На днях министр транспорта и связи Армении Гурген Саркисян заявил, что Россия намерена придать регулярный характер работе железнодорожной паромной переправы по маршруту порт "Кавказ"- Поти. Российской стороне не удается наладить работу злополучного порта "Кавказ" вот уже 10 лет. Сначала, этот единственный российский черноморский порт, способный принимать железнодорожные вагоны, испытывал технические проблемы. Теперь возникли проблемы иного плана.

Грузооборот между Арменией и Россией остается заложником политических процессов в регионе. После остановки железнодорожного сообщения по абхазской железной дороге, железнодорожные грузы вот уже 15 лет переправляются из Армении в Россию и обратно через Украину (порт Ильичевск). Автомобильные грузы шли через КПП "Верхний Ларс" на грузино-российской границе, пока в 2006 году и он не был закрыт на бессрочный ремонт. Таким образом, остался лишь морской маршрут из грузинского Поти в российский порт "Кавказ", наладить который стратегическим партнерам никак не получается.

Как известно, основной поток автомобильных грузов на плече Грузия-Россия (Поти-Новороссийск) обеспечивается с помощью болгарского паромного судна "Средец", который давно надо бы сдать в металлолом. Вместо этого он ежегодно ставится на капитальный ремонт, как и в настоящее время. В этом году транспортникам повезло - компания Intershipping (собственник судна) заранее сообщила о сроках ремонта, и необходимый объем товаров был переправлен заранее. "За полтора месяца мы переправили 4-месячный поток грузов, что позволило избежать неприятных ситуаций прошлых лет", - отмечает директор крупнейшей экспедиторской компании Армении "Апавен" Гагик Агаджанян.

Однако проблема не только в ремонте. "Средец" берет армянские грузы по остаточному принципу после своих болгарских. В результате, армянские фуры могут неделями дожидаться своей очереди в портах. Кроме того, паром заезжает и в порты Болгарии, в связи с чем армянские грузы вынуждены крутиться по Черному морю, пока прибудут в порта назначения.

В этих условиях в начале 2007 года на маршруте порт "Кавказ"- Поти появилась компания Reserved Capital Enterprising Corporation (RCEC) со своим судном. Компании с трудом удалось наладить хоть какое-то сообщение. Однако проблема порта "Кавказ" состоит в том, что там нет возможности обработки подакцизных товаров, которые составляют значительную часть армяно-российского товарооборота. Кроме того, судно RCEC не предназначено для перевозки водителей, что затрудняет переправку фур. На своей последней пресс-конференции министр транспорта и связи Армении Гурген Саркисян сообщил, что у RCEC определенные трудности с обеспечением рентабельности переправы. Министр не конкретизировал, в чем именно они состоят. В связи с этим ИА REGNUM обратилось к собственнику судна Хокиму Матчанову за комментариями, но безрезультатно.

В свою очередь в беседе с корреспондентом ИА REGNUM директор компании "Апавен" Гагик Агаджанян сообщил, что на "проблемном маршруте" недавно стал курсировать новый паром - "Андория". Однако он перевозит не более 15 фур, что не может решить проблему грузооборота между Арменией и Россией. Кроме того, остается открытым вопрос подакцизных товаров. Согласно определенным сведениям, российская сторона в ближайшее время решит вопрос принятия подакцизных товаров в порту "Кавказ". Для этого ей понадобились многие годы.

В рамках этой темы газета "Голос Армении" опубликовала cегодня любопытное интервью с (как бы это необычно ни звучало) армянскими моряками. Директор компании Stella Polaris, член Клуба морских исследований "Айас" Сурен Илоян утверждает, что наладить паромную переправу на Черном море Армения может собственными силами, не прибегая к финансовым или кадровым ресурсам иностранных организаций. "Члены "Айаса" заняты не только историческими исследованиями, но и грузовыми перевозками. У нас есть возможности готовить в Новороссийске "морские" кадры. В конце концов, я полагаю, что Армения не будет ограничиваться лишь паромной переправой от Грузии к России, но может работать во всем мире. Морские перевозки - это весьма доходный бизнес, от которого дивиденды может получить и государство. Морской бизнес может вполне вклиниться в нашу экономику", - отмечает Илоян. Он утверждает, что ежегодная чистая прибыль одного судна, которое организация может привлечь на переправу Грузия-Россия в самые кратчайшие сроки, составляет около $2 млн.

Помнится, совсем недавно новоназначенный министр Гурген Саркисян отмечал, что пытается найти пути реализации переправы Грузия-Россия за счет собственно армянских ресурсов. Вот и карты вам в руки. Только что-то мало верится, что после стольких лет бездействия или максимум вялых телодвижений, Армения или Россия примутся за дело. Кроме заявлений, которые общественность слышит от чиновников уже 10 лет, никаких конкретных дел наблюдать не приходилось.

Артур Искандарян - экономический обозреватель