянсом. "Армения в своей внешнеполитической повестке не ставит вопроса о вступлении в НАТО", заявил Налбандян. Как отмечает российская газета "Новая политика", при этом армянский министр отметил, что республика довольно активно взаимодействует с НАТО. "Недавно завершилась двухгодичная программа индивидуального сотрудничества нашей страны с Североатлантическим альянсом, после чего прошли встречи и переговоры представителей Армении и НАТО в Брюсселе. Наше сотрудничество было оценено положительно и сейчас разрабатывается новая двухгодичная программа сотрудничества", - отметил Налбандян.

1 марта

Завершилась стадия организации работ временной парламентской комиссии по изучению событий 1-2 марта в Ереване. Об этом на пресс-конференции 4 июля сообщил член этой комиссии, секретарь фракции АРФД Арташес Шахбазян. По его словам, с предложением прислать международных экспертов комиссия обратилась к нескольким международным организациям, в том числе ОБСЕ, ЕС, ПАСЕ. Хотя по состоянию на сегодняшний день ответа нет, Шахбазян считает, что они будут. По его словам, комиссия с письменным предложением предоставить информацию относительно возбужденных по событиям 1-2 марта дел обратилась к начальнику Полиции Армении и к Генеральному прокурору. Кроме того, члены комиссии посетят также арестованных, родственников погибших, пострадавших. Шахбазян сообщил, что комиссия учитывает также письма арестованных. Комиссия уже получила 4 таких письма. В то же время он отметил, что комиссия не должна влиять на судебные процессы: "Другое дело, что ознакомившись с делами, мы увидим в них явные ошибки. В этом случае мы обратимся к соответствующим органам". По словам Шахбазяна, было бы полезным, если бы в работе комиссии участвовали представители всех сторон, в том числе и парламентской оппозиции в лице фракции "Наследие". По его словам, до сих официального отказа от участия в работе комиссии от фракции не получено. Отвечая на вопрос журналиста, Шахбазян отметил, что не исключается, что экс-президенты Тер-Петросян и Кочарян будут приглашены в комиссию на слушания. "Наша задача осуществить всестороннее изучение, пролить свет на реальность и дать объективное заключение", сказал Шахбазян, добавив, что сегодня общество нуждается в справедливости, а именно - "виновные должны быть наказаны, а невиновные не должны пострадать". ("Ноян Тапан").

Газета "Айк", оценивая Временную парламентскую комиссию по изучению событий 1 марта, пишет: "В очередной раз создан несерьезный и орган-импотент, который не только не может выполнить свои обязанности, но и сделает все для того, чтобы скомкать дело 1 марта, поскольку всю ответственность несут они и их хозяева. Комиссия эта все равно, что волк в овчарне. Пытаются убедить, что будет проведено всестороннее, беспристрастное расследование в том случае, когда щупальца 1 марта доходят до истоков преступной деятельности коалиции - тотальных выборных фальсификаций и тотального террора. Как можно верить республиканцам, которые после 27 октября (имеется в виду теракт в парламенте 27 октября 1999 года. - прим. ИА REGNUM), когда была обезглавлена элита этой партии, не только не отстояли объективное судебное расследование, но и с мая 2000 года вообще забыли об этом деле, став опорой Роберта Кочаряна".

Омбудсмен Армении Армен Арутюнян предложил Временной парламентской комиссии по изучению событий 1-2 марта в Ереване особое внимание обратить на события утра 1 марта. "Считаю чрезвычайно важным, чтобы Комиссия начала свою работу со всестороннего изучения именно событий утра 1 марта, учитывая их причинно-следственную связь с дальнейшими событиями, а также то, что утро 1 марта явлается наименее изученной и неразъясненной правоохранительными органами частью процесса", написал Омбудсмен в письме председателю Комиссии Самвелу Никояну. "Думаю, что в в результате деятельности Комиссии должны быть получены ответы на вопросы - когда, кем и на основе какого решения действовали правоохранительные органы утром 1 марта?", отметил Арутюнян. (Радио "Свобода").

Газета "Жаманк-Ереван" продолжает задавать вопросы по событиям 1 марта. Приведем некоторые из них:

- Представители власти неоднократно заявляли, что все события 1 марта поминутно отсняты, и эти материалы находятся в руках компетентных органов. Если это так, то почему по сей день не обнаружен ни один из убийц?

- Были ли граждане, которые оказали помощь раненным полицейским или военным? Известны ли их имена? Если известны, то почему они не публикуются? Нет ли таких в числе политзаключенных?

- Почему родные жертв были признаны правопреемниками жертв лишь после давления со стороны Общенародного движения и Совета Европы, и почему в течение 4-х месяцев они не признавались пострадавшей стороной?

- Почему во время обыска на площади Свободы утром 1 марта полицейские без каких-либо спецсредств, руками брали лежавшие на площади гранаты? Стали бы они так уверенно подходить к боеприпасам, если бы не были уверены в их безопасности?

- Почему днем 1 марта на сайте полиции было поставлено (и сегодня оно есть) сообщение о том, что 8 полицейских получили огнестрельные ранения (в т.ч. тяжелые), в том случае, когда на этот момент никто огнестрельных ранений не получал? Не подготавливалась ли такой информацией узаконивание дальнейших действий полицейских?

