Обзор прессы Алтайского края за 30 июня - 4 июля 2008 года

Долг с молотка: Ликвидация крупного предприятия должна вдвое уменьшить задолженность по зарплате в регионе. Власти Алтайского края недорабатывают: у предпринимателей к ним есть серьезные претензии по части инвестиционного климата. "Я не хочу больше жить!": более сотни жителей алтайского села Усть-Калманка совершили самоубийство. Алтайский спикер Иван Лоор: мы осознанно установили максимальные ставки транспортного налога на предметы роскоши.

Тема продажи Алтайского тракторного завода, который находится в Рубцовске, неделями не сходит с полос региональной прессы. У завода более чем полувековая история, но осенью 2007 года он был признан банкротом. Продажи завода ждут его работники, так как им после торгов обещали выплатить огромные долги по зарплате. Проблеме "Алттрака" и в общем проблеме долгов по зарплате посвятила свой материал журналистка "Российской газеты" - Алтай Евдокия Крюкова. Публикация датируется 4 июля.

"Сегодня в Рубцовске решится судьба коллектива тракторного завода: 3700 рабочим должны объявить о ликвидации предприятия и выплате огромных долгов по зарплате. Алтайский край уже не первый год лидирует в "черном" списке регионов-должников по заработной плате, занимая в нем вторую строчку. На 1 июня, по данным Росстата, суммарный долг составил 222,6 миллиона рублей - больше только в Чеченской Республике (717,2 миллиона рублей)", - обозначает проблему автор.

Вице-губернатор края Николай Черепанов подтвердил корреспонденту "РГ", что ситуация с выплатой заработной платы остается сложной, но при этом бюджетных долгов нет - все накоплены частными предприятиями.

И краевые и муниципальные власти пытаются повлиять на должников - вызывают на комиссии, шлют письма, привлекают к административной ответственности, но зарплатный долг по-прежнему остается огромным.

Хотя с начала нынешнего года прослеживается устойчивая тенденция сокращения задолженности: если по итогам первого квартала предприятия задолжали своим работникам 247,1 миллиона рублей, то к 1 июня эта сумма уменьшилась почти на 25 миллионов. Число предприятий-должников при этом сократилось почти вдвое - с 34 до 19.

"Но проблема в том, что львиная доля зарплатного долга - около 90 процентов приходится на два рубцовских предприятия - машиностроительный и тракторный заводы, которые суммарно должны своим работникам около 200 миллионов рублей. - продолжает автор. - Заводчане уже и бастовали, и голодали, но кардинально изменить ситуацию это не помогло, ведь оба предприятия давно находятся в затяжном финансовом кризисе. И если у машиностроительного завода перспективы выживания еще реально просматриваются - РМЗ вошел в состав крупного федерального военно-промышленного комплекса, то судьба "Алттрака" печальна".

Тракторный завод в Рубцовске уже не раз подвергался процедуре банкротства, но реанимировать производство собственникам так и не удалось. Сейчас конкурсный управляющий продает с молотка имущество предприятия, чтобы рассчитаться с многомиллионными долгами. Пока удалось реализовать только самую ликвидную часть завода - основной технологический комплекс по производству тракторов был продан за 202 миллиона рублей. Теперь заводчане ждут, что конкурсный управляющий не только рассчитается с долгами по зарплате, которых накопилось за несколько лет около 130 миллионов рублей, но и выплатит положенную компенсацию при увольнении - предприятие-то ликвидируется.

Однако средств, полученных от продажи части завода, может не хватить на гашение долгов по зарплате. По словам заместителя начальника краевого управления по промышленности и энергетике Владимира Локтюшова, задолженность по заработной плате хотя и входит в первоочередные выплаты при банкротстве, но сначала будут погашены расходы на конкурсное управление.

Причем, если удастся погасить все 130 миллионов задолженности перед работниками тракторного завода, то суммарный долг по зарплате в регионе сразу уменьшится более чем в два раза. Это позволит Алтайскому краю покинуть "лидирующие" позиции в списке регионов-должников. В конце материла Евдокия Крюкова дает справку о том, как выглядит ситуация в соседних регионах.

К примеру, омские работодатели задолжали подчиненным 60 миллионов рублей. В "черном списке" - 25 предприятий региона. В перечень неблагонадежных попали обрабатывающие, сельские, строительные и коммунальные производства. Большая же часть долга приходится на одно из омских оборонных предприятий. Его работники периодически сидят без денег с марта. Руководство завода утверждает, что в этом виноваты зарубежные партнеры, которые не спешат рассчитываться за выполненный заказ. Еще на 14 предприятиях региона сотрудники не получали законного жалованья более двух месяцев.

В Иркутской области к 1 июня этого года работодатели задолжали работникам 28,9 миллиона рублей. Долги перед своими работниками имеют 58 организаций Иркутской области. Зарплата в полном объеме не выплачена 3617 жителям региона.

