Уже почти полгода Архангельская область и Ненецкий АО взаимодействуют друг с другом в новых условиях - с 1 января 2008 года ряд полномочий на территории округа исполняет Архангельская область. Процесс объединения области и округа был непростым, так как сторонников такого объединения среди представителей Ненецкого АО было немного, да и ряд архангельских экспертов высказывались против передачи полномочий. О первых результатах такого сосуществования регионов корреспонденту ИА REGNUM рассказал депутат Архангельского областного собрания Юрий Романов.

ИА REGNUM: Юрий Степанович, полгода назад вы высказывались против передачи части полномочий Ненецкого АО Архангельской области. Изменили ли вы свое мнение теперь?

Я был и остаюсь сторонником решения вопросов сложнопостроенных субъектов федерации на договорной основе, как это было в 2005, 2006 и в 2007 годах. Примером успешного сосуществования на этой основе сейчас могут послужить Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО. Эти регионы, как известно, подписали долгосрочный договор и работают по программе сотрудничества. Это я и считаю приемлемой формой договорного сотрудничества. Однако федеральный центр решил идти другим путем в отношении Ненецкого АО и Архангельской области и теперь критиковать это решение бессмысленно. Все, что имеет пока смысл - это минимизировать ущербы, пока все отношения, связанные с передачей полномочий, не урегулированы.

ИА REGNUM: Нашли ли подтверждение ваши прогнозы относительно того, что от передачи полномочий не выиграет ни один из субъектов - ни НАО, ни область? В чем это выражается?

Надо отдать должное, что за эти месяцы многие вопросы в части урегулирования отношений автономного округа и области решены. С момента передачи части полномочий от налогоплательщиков Ненецкого АО доходная часть бюджета Архангельской области пополнилась на 9 млрд рублей. Из них на исполнение полномочий ушло около 5,7 млрд. рублей, то есть 4,2 млрд. рублей Архангельская область получила дополнительно. Однако ряд важных для округа вопросов до сих пор не решен. Один из них - выравнивание бюджетной обеспеченности в муниципальных образованиях - Нарьян-Маре и поселениях Заполярного района округа. Пока идет речь о принятии областного закона о нормативных отчислениях налоговых доходов в бюджет Нарьян-Мара и Заполярного района. Два года окружным законом эти нормативы регулировались, таким образом, за счет этого муниципальные образования имели приличную базу и вели активное строительство, ремонт жилья и так далее. Теперь этого нет. На предстоящей сессии депутаты Ненецкого АО будут рассматривать соответствующую законодательную инициативу и будем надеяться, что вопрос будет решен положительно. Больших преимуществ для области в этом процессе я также не вижу, поскольку в итоге от увеличения доходной части бюджета сократится федеральное финансирование.

ИА REGNUM: Какие трудности возникают на данном этапе исполнения полномочий?

Есть много вопросов к исполнению полномочий в сфере образования округа. Как известно, только часть полномочий в сфере образования перешли к Архангельской области, в то же время остальные полномочия, предусмотренные федеральным законом, "Об образовании", как например, создание, реорганизация или ликвидация образовательных учреждений, лицензирование и аккредитация учреждений, проведение аттестации учащихся и так далее остаются в ведение округа. Исполнение этих полномочий приводит к сложным правовым коллизиям, таким, как осуществление контрольных управленческих функций в отношении учреждений, находящихся в ведении другого субъекта федерации. При этом финансирование этих неучтенных полномочий для округа по закону является не обязанностью, а всего лишь правом. Это может привести к позиции "будут деньги, будем исполнять", то есть многие важные процессы в сфере образования могут быть просто сорваны из-за такой формулировки закона. Правовые вопросы есть и в реализации окружных программ. Пока удалось решить проблему с финансированием строительства 2 школ в округе (150 млн. рублей). То есть программы реализовываются, но лишь частично. Для того, чтобы профинансировать все программы, требуются изменения в законе.

ИА REGNUM: В момент принятия решения о передачи части полномочий среди населения Ненецкого АО наблюдались волнения - люди выходили на митинги и всячески высказывали свое несогласие с такими переменами. Каково их настроение сейчас? Не прогнозируется ли отток населения в связи с изменениями?

Здесь важно отметить, что волнения людей были вызваны, в первую очередь, не их осведомленностью о всех последствиях передачи полномочий, а, скорее, тем, что такое решение было принято без учета их мнения. Жители округа не были подготовлены к таким переменам и это нормально, что они сопротивлялись нововведению. Я часто бываю в округе и могу сказать, что настроение людей уже не столь воинственно, хотя ощущения стабильности и уверенности им теперь не хватает. Я не думаю, что Ненецкий АО переживет сильный отток населения в связи с тем, что Архангельская область взяла на себя труд выполнять часть полномочий, но то, что все это и не стимулирует приезд туда людей - это факт.

ИА REGNUM: Насколько вероятно, что Архангельска область и Ненецкий АО вернутся к договорным отношениям?

Федеральное законодательство не запрещает переход на договорные отношения, но импульсов для этого на сегодня нет. Для перехода на договорную систему необходимо двустороннее решение. Желание инициировать этот процесс в округе особо не чувствуется, несмотря на зимние митинги, хотя многие жители и не против вернуть договорные отношения. Без обращения 2 субъектов в федеральный центр это невыполнимо. Так что на этом этапе это бессмысленная затея.