Мосгордума обратится к правительству РФ с замечаниями и предложениями по поводу ЕГЭ

Москва, 27 июня 2008, 16:50 — REGNUM  На заседании комиссии Московской городской Думы (МГД) по науке и образованию были рассмотрены итоги проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) в Москве в 2008 году. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-центре МГД, о результатах ЕГЭ в столице членам комиссии доложил ректор МИОО Алексей Семенов.

Единый государственный экзамен в Москве в этом году проходил по двум предметам: русскому языку и математике. По словам Семенова, "двойки" по русскому языку за ЕГЭ в столице получили 4,2% выпускников, по математике - более 20% (по России эти показатели еще выше).

По мнению Семенова, наиболее существенным фактором, повышающим долю двоек в результатах экзамена, является возможность получения итоговой положительной отметки выпускником, получившим неудовлетворительную оценку по ЕГЭ. То есть тройку в аттестат можно получить, даже не приходя на экзамен. Поэтому особенно много двоек по ЕГЭ у учащихся вечерних школ и экстернатников, пояснил Семенов.

По его словам, специалисты МИОО отмечают серьезные недостатки ЕГЭ. Во-первых, все содержание образования переориентируется на угадывание, списывание или подсказку (включая мобильный телефон) ответа на простые задачи; скорость вместо серьезной работы по поиску решения на вопрос. Серьезный недостаток - закрытость экзамена: учащиеся и их родители не имеют возможности узнать, за что и как выставлены отметки, каким образом реальное выполнение заданий связано с приемом в тот или иной вуз.

Кроме того, ЕГЭ, по мнению многих специалистов, необъективен: на экзамене используются варианты экзаменационных работ, существенно различающихся по сложности. По мнению большинства московских учителей, ЕГЭ в его нынешнем виде проверяет "натасканность" на конкретные факты и формулы, а не умение мыслить, и сегодня содержание ЕГЭ практически не соотносится со школьной программой. Московские учителя резко протестовали против ЕГЭ - как по математике, так и по русскому языку. К примеру, школьный ЕГЭ оценивается по 60-балльной системе, при поступлении же в вуз она становится 100-балльной. Иными словами, набрав, скажем 58 баллов по русскому языку на ЕГЭ, абитуриент приходит в вуз лишь с 87 баллами. По мнению учителей, ЕГЭ - не показатель знаний: сильных, мыслящих учащихся этот экзамен "сбрасывает" вниз, слабым дает возможность рассчитывать на приличную оценку.

Алексей Семенов выступил с рядом предложений по усовершенствованию ЕГЭ. По его мнению, необходимо, в частности, заново разработать методологию создания контрольно-измерительных материалов (КИМ), выделяя в качестве основного критерия соответствие результатов обучения, выявляемых КИМ, современным приоритетам образования: формированию коммуникативной компетентности (включая устную и письменную речь, передачу и восприятие информации), способности к самостоятельному мышлению, аргументации. Целесообразно ввести в ЕГЭ по обязательным предметам два уровня: базовый и профильный. Базовый уровень характеризует результаты обучения, соответствующие общей компетентности современного человека. Профильный же уровень характеризует результаты обучения, существенные для дальнейшего продолжения образования в профильной области. Существенная часть заданий профильного уровня ориентированы на выявление самостоятельности мышления.

Что касается точки зрения депутатов, то, по мнению Михаила Москвина-Тарханова, ЕГЭ - "это преступление, за которое министр образования РФ Андрей Фурсенко должен быть наказан".

Депутат Сергей Никитин убежден, что ЕГЭ не помогает научить школьников логически мыслить.

Депутат Татьяна Потяева выразила сомнение в том, что ректоры всех вузов согласятся с итогами ЕГЭ, не проводя при этом собственных экзаменов или собеседований.

По мнению представителей федеральных органов образования, возникшие проблемы можно решить: для этого нужен спокойный и взвешенный диалог между всеми заинтересованными сторонами.

Подводя итоги заседания, председатель комиссии МГД по образованию Евгений Бунимович предложил передать все прозвучавшие предложения и замечания в правительство РФ, а также в федеральные и региональные органы образования.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.