Задолженность по зарплате в Забайкалье превышает 100 миллионов рублей. Согласно данным Росстата, это второй по величине показатель среди регионов СФО. Задолженность по зарплате работникам бюджетной сферы составляет 2,2 миллиона рублей, остальные 107,1 миллиона накоплены во внебюджетной сфере.

На прошедшем недавно в Барнауле XII съезде предпринимателей активно обсуждалась проблема сложившегося в Алтайском крае инвестиционного климата. Оценку этот климат получил отрицательную. В проблеме разбирались журналисты краевого информационного агентства "ПолитСибРу". Материал под заголовком "Власти Алтайского края недорабатывают. У предпринимателей к ним есть серьезные претензии по части инвестиционного климата" вышел 1 июля.

Предприниматели упрекают власть в том, что в регионе единственный инновационный проект - "Алтайский бройлер".

"Мне кажется, наша администрация сосредоточилась на привлечении каких-то внешних инвесторов. Участие в выставках, которые проводятся в Москве, за рубежом, всевозможные презентации ориентированы на инвестора, который принесет сюда миллиарды рублей или долларов. Но в последние годы я не вижу таких крупных и решающих капиталовложений, - заявил председатель правления Алтайсбербанка Владимир Песоцкий. - Может быть, единственный инвестор, который принес инновационный проект в наш край, - это "Алтайский бройлер". И то, без лишней скромности, скажу, что этого инвестора в наш край привел Сбербанк", - сообщил банкир.

Далее Владимир Песоцкий некоторыми выводами, которые он сделал, наблюдая за реализацией "Алтайского бройлера": "На фоне данного проекта можно сделать выводы о влиянии административного ресурса. Фирма, которая строит "Алтайский бройлер", белгородская. Она пришла в край с надеждой за короткий срок, за семь-восемь месяцев, построить изумительное производство. По своим технологиям, возможностям, по уровню производства и качеству выпускаемой продукции - это лучший проект в регионе. Но у них это не получилось. Они прямо в разговоре говорят, что да, Алтай - это все-таки не Белгород. Не решаются в крае многие вопросы, которые могла бы подтолкнуть в данном случае администрация".

"Дело могут либо уничтожить, либо забрать", - по мнению алтайских предпринимателей, это также сдерживает развитие бизнеса на Алтае.

Константин Зеленцов, вице-президент Алтайской торгово-промышленной палаты (АлтТПП), рассказал об итогах опроса более 350 предприятий-членов АлтТПП. В результате опроса был выделен ряд факторов, которые отрицательно влияют на инвестиционную привлекательность Алтайского края.

"Основной и самый большой блок - это высокие инвестиционные риски, то есть высокая вероятность издержек, - отметил Константин Зеленцов. - Первый пункт в этом блоке - сложность получения разрешительных документов, сама процедура. Второй вопрос - непрозрачные правила игры. Все, наверное, с этим сталкивались: проблематично узнать, что, где и как нужно оформить. Как следствие - сложно точно спрогнозировать предстоящие издержки, как финансовые, так и временные. Инвестор не может точно предсказать, сколько он будет получать лицензию, - год, два или три. Соответственно, невозможно планировать бизнес, из-за этого инвестиционная привлекательность проекта резко падает. Третий вопрос - это неуверенность в стабильности бизнеса, короткие договоры на аренду земли, имущества, недвижимости. Эта проблема очень часто поднималась предпринимательским сообществом. Бизнес начинает развиваться, все вроде бы хорошо. Проходит год-два, и когда бизнес окреп, ему предъявляется претензия - верни помещение, верни землю или другие условия. То есть дело могут либо уничтожить, либо забрать. В законе, который прорабатывается сейчас на другой площадке, предусмотрены нормы, повышающие стабильность бизнеса", - сообщил собеседник в интервью ИА "ПолитСибРу".

"Я не хочу больше жить!": более сотни жителей алтайского села Усть-Калманка совершили самоубийство. 1 июля в эфире телепроекта "Наши новости" рассказали о том, какой очередной рекорд бьет регион. В Алтайском крае число суицидов на 10% больше среднероссийского показателя. За 2007 год по собственной воле ушли из жизни 1074 человека. При чем, 2/3 из этого числа - люди из сельской местности. Усть-Калманский район - лидер в этой печальной статистике - общемировая критическая отметка здесь превышена почти в шесть раз.

"Сельский житель трудоспособного возраста - так психологи описывают портрет человека, который добровольно решает уйти из жизни. Ответ на вопрос, почему 35-летние здоровые мужчины идут на суицид, очевиден практически для каждого алтайского врача", - констатируют факт журналисты. Главный врач МУЗ "Усть-Калманская ЦРБ" Марина Андреева говорит: "Не столько медицинская проблема, сколько социальная: люди или не могут, или не хотят найти работу, - в сельской местности кризис. Эта ситуация прогнозируемая в сельской местности, - власти должны отслеживать, нужно больше работать". Как выяснилось, очевидно это не только для специалистов. О том, что уйти из жизни проще, чем выжить в сельской местности говорят и многие ее жители.

