Российская экономика резко затормозила. Пока рано говорить о стагнации, и тем более о рецессии, тем ни менее рост в 1,6% ВВП не способен поддержать социальное и экономическое развитие государства. Начавшееся ещё в третьем квартале прошлого года замедление темпов роста экономики, усилившееся в первом квартале этого года, уже привело к дефициту бюджета на уровне 0,9% от ВВП. Ситуацию усугубляет рост инфляции.

Премьер министр страны Дмитрий Медведев 17 апреля отчитался перед депутатами Государственной думы РФ за работу правительства. В своём докладе он подчеркнул, что "в целом, с учетом ситуации в мировой экономике, макроэкономические итоги года можно оценить как неплохие". В подтверждение своих слов премьер сравнил бюджетный дефицит, уровень долга и безработицу в США, Германии и в России.

Действительно, по таким показателям как дефицит бюджета, долговая нагрузка, торговый баланс, у России - одни из лучших показателей в мире. Рубль как валюта для вложения активов - один из самых привлекательных в мире, а процентные ставки по депозитам перекрывают даже 7%-ную инфляцию. Тем ни менее, Дмитрию Анатольевичу, как политику, подчеркивающему свой либеральный взгляд, стоило бы оценить экономику России по таким рыночным критериям, как состояние фондового рынка, инвестиционный климат, выражаемый потоком капитала, инфляция и потребление. Однако, говоря об этих показателях, глава кабинета министров признал, что "в экономике что-то работает не так".

Отток капитала продолжается, и за первый квартал этого года он составил $25,1 млрд. Продолжается и падение фондовых индексов, которые торгуются на годовых минимумах. Сохраняется высокая инфляция и сокращается потребление. Тем временем в США и Германии начался новый приток инвестиций, фондовые индексы торгуются на уровне исторических максимумов, уровень инфляции находится в районе 1%, начинает восстанавливаться потребление. В отношении экономики США инвесторы настроены положительно. В отношении Германии дела обстоят несколько хуже. Немецкую экономику всё-таки надо оценивать с учётом положения дел во всей зоне евро. Но и в еврозоне ситуация стабилизировалась, хотя и далека от восстановления.

Насколько стабилизация в Европе и рост в США долгосрочны, можно только гадать. Сейчас даже в Федеральной Резервной Системе признают, что на земле бывают чудеса - столь долгие операции количественного смягчения, насыщения экономики денежной массой не вызвали рост цен. Низкая инфляция позволяет поддерживать почти на нулевых уровнях процентные ставки как в ФРС, так и в Европейском Центральном Банке (ЕЦБ), что теоретически даёт дополнительный стимул к росту экономки. Как в ФРС, так и в ЕЦБ надеются, что до того, как Европа и США столкнутся с инфляцией от большого количества ничем не обеспеченных денег, бизнес успеет перестроиться, насытить рынок новыми товарами, а низкие процентные ставки дадут рост потребительскому спросу.

Кажется, вот он - рецепт для России: влить в экономику больше денег, под обеспечение которых у России достаточно свободных валютных резервов, понизить процентные ставки - и получаем экономический рост.

Судя по тому, как принималось решение о назначении Эльвиры Набиулиной на пост председателя Центрального Банка России, о том же думал президент Путин его советники. Однако после отчёта главы кабинета министров в Государственной Думе, Владимир Владимирович созывает сочинское совещание по экономике, где устраивает разнос министрам экономического блока. Затем проводит совещание с вице-премьером Шуваловым и назначенным председателем ЦБ Набиулиной, где даёт поручение выработать программу стимулирования экономики с учётом возврата инфляции на уровень не выше 6%.

Дело в том, что ЦБ в последние годы перешёл от политики жесткого контроля над валютным курсом к таргетированию (контролю) инфляции с целью понизить её до безопасного, как считается, уровня в 4%. Для этого ЦБ сохранял на высоком уровне процентные ставки и ограничивал вливания наличности в экономику. И в 2011 году эта политика дала свои положительные результаты: к концу года инфляция составляла рекордные 6,1%. Однако со второй половины 2012 года инфляция снова стала расти.

