Проект строительства газопровода Туркмения - Китай может стать угрозой интересам Газпрома в Средней Азии. Такую точку зрения высказал корреспонденту ИА REGNUM старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Иван Данилин.

"Если оценивать этот проект, то надо сказать, что он базируется на соглашении от 2006 года, и под этот газопровод в своё время были выделены перспективные участки в распоряжение китайской государственной нефтяной компании. Там велись работы, и, судя по всему, ресурсов было достаточно для того, чтобы заполнить ту трубу. И речь шла именно об участках в районе Амударьи", - проинформировал эксперт.

Однако, по его словам, этот проект порождает серьёзные вопросы. "Прежде всего, налицо стремление Ашхабада диверсифицировать поставки своих энергоносителей, получить определённую независимость от Газпрома и в дальнейшем развивать эти альтернативные пути транспортировки. Неслучайно, что Туркмения уже договаривается с Ираном об увеличении поставок газа в эту страну, несмотря на недавний кризис в отношениях между этими двумя государствами, попутно рассматривая целый ряд других вариантов, иногда совершенно фантастических, вроде строительства Трансафганского газопровода. Естественно, Газпром это не может не беспокоить. Однако, в данном случае, у российской корпорации, в общем, связаны руки, потому что противодействовать проекту газопровода, который пойдёт из Туркмении через Казахстан и Узбекистан в Китай он объективно не может, так как это породит серьёзную напряжённость в отношениях не только со среднеазиатскими странами, но и с самим Китаем", - полагает Данилин.

"Безусловно, в каком-то смысле, тот газопровод, который будет построен, как ожидается, в 2009 году, станет аналогом и подобием того, чем был Баку-Тбилиси-Джейхан для каспийской нефти Азербайджана. Фактически, он является "первой ласточкой", потому что ясно, что Китай будет развивать системы транспортировки газа на свою территорию для того, чтобы, во-первых, получить независимый от России доступ к среднеазиатским газовым богатствам, а, во-вторых, для того, чтобы закрепить собственное влияние в регионе. Здесь уместно процитировать Гейдара Алиева, который в своё время сказал о нефтепроводе Баку-Тбилиси-Джейхан, что по нему будет течь не только нефть, но и политика. Так вот, по этому газопроводу будет течь не только газ, но и политика, и влияние Китая в том числе, крепко привязывая республики региона к Пекину", - утверждает аналитик.

При этом, по его мнению, Газпром не будет полностью исключён из процесса, и, скорее всего, он не потеряет своего влияния окончательно. "Основные объёмы газа из региона идут через Газпром, у него имеются прочные договорённости с лидерами этих государств. Но, безусловно, это угроза, о которой предупреждали многие эксперты в связи с политикой корпорации, и к этой угрозе нужно относиться максимально серьёзно. Потому что, несмотря на то, что Китай, безусловно, является нашим партнёром, равно как и другие государства, которые претендуют на ресурсы Туркмении, Узбекистана и Казахстана, если Газпром не активизирует свою политику, не предложит каких-то более привлекательных моделей для стран региона, то постепенно, кубометр за кубометром, его влияние здесь будет падать", - подвёл итог Иван Данилин.

Напомним, что 30 июня президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов заявил, что строительство газотрубопровода Туркмения - Китай даст мощный импульс развитию экономик двух стран. Туркменский президент выразил уверенность в том, что уже в 2009 году начнется транспортировка туркменского топлива с правого берега Амударьи через Узбекистан и Казахстан в Китай.