- Почему до сих пор в судах не участвуют в качествяе свидетелей те военные, которые участвовали в операции 1 марта и были очевидцами всех событий?

- Какие гранаты бросали в полицейских демонстранты, если не было разбито ни одно окно поблизости?

- Не запугивали ли сотрудники спецслужб родных жертв, чтобы те не общались с оппозиционными журналистами и не давали бы им информации, и не заставляли ли их в полиции дать показания против лидеров оппозиции, обещая за это денежное вознаграждение?

- Полицейские сообщают, что, по оперативным данным, утром 1 марта демонстрантам должно было быть роздано оружие и боеприпасы. Кто дал такие данные, если не было указано, кто будет раздавать оружие и как должны были быть доставлены на площадь боеприпасы? Почему до сих пор не арестованы те, кто должен был доставить на площадь Свободы это оружие?

За более, чем 3 месяца генеральная прокуратура Армении не смогла раскрыть причины убийства 8-ми граждан, а также ответственных за эти убийства. Более того, не смогла показать хотя бы один факт применения демонстранатами оружия против полиции. Генпрокуратура не выдвинула арестованным оппозиционерам ни одного обвинения в применении оружия, поджоге автомобилей и разграблении магазинов... Не говоря уже о том, что в основе решения о введении чрезвычайного положения бывший президентом Армении Робертом Кочаряном (по его же утверждению) лежал доклад о ранении 8-ми полицейских. То есть, получается, что основой решения государственного масштаба стали потери в рядах полицейских. А сейчас получается, что генпрокуратура скрывает факты, подтверждающие заявление Кочаряна. Или же у нее нет таких фактов. ("Площадь").

Семьи 10 погибших 1 марта фактически потеряли кормильца, двадцать осиротевших их детей остались без средств на существование, однако правительство до сих пор не приняло решения о выплате этим семьям компенсации. Такое заявление сделал 7 июля председатель Союза политологов Армении Амаяк Ованнисян. ("Ноян Тапан").

Газета "Площадь" пишет: "Вчера Генеральная прокуратура в очередной раз с большой помпой отметила День работника прокуратуры и 90-летие основания прокуратуры. В ходе проведенного на самом высоком уровне мероприятия, руководитель страны и первое лицо прокуратуры раздали награды. И как вы думаете - кому? Самым достойным? Самым грамотным? Тем, кто раскрыл больше всего преступлений? Нет! Тем, кто лучше всех прислуживал властям. В подавляющем большинстве награжденных были те прокуроры, сотрудники следственной службы, которые принимали участие в расследовании уголовных дел и в судах по делу 1-2 марта... О чем это говорит? Режим, вместо того, чтобы раскрыть и наказать виновных в бойне 1 марта, выяснить действительные причины убийств 10 человек, поощряет сотрудников правоохранительных органов, осуществляющих политическое преследование оппозиции".

"Вы и сейчас придерживаетесь мнения, что в результате частого повторения "закодированных" слов "родина", "семья", "победа" участники митингов оппозиции могли получить психическое расстройство?" спросила газета "Аравот" генерального прокурора Армении Агвана Овсепяна. "Да, придерживаюсь, - ответил генпрокурор. - Об этом свидетельствуют материалы уголовного дела. У нас есть лица, которые заявили, что находились в подобном состоянии. Кроме того, в уголовных делах имеются показания о том, что люди были введены в заблуждение".

Газета "Айкакан жаманак" публикует состав "штаба", действовавшего в резиденции президента и руководившего 1 марта силовой операцией против митингующих. Одним из них, пишет газета, был генеральный прокурор Армении Агван Овсепян. "Он обязался обосновать примененное против народа насилие и возложить всю вину за происшедшее на оппозиционных политических деятелей. Работу Овсепяну должны были облегчить проведенные перед этим подготовительные работы. Перед 1 марта полиция и СНБ заявили, якобы в митингах участвуют наркоманы, якобы оппозиция намерена узурпировать власть и так далее". Другим видным членом "штаба", согласно газете, являлся тогдашний руководитель аппарата Роберта Кочаряна, а ныне вице-шремьер Армен Геворгян. "На него было возложено обеспечение контроля над эфиром и организация пропаганды побоища. Однако вечером 1 марта стало ясно, что Арменчик провалил свою миссию, и этот несостоявшийся "пиарщик" убедил своего шефа, что последней возможностью взять ситуацию под контроль является запрет деятельности СМИ, что и произошло". Следующим видным членом "штаба" являлся руководитель охраны Кочаряна Гриша Саркисян, пишет газета, напоминая, что "убийцами 1 марта руководили именно из этого штаба". "В отличие от других членов "штаба", Саркисян 1 марта очень мало бывал в резиденции. На него была возложено непосредственное исполнение силовых действий против народа. Иначе говоря, 1 марта он был "полевым командиром", получавшим команды непосредственно из резиденции президента и лично от Роберта Кочаряна". Начальника СНБ Горика Акопяна газета не считает "видным" членом "штаба". Акопян, пишет газета, должен был обосновать начало силовых действий. "После того, как 27 февраля на площади Свободы два провокатора из СНБ были раскрыты, стало очевидным, что кагэбэшники не в состоя нии представить народ в облике террористов. После этого было принято решение не ждать, и утром 1 марта Кочарян отдал приказ о нападении на участников сидячей акции протеста. Во время вечернего побоища от Акопяна требовалось с помощью находившихся на месте событий шпионов уведомлять о царящей на месте ситуации". Еще одним членом "штаба", по словам газеты, был председатель НС Тигран Торосян, "хотя непонятно, кому и на что он там был нужен". "Единственное, на что он пригодился, это то, что доставил из резиденции президента в НС указ Кочаряна "О введении чрезвычайной ситуации в Армении".