Юрий Корниенко, житель с. Усть-Калманка: "Нужно чтобы дали возможность трудоустроиться. А то, что на бирже стоим - это не выход - безысходность, денег нет".

Суициды, как правило, совершают люди умеренно пьющие. Алкоголь снимает последние запреты, говорят врачи. У тех же, кто пьет основательно - есть цель в жизни - водка. Но и это лишь отсрочка - смертность от отравления алкоголем в 2005 году составила 1150 человек.

Врачи просят не в бутылку лезть, и не в петлю, а в случае тяжелой депрессии обратиться к наркологу или психотерапевту. Но не каждое село располагает такое роскошью. Поэтому тем, кто сдаваться не собирается, приходится ехать в районный или краевой центр.

Журналист акцентирует внимание на том, что добраться до клиники неврозов, способны не многие. Кто-то не знает, кому-то денег не хватает. Да и большинство сельчан не готовы идти со своими проблемами к специалисту.

Татьяна Кузовкова, заместитель главы администрации Усть-Калманского района по социальным вопросам: "Наши не идут. Года три назад открывали телефон доверия. Но кроме трех шуточных звонков ничего не получили. Основные причины суицидов - недовольство социально-экономической обстановкой, не уверенность в будущем, в завтрашнем дне", - считает она.

Переломить ситуацию можно, уверены жители глубинки. И даже знают как. Помощь, говорят, нужна, но совсем не медицинская. Оксана Голдобина, главный психиатр Алтайского края, приводит страшную статистику: "Стабильно высокий показатель по суицидам - Красногорский, Усть-Калманский, Крутихинский районы. Если средний по краю 42 человека, то в Усть Калманском, например, он аж 115 на 100 тысяч человек населения".

"Всемирная организация Здравоохранения называет цифру в 20 самоубийств на 100 тысяч человек - критической. По мнению экспертов всего мира, превышение этого порога - должно заставить власти задуматься о психологическом и социальном благополучии или точнее неблагополучии общества. О том, что нужно предпринимать при показателе в 115 суицидов на 100 тысяч населения, в мировой практике даже не описано", - резюмируют журналисты телепроекта "Наши новости".

В Алтайском крае волну недовольство вызвал принятый на июньской сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания закон об увеличении транспортного налога. 4 июля на ленте краевого информационного агентства "Амител" вышел материал, в котором алтайский спикер Иван Лоор комментирует ситуацию. "Мы осознанно установили максимальные ставки транспортного налога на предметы роскоши", - эта фраза Лоора стала достойной войти в заголовок.

"Решением алтайских парламентариев значительно повысить с 2010 года ставки транспортного налога вызвало неоднозначную реакцию общественности. "Ответьте пожалуйста почему в Алтайском крае, где уровень жизни и доходов населения один из самых низких в стране и западно сибирском округе, приняты макимальные ставки транспортного налога?", - этот вопрос задал один из читателей в ходе состоявшейся сегодня online-конференции алтайского спикера Ивана Лоора", - поясняет ИА "Амител".

На что он ответил так: "Соседние регионы тоже идут или планируют идти по пути повышения налога, Алтайский край здесь не исключение. Особо хочу подчеркнуть, что мы осознанно установили максимальные ставки для яхт, катеров, снегоходов, мощных мотоциклов, то есть на те транспортные средства, которыми владеют, как правило, очень состоятельные люди. В то же время, мы существенно повысили льготы по уплате налога для отдельных категорий граждан - пенсионеров и инвалидов - в отношении самых распространенных транспортных средств - автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. и мотоциклов с мощностью двигателя до 35 л.с", - пояснил Иван Лоор.

В ИА "Амител" информируют,что если сейчас за автомобиль с мощностью от 100 до 150 л.с. водители платят 14 рублей, то с 2010 года - 20 рублей за 1 л.с. Если же автомобиль имеет мощность двигателя от 150 до 200, на сегодняшний день с него нужно заплатить 17 рублей за 1 л.с., а в 2010 году налог возрастет до 25 рублей.

На автомобили с мощностью двигателя 250 л.с. цена вырастет на 20 рублей и составит 60 рублей за 1 л.с. Водители, имеющие авто с мощностью свыше 250 л.с. будут платить 120 рублей, вместо сегодняшних 70 рублей.

Что касается мотоциклов с мощностью двигателя от 35 до 45 л. с., цена вырастет с 7 до 15 рублей, свыше 45 лошадиных сил с 22 до 50 рублей за л.с.

За автобусы до 200 л.с. придется платить 50 рублей за 1 л.с., а свыше 200 л.с. - 100 рублей.