О перспективах российского рынка авиатоплива сообщили на пресс-конференции 24 июня эксперты - председатель подкомитета по моторному топливу комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса Евгений Островский и президент Фонда "Партнер гражданской авиации" Олег Смирнов, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

По словам Евгения Островского, ситуация на российском рынке авиатоплива аналогичная ситуации на рынке топлива в целом. "Не думаю, что есть мировая тенденция по снижению стоимости топлива - цена на него продолжает расти, - констатировал он. Настораживать, однако, должно не это, а то, что Россия, имея крупные запасы сырья и развитую нефтепереработку, чересчур, по мнению эксперта, ориентирована на мировой рынок. Ценообразование на внутреннем рынке не отвечает экономической целесообразности, считает Островский. "На нормальном рынке рост цены продукта происходит исключительно в случае его дефицита. В нашей ситуации мы дефицита на внутреннем рынке не имеем, а ценообразование происходит путем слепого копирования мировой ситуации", - пояснил он. Внутренний рынок российского авиатоплива не должен поддаваться биржевым спекуляциям, подчеркнул Островский; борьба с этим явлением позволила бы бороться с постоянным удорожанием топлива и, следовательно, ростом цен на тарифы перевозчиков системным образом. России еще только предстоит сформировать развитый и ответственный рынок авиатоплива; сегодня же излишняя монополизация тормозит все меры по ограничению роста цен на авиатопливо. "Речь не идет о том, чтобы снизить цены искусственно, а лишь о том, чтобы привести существующее положение дел в экономическое русло, где механизмы ценообразования будут подчиняться понятным законам, а не воле того или иного менеджера", - констатировал Островский.

По словам Олега Смирнова, проблема подорожания авиатоплива - не отраслевая, а государственная, социальная. "Сегодня мы имеем самый низкий коэффициент доступа наших граждан к воздушному транспорту", - констатировал эксперт. Запредельные цены на авиабилеты приводят к тому, что подавляющее большинство жителей дальнего Востока и Сибири никогда не смогут поехать в Москву, в Санкт-Петербург; за последние годы выросло целое поколение молодых людей, которые не знают своей страны ввиду отсутствия транспортной инфраструктуры, которая позволила бы им выехать в центр России. "За то эти молодые люди летают в Китай, в Японию, на Аляску, со всеми вытекающими последствиями", - пояснил он. Между тем, авиация - вид транспорта, которой только и может соединять различные Регины России, с учетом протяженности ее территории. Таким образом, решать проблему только экономическими методами, видимо, недостаточно: государство обязано обратить внимание на существующую проблему и принять меры, считает Смирнов.

Между тем, эксперты затруднились ответить, до каких пределов могут вырасти цены на авиабилеты в ближайшее время. По словам Евгения Островского, "прогнозирование - занятие неблагодарное; задача не в том, чтобы контролировать или предсказывать, а в том, чтобы подвести под процесс нормальную экономическую базу". Цена на нефтепродукты сегодня, как правило, подвержена мощным влияниям факторов неэкономического плана - политическим событиям, последствиям чрезвычайных происшествий и так далее. Поскольку прогнозировать эти факторы с более-менее убедительной точностью невозможно, то и цены на топливо могут варьировать весьма существенно, считают эксперт. И это, подчеркнули они, еще один весьма веский повод для того, чтобы Россия постепенно снижала бы влияние мировой рыночной конъюнктуры на свой внутренний рынок топлива.