В пятницу, 27 июня 2008 года в эфире молдавского телеканала NIT была показана очередная передача из цикла "Беседы с президентом". В ней президент Молдавии Владимир Воронин рассказал о приоритетах внешней и внутренней политики страны и об усилиях, которые прилагают власти для их реализации. После просмотра данной передачи на душе остался тяжелый осадок от того, что председатель ПКРМ и президент Молдавии Воронин так и не сделал для себя соответствующих выводов о причинах кризиса молдавской государственности и путях выхода из него. Риторика, явная ложь, превалирующая над здравым смыслом, и неадекватная оценка сложившейся ситуации у г-на Воронина, увы, остались прежними. Что дает основание усомниться в благих и искренних намерениях и желаниях Воронина объективно и честно попытаться разрешить проблему, на сегодняшний день остро стоящую перед Молдавией.

По словам Воронина, все готово для подписания основных документов по урегулированию, необходимо только, чтобы собрались стороны в формате "5+2". Он безапелляционно заявил, что "...абсолютно все готово для принятия исчерпывающего и окончательного документа... пакет документов, который будет положен в основу приднестровского урегулирования, уже подготовлен для обсуждения за столом переговоров. Он содержит проект Закона о статусе Приднестровья, Закон об основных принципах статуса районов левобережья Днестра, принятый Парламентом в 2005 году и международные гарантии о статусе нейтралитета РМ". Другими словами, президент Молдавии снова заявляет, что Молдавия не будет рассматривать на переговорах никаких других вариантов и возможностей урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, кроме внесенных Молдавией предложений. А приднестровская сторона обязана будет согласиться и подписать предложения Молдавии. И это притом, что приднестровская сторона не раз заявляла, что не могут быть взяты за основу переговорного процесса документы, принятые в одностороннем порядке парламентом Молдавии без согласия и без учета мнения Приднестровья.

Кроме того, Ворониным, по сути, напрочь отметаются и не принимаются во внимание волеизъявление народа Приднестровья, выраженное на многочисленных референдумах, в том числе и на общереспубликанском референдуме в сентябре 2006 года. А также положения проекта Договора о дружбе и сотрудничестве между Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской Республикой, врученного ему 11 апреля 2008 года Игорем Смирновым во время встречи в Бендерах.

Что касается международных гарантий статуса нейтралитета Республики Молдова, то следует отметить, что эта норма закреплена в Конституции Молдавии и других гарантий её соблюдения суверенному государству, каковым себя до сих пор позиционирует Молдавия, не требуется. Ведь чтобы отказаться от данного статуса в Молдавии, в соответствии с Конституцией, необходим всенародный референдум. Воронину и его окружению это хорошо известно. На наш взгляд, поднимая все время данный вопрос, Молдавия в какой-то мере занимается мелким шантажом. Поэтому, следует признать, что очередные заявления г-на Воронина являются ни чем иным, как предвыборным пиар-ходом и трюком председателя ПКРМ, а не желанием справедливого разрешения застоявшегося молдавско-приднестровского конфликта. При этом Владимир Воронин, словно издеваясь над Россией, заявил, что урегулирование конфликта с участием России на условиях предлагаемых Молдавией "будет идеальным, мирным антикосовским вариантом". Хотя, самому Воронину и его окружению отлично известна позиция России по этому вопросу, заключающаяся в справедливом разрешении конфликта, всестороннем учете интересов Приднестровья и, что Россия, как посредник и гарант, признает тот вариант урегулирования, о котором договорятся официальный Кишинев и официальный Тирасполь, и что приднестровское урегулирование не может быть подчинено только интересам внутренней политики Молдавии.

В этой связи следует также отметить тот факт, что американский политолог румынского происхождения Влад Сокор неделей раньше обнародовал "План Воронина" по урегулированию молдавско-приднестровской проблемы, содержание которого сам г-н Воронин приоткрыл на данной телепередаче. Влад Сокор тогда заявил (а руководство Молдавии не опровергло его заявление, наоборот, высказывания Воронина подтверждают это), что "...план по урегулированию приднестровской проблемы исключает федерализацию, и что, согласно этому плану, Тирасполь не будет иметь никакого права вето по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики унитарного Молдавского государства. В результате интернационализации процесса урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, Россия должна будет и дальше играть в этом вопросе какую-то роль, но только второстепенную роль, совместно с представителями других стран. Российских миротворцев на Днестре должны будут заменить международные полицейские силы".

Следует особо подчеркнуть тот факт, что, развивая высказывания Сокора и Воронина, министр реинтеграции Молдавии Василий Шова, выступая в Вадул-луй-Водэ в ходе семинара "Приднестровские диалоги", организованном Ассоциацией внешней политики Молдавии, практически ещё раз подтвердил, что у Молдавии нет и не будет других предложений по урегулированию молдавско-приднестровского конфликта, кроме как предложить Приднестровью стать Гагаузией-2 на территории унитарной Молдавии. Иначе нельзя расценить высказывания г-на Шовы о том, что Молдавия предлагает Приднестровью статус автономной республики в составе унитарной Молдавии.

Гагаузия также обладает своей Конституцией, правом законодательной инициативы для Народного собрания Гагаузии, правом на выход Гагаузии из состава Молдавии, в случае утраты Молдавией международной правосубъектности и т.д. В полномочиях Гагаузии, также зафиксировано ее право заниматься самостоятельной внешнеэкономической деятельностью, а также право участия в осуществлении внутренней и внешней политики Республики Молдова, касающейся интересов Гагаузии. Однако Гагаузия до сих пор не смогла реализовать данный закон в полном объеме, поскольку официальный Кишинев активно противодействует этому. И ничего невозможно сделать, так как после принятия закона о статусе Гагаузии, это уже является внутренним делом самой Молдавии и никакие гарантии с их системами, иные заверения здесь не помогают и не берутся во внимание Молдавией. При этом вызывает удивление и сожаление заведомая ложь г-на Шовы о том, что предлагаемая Молдавией Приднестровью концепция разрешения молдавско-приднестровского конфликта является ущербной позицией "для Кишинева, но мы готовы её закрепить, чтобы показать намерение построить устойчивое государство". Шова явно считает своих будущих визави по переговорам людьми недалекими и неграмотными, которые не смогут отделить зерна от плевел. Думается, что такая позиция Молдавии является заведомо контрпродуктивной и к положительному разрешению данного вопроса сторонами она не приведет, ударив бумерангом по самой Молдавии.

Все это неоспоримо свидетельствует только об одном: Молдавия не готова и не желает справедливого разрешения молдавско-приднестровского конфликта. А нынешняя показная активность Кишинева является всего лишь предвыборной риторикой, направленной на то, чтобы поднять пошатнувшийся рейтинг ПКРМ среди населения Молдавии. Официальный Кишинев, в очередной раз, ставя на стол переговоров "те же уши мертвого осла", должен осознавать тот факт, что народ Приднестровья, имея полноценное и самодостаточное суверенное и независимое государство, по многим параметрам превосходящее саму Молдавию, не согласится безоговорочно ликвидировать свою государственность и стать Гагаузией-2 в составе унитарной Молдавии. Тем более что данный вопрос можно разрешить только посредством общереспубликанского референдума в Приднестровье.

Перед народом Приднестровья имеется наглядный пример "счастливой жизни и реализации своих прав народом Гагаузии" в лоне унитарной Молдавии, когда Гагаузия, по сути, превращена в бесправную резервацию, права которой может безнаказанно нарушить любой клерк метрополии.

Иван Бургуджи - председатель Независимого правозащитного и информационно-аналитического центра (г. Комрат)