Политзаключенные

По событиям 1 марта, со стороны бюро Интерпола в международный розыск были объявлены 5 лиц, двое из которых, депутат НС РА Сасун Микаелян и Лендруш Тоноян, обнаружены в Армении, и розыск в их отношении прекращен. Продолжают находиться в международном розыске главный редактор газеты "Айкакан жаманак" Никол Пашинян, бизнесмен, депутат НС Хачатур Сукиасян и Вираб Манукян. Об этом "Ноян Тапан" сообщили в пресс-службе Полиции Армении.

Суд общей юрисдикции ереванских общин Кентрон и Норк-Мараш принял решение еще на два месяца продлить срок ареста депутатов Национального Собрания Мясника Малхасяна и Акопа Акопяна. Газета "Аравот" напоминает, что оба депутата были арестованы 4 марта с согласия своих коллег. Мясник Малхасян и Акоп Акопян обвиняются по статьям 225 и 300 УК Армении - "организация массовых беспорядков, сопровождавшихся убийствами" и "действия, направленные на насильственный захват власти".

По сообщению газеты "Айкакан жаманак", суд общей юрисдикции ереванских общин Кентрон и Норк-Мараш принял решение еще на два месяца продлить срок ареста руководителя Абовянского предвыборного штаба первого президента Армении Левона Тер-Петросяна, бывшего мэра Абовяна Григора Воскерчяна. Он находится в заключении с 8-го марта.

По сообщению радио "Свобода", суд общей юрисдикции ереванских общин Кентрон и Норк-Мараш принял решение еще на два месяца продлить срок ареста председателя правления Армянского общенационального движения Арарата Зурабяна. Он обвиняется в организации массовых беспорядков и попытке узурпации государственной власти. По словам его адвоката Тиграна Тер-Есаяна, следственный орган обосновал свое ходатайство тем, что "дело объемное и требуется время для получения доказательств".

Согласно газете "Жананак-Ереван", суд общей юрисдикции ереванских общин Кентрон и Норк-Мараш принял решение еще на два месяца продлить срок ареста экс-министра иностранных дел Армении Александра Арзуманяна. Он обвиняется в организации массовых беспорядков и попытке узурпации государственной власти. Адвокат Арзуманяна Овик Арсенян в беседе с радио "Свобода" сообщил, что представил в суд ходатайство на изменение меры пресечения на освобождение под залог, однако суд отклонил ходатайство, мотивируя тем, что "Арзуманян может скрыться от следствия и совершить новые преступления". По словам адвоката, сторона обвинения утверждает, что Арзуманян "совершил действия, направленные на дискредитацию предвыборного процесса и самого хода выборов, а также на то, чтобы поставить их под сомнение в глазах международной общественности".

Редактор газеты "Аравот" пишет: "Когда одна часть нашей общественности прекратит врать, якобы арестованные по делу "О 1 марта" являются уголовными преступниками или (более мягко) "следствие все выяснит", а другая часть прекратит малодушничать - "протестуй-не протестуй, все равно - как захотят, так и сделают", вот тогда и не станет в Армении политзаключенных. Если свободу для политзаключенных будут требовать лишь сторонники Левона Тер-Петросяна, то власти всегда могут сказать: "Члены Левоновской группировки хотят, чтобы их товарищи вышли из тюрьмы". Если же все нормальные люди признают, что те, кто сегодня находятся в заключении выразили какие-то идеи - неважно, правильные или неприемлемые, и сидят именно за эти идеи, то вопрос будет немедленно решен. Прокуратура может составить тонну материалов, но я никогда не поверю, что, скажем, Арарат Зурабян или Александр Арзуманян провоцировали беспорядки, выступали с призывами к насилию или узурпировали власть. Это просто противоречит их человеческому облику. И политические симпатии и антипатии тут не при чем. Точно так же я не могу представить, что, например, Спартак Сейранян или Мгер Шахгельдян (министр образования и министр по чрезвычайным ситуациям. - прим. ИА REGNUM) способны на взяточничество. Возможно, это наивно, но, наверное, лучше быть наивным, чем страдать политической паранойей. Мы тоже должны понять: в 21-м веке иметь политзаключенных -постыдное для нас, армян, явление, независимо от того, являются эти политзаключенные членами АОД, Дашнакцутюн или партии Гнчакян. А также независимо от того, какая политическая команда сегодня находится у руля власти".