"За весь период реализации проекта "Морской фасад" с 2005 по 2008 год экстренно высокого загрязнения в Невской губе и Финском заливе выявлено не было", - заявил сегодня, 11 июля, в ходе заседания круглого стола по вопросам экологической безопасности Финского залива в Санкт-Петербурге директор по экономическому аудиту и консалтингу ООО "КОНТО" Геннадий Ятманов. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, Ятманов отметил, что "десятикратные превышения предельно допустимой концентрации (ПДК) вредных веществ в воде в районе намыва территории и дноуглубительных работ носили единичный характер".

"Максимальное загрязнение составило пятидесятикратное превышение ПДК, - сказал он. - Оно было зафиксировано в августе 2007 года и произошло из-за воздействия ряда природных факторов, в том числе неблагоприятных гидрометеорологических условий". По словам эксперта, вода в районе строительства "Морского фасада" относится к IV и V классам загрязненности (загрязненная и грязная соответственно - прим. ИА REGNUM) при III классе общей загрязненности Невской Губы (умеренно загрязненные воды - прим. ИА REGNUM). "В мае 2008 года в воде наблюдалось незначительное превышение ПДК по показателям содержания меди, мышьяка, цинка и марганца, - отметил Ятманов. - Образование мутных пятен в Невской губе связано, большей частью, с выносами из Невы". Говоря о мутности воды, он также подчеркнул, что объем грунта, перешедшего во взвесь с начала работ, составил 677,5 тонн, то есть около 93% от нормы, заложенной в технико-экономическом обосновании проекта.

В рамках проекта к настоящему времени остается выполнить около 1,4% от общего объема дноуглубительных работ. Генеральный директор рыбопромыслового предприятия ООО "Экватор" Вадим Беньковский, также присутствовавший на заседании, отметил, что "в первом полугодии в Финском заливе предприятием было выловлено даже больше рыбы, чем за аналогичный период прошлого года". "Мы с "Морским фасадом" друг другу не мешаем", - добавил он. Ряд исследователей, которые участвовали в заседании, отметили, что жителям близлежащих домов "не мешают" и шумы, которые создает стройка "Морского фасада", так как "ни днем, ни ночью акустические показатели не превышают установленных санитарных норм".

Между тем, эксперт Центра независимых экологических экспертиз РАН Сергей Зубарев заявил, что "реализация такого большого проекта без последствий для экосистемы не возможна". "Эти последствия достаточно серьезные, но не драматические, - сказал он. - Есть даже позитивный эффект - восстановление отмели в районе Лахты". Кроме того, по словам Зубарева, в Невской губе все равно хватает корма для птиц, которые совершают свои перелеты. Тем не менее, эксперт подчеркнул, что в настоящее время заказчикам проекта стоит задуматься о выводе из эксплуатации некоторых роторных машин, используемых при производстве дноуглубительных работ. "Такие машины очень тонко измельчают грунт, не так как ковш: это приводит к тому, что весь грунт переходит во взвесь, и вода становится мутной", - добавил он. Однако использование этих машин при работах по проекту "Морской фасад" практически закончилось.

Напомним, в начале сентября этого года ожидается прибытие первого судна, которое причалит к "Морскому фасаду". Предполагается, что Морской пассажирский порт сможет принимать круизные и паромные суда длиной до 311 метров и осадкой до 9 метров. Всего будет построено семь причалов с общей длиной причальной стенки 2 108 метров. В рамках первой очереди в 2008 году будут введены в эксплуатацию два причала с сопутствующими береговыми сооружениями, а площадь намытой территории увеличится до 155 гектар.

Пропускная способность порта в полном развитии в сезонный период составит около 12 тысяч туристов в день (свыше 1,5 млн пассажиров в год). Планируется, что новый порт будет соответствовать всем существующим международным стандартам безопасности для пассажиров и судов. Работы по реализации проекта морского пассажирского терминала за счет расширения территории Васильевского острова были начаты в 2004 году. Проект реализуется на началах частно-государственного партнерства.

Объем инвестиций в проект Министерство транспорта РФ оценивает в 1 млрд долларов, а с учетом частных капитальных вложений в недвижимость на новой намытой территории - в 2 млрд долларов. После окончания строительства порт перейдет в собственность администрации Санкт-Петербурга.