Столкновения протонов на Большом адронном коллайдере начнутся не раньше осени, заявил старший научный сотрудник Института ядерных исследований РАН Михаил Кирсанов, сообщает ИА "Амител". Между тем СМИ сообщали, что запуск самого крупного из когда-либо существовавших ускорителей элементарных частиц - Большого адронного коллайдера планировался сегодня, 8 июля, на границе Швейцарии и Франции. ИА REGNUM ранее сообщало, что по мнению некоторых ученых, в его недрах может быть создана "черная дыра" - объект со сверхбольшой гравитацией, способный уничтожить планету.

По словам Кирсанова, столкновения протонов этим летом не планируются. Пока задача - охладить и провести пучок по всему кольцу. "Вряд ли кто-то может предсказать точный день", - сказал Кирсанов.

В настоящее время, согласно информации официального сайта коллайдера, идет охлаждение сверхпроводящих магнитов до температуры, близкой к абсолютному нулю, которые будут удерживать протонные пучки. После того как охлаждение будет закончено, по коллайдеру будут запущены первые протонные пучки - без столкновений. Только после этого начнутся первые эксперименты.

Справка ИА REGNUM:

По словам экспертов, коллайдер фактически является прототипом подмосковного Протвинского ускорительно-накопительного комплекса (УНК). В Протвино строительство УНК началось в 1983 году после принятия соответствующего правительственного решения по его сооружению, который в итоге должен был обеспечить энергию 3000 ГэВ - это на тот момент втрое превышало энергию наиболее мощного в мире ускорителя, принадлежащего лаборатории имени Э.Ферми (ФНАЛ) в США.

Обе ступени УНК размещались в одном подземном кольцевом тоннеле длиной почти 21 километр. Тоннель имеет внутренний диаметр 5 метров и расположен в стабильных породах на глубине от 20 до 60 метров (в зависимости от рельефа местности). По длине и глубине залегания он аналогичен кольцевой линии Московского метрополитена. Сходство с метро дополняется и тем, что примерно через каждые полтора километра к кольцевому тоннелю ускорителя примыкают подземные залы для размещения крупногабаритного оборудования ("станции"). Эти залы связаны с поверхностью вертикальными шахтами для проводки коммуникаций, транспортировки оборудования и т.д.

В 90-е годы в связи с резким сокращением финансирования программы пришлось пересмотреть всю стратегию сооружения комплекса. Так, например, федеральный бюджет России на 1994 год отдельной строкой предусматривал выделение 96,7 миллиарда рублей на сооружение УНК, однако реальные поступления составили менее половины этой суммы. Положение к тому же усугубляла инфляция, так что пуск даже первой ступени УНК не состоялся.

В то время главный инженер УНК Геннадий Гуров уехал работать по контракту в США. УНК остался без своего главного инженера - одной из ключевых фигур. Отметим, что по некоторым сведениям в последнее время Гуров участвовал в разработке Большого адронного коллайдера в Европейском центре ядерных исследований.

В настоящее время никаких крупных строительных работ на объекте не ведется, поскольку основные горно-проходческие работы были завершены до 2000 года, а часть незавершенных строительством объектов заморожены. Тем не менее, Институтом физики высоких энергий (ИФВЭ) производится поддержание горных выработок в безаварийном состоянии. Одним из предложений по эксплуатации недостроенного УНК является возможное его использование в качестве энергонакопителя для устранения кризисов в пиковые периоды потребления электроэнергии.