Как ни странно, но основным ускорителем инфляции является государство. Каждый год 1 января правительство России единовременно повышает тарифы на услуги естественных монополий и акцизы, что автоматически вызывает рост цен. Все предприниматели знают, тарифы будут расти, и закладывают в цену товара свои ожидания от повышения тарифов, а после повышения ещё накидывают пару процентов.

В прошлом году, дабы не расстраивать избирателей перед выборами президента, новогоднюю традицию перенесли с 1 января на 1 июля. Полгода экономика жила ожиданием повышения тарифов. Продовольственные цены росли даже тогда, когда в другие годы они из-за сезонных факторов опускались. Правительство разводило руками, мол, мы ничего не понимаем, такого не должно быть. Должно, это называется инфляционными ожиданиями, и эти ожидания породило само правительство. Ситуацию усугубили слухи о плохом урожае, и все это усилило инфляционные ожидания на продовольственном рынке. Урожай зерновых действительно был ниже, чем годом ранее, но он не вызвал дефицита на рынке, и, следовательно, не должен был повлиять на рост цен. Кстати, в США неурожай был гораздо больший, чем в России, но скачка продовольственной инфляции не наблюдалось.

После повышения в июле 2012 года тарифов инфляция ускорилась, и в сентябре 2012 года составила 6,6%. В таких условиях ЦБ поднял ставку рефинансирования на 0,25%, до 8,25%. К концу года рост цен так и остался на уровне 6,6%. А 1 января этого года - снова новогодний "тарифный" подарок от правительства, и ускорение инфляции до 7,3%.

Для подавления инфляции,помимо процентных ставок, ЦБ использует механизмы регулирования денежной массы, при этом сохраняет количество денег в экономике на необходимом для её развития уровне. Однако, не смотря на обший положительный результат работы ЦБ по контролю над инфляцией, часть финансистов и чиновников неоднократно давали понять, что действия регулятора ведут к замедлению экономического роста, утверждая, что экономике не хватает денег, а дорогие кредиты мешают росту промышленного производства и потребления.

Однако статистика ЦБ говорит об обратном. Так в 2011 году максимальное значении денежного агрегата М2 (суммарное количество наличных и безналичных денег в экономике), составило к концу года 21,9 млрд. рублей, рост же экономки был на уровне 5 %, инфляция составила 6,1%. В апреле 2013 года М2 был равен 27,5 млрд. рублей, рост ВВП в годовом выражении составил 1,6%, инфляция 7,1%. В четвёртом квартале 2011 года ставка рефинансирования ЦБ была 8,25%, однако рост ВВП составил 5%. В первом же квартале того же 2011 года ставка находилась на уровне 7,75%, а рост ВВП составлял 3,5%. В тоже время доля банковских кредитов в инвестициях в основной капитал российских компаний находится на уровне 5-6%, и в период понижения процентных ставок эта доля не увеличивалась.

Как видим, политика высоких ставок и ограничения денежной массы не влияет на рост экономики или увеличение инвестиций, в тоже время способствует замедлению инфляции. Объясняется это высокой степенью влияния государства на экономику. Оно является как инвестором в основной капитал предприятий, так и главным ускорителем инфляции (через индексацию тарифов естественных монополий и повышения акцизов).

Выходит, что на данный момент самым влиятельным инструментом управления экономикой стала ежегодная индексация тарифов естественных монополий, существенно стимулирующий рост цен. Следовательно, наиболее эффективным методом сдерживания инфляции и дальнейшего стимулирования экономики является замораживание тарифов естественных монополий. В этом случае, инфляция, с учётом ослабления инфляционных ожиданий, может опуститься ниже 5%. Что даст толчок росту потребления, увеличению производства и росту налоговых поступлений в бюджет. Государство сможет сократить нефтяную зависимость экономики, получить необходимые средства для инвестиций в инфраструктуру и модернизацию тех же естественных монополий, развить малый и средний бизнес, улучшить инвестиционный климат.

Как показывает мировая практика, изменение процентных ставок эффективно влияет на экономику в условиях преобладания в ней среднего и малого бизнеса, чьё развитие зависит от краткосрочных (до трёх лет) кредитов и покупательской способности населения. Дорогие кредиты и инфляция душат как малый бизнес, так и потребителя. Это будет продолжаться до тех пор, пока государство будет стимулировать инфляцию.