Ингушский правозащитник Магомед Муцольгов, руководитель правозащитной организации "МАШР" (мир - в переводе с вайнахского - прим. ИА REGNUM), учрежденной несколько лет назад родственниками похищенных жителей Ингушетии, рассказал журналистам в Назрани об итогах своей поездки в Страсбург (Франция) и Вашингтон (США).

В Страсбурге Магомед Муцольгов вместе с руководителем правозащитного центра "Мемориал" Олегом Орловым и представителем общественной организации "Матери Дагестана за права человека" Светланой Исаевой провели ряд встреч в комиссиях Совета Европы, после которых им была предоставлена возможность выступить на специально организованной пресс-конференции. Правозащитники рассказали европейской прессе о непрекращающемся насилии по отношению к гражданскому населению Северного Кавказа, массовых похищениях, внесудебных казнях и использовании термина "терроризм" для расправы с любого рода инакомыслием.

Магомед Муцольгов сообщил корреспонденту ИА REGNUM, что рассказал европейским и американским журналистам "о проблемах 14000 ингушских беженцев, которые в течение почти 16 лет не могут вернуться в свои дома в Пригородном районе Северной Осетии. О неисполнении федеральным центром закона "О реабилитации репрессированных народов". О продолжающихся до настоящего времени проблемах бесследных исчезновений 21 местного жителя в ингушских селах Пригородного района. При этом не найден ни один похищенный за последние три года человек, более того, не привлечено к уголовной ответственности ни одно лицо, из совершивших эти преступления".

Ситуация с похищениями этнических ингушей не на территории Ингушетии, по словам Муцольгова, имеет одну отличительную особенность. Всех похищенных невозможно объединить по какому-либо признаку, но при этом все уголовные дела, возбужденные по факту похищения человека или бесследного исчезновения, приостановлены со ссылкой на один и тот же закон - п. 1 ч. 1 статьи 208 УПК РФ - "невозможность установление лиц подлежащих к привлечению в качестве обвиняемого". Эта статья применяется для приостановления расследования даже в тех случаях, когда имеются свидетели, когда похитители были практически пойманы за руку", - отметил правозащитник.

Основной целью поездки по словам Магомеда Муцольгова было желание привлечь внимание общественности к ситуации в Ингушетии: "Я, как и многие правозащитники, реально пытаюсь спасти нашу молодежь от полного истребления. Проблемы похищений и убийств надо безотлагательно решать совместными усилиями власти и общества на местах, но при этом нужна политическая воля Кремля. Необходимо разорвать этот замкнутый круг, когда сотрудники силовых структур и спецслужбы продолжают безнаказанно убивать людей на Северном Кавказе, а молодые люди вооружаются и в отместку обстреливают и убивают силовиков. Убежден, что так больше продолжаться не может. На мой взгляд, последней каплей для сомневающихся в необходимости срочно наладить мирную жизнь на Кавказе, уроком должно послужить убийство в ноябре 2007 года сотрудниками ФСБ шестилетнего мальчика Рахима Амриева в селении Чемульга Сунженского района Ингушетии. По-моему, нужно принимать радикальные меры для налаживания мирной жизни. В принципе понятно, что ни американцы, ни французы не будут налаживать мирную жизнь в регионе, но они могут способствовать миротворческой деятельности на Кавказе".

В завершение Муцольгов выразил надежду, что благодаря освещению существующих на Кавказе проблем на международной арене, федеральный центр получит возможность увидеть события не только глазами чиновников на местах, но и услышит голоса людей, пострадавших от произвола.