"Предложения Кишинева по приднестровскому урегулированию, озвученные министром реинтеграции Молдавии Василием Шовой, увы, не несут в себе ничего нового. Разве что еще сильнее путают общественное мнение", - заявил 2 июля 2008 года молдавский политолог, директор Социал-демократического института Молдавии Богдан Цырдя, комментируя в интервью корреспонденту ИА REGNUM заявление министра реинтеграции Молдавии Василия Шовы о готовности Кишинева предоставить Приднестровью статус "республики в составе унитарного государства".

"С одной стороны, Шова говорит о "республике", "приднестровской конституции", "Верховном Совете", что уже само по себе подразумевает наличие как минимум федерации (если не конфедерации) в пакетном соглашении, - продолжил Цырдя. - С другой же стороны, министр утверждает об "унитарном государстве", пусть и децентрализованном. И здесь, как представляется, министр выдает желаемое за действительное. В 2005 году парламент Молдавии принял закон, предлагавший Приднестровью "автономию в форме республики", который был воспринят как ультиматум Тирасполю. По сути, закон не ставил себе целью разрешение конфликта, а скорее наоборот, его обострение. И вот сегодня - опять повторяется то же самое".

Эксперт напомнил, что у Приднестровья на сегодняшний день существуют все формальные атрибуты государства (кроме международного признания): органы власти, армия, денежная единица. "И это без учета многочисленных референдумов, в которых население четко выразило желание быть независимым. Но главный фактор - это Россия. А интерес России прост - не допустить продвижение НАТО на Восток. Поэтому только посредством федерализации и права вето со стороны приднестровских депутатов в молдавском парламенте Россия сможет иметь относительный рычаг контроля и влияния на ситуацию в Молдавии. Об этом неоднократно говорили и Игорь Смирнов, и Валерий Лицкай. О присутствии российской армии - промолчим. Это и так понятно", - отметил Цырдя.

По его мнению, "Шова прав, когда искренне сетует на то, что приднестровские власти не спешат в обеспечении нормальной работы экспертных групп, что возникают постоянные проблемы, оглядки по сторонам". "Кишинев чаще смотрит на Запад, Тирасполь - на Восток. А объяснение на поверхности: диалога между Кишиневом и Тирасполем как не было, так и нет. На той же конференции "Приднестровские диалоги" Шова не стеснялся в выражениях, отчасти может быть и справедливых, по отношению к Тирасполю. Что, дескать, тормозит работу экспертных групп. Но ведь и Кишинев обещал рассмотреть возможность выхода из ГУАМ, сегодня же продолжает участвовать в его работе. Но могут ли такие действия Кишинева (да и Тирасполя) укрепить доверие между двумя берегами? Ответ прост - вряд ли. Поэтому декларации будут продолжаться, но конкретных достижений, увы, будет мало", - подвел итог Богдан Цырдя.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, 30 июня в Кишиневе на конференции "Приднестровские диалоги" министр реинтеграции Молдавии Василий Шова заявил о том, что в рамках пакетного соглашения по урегулированию приднестровского конфликта Приднестровью предлагается предоставить статус "республики в составе унитарного государства". Шова сообщил, что в документе предусмотрены гарантии нейтралитета молдавского государства, а также гарантии прав собственности физических и юридических лиц Приднестровья. По словам молдавского министра, статус, который Кишинев предлагает Тирасполю, предполагает наличие у Приднестровья своей Конституции и право законодательной инициативы для Верховного совета региона. В то же время он отметил, что у Приднестровья не будет "права вето" в вопросах внешней и внутренней политики государства.