Иран сможет получить ядерное взрывное устройство лишь через три года после того, как он выйдет из режима инспекций МАГАТЭ. Такую точку зрения 12 июня высказал корреспонденту ИА REGNUM главный специалист аналитического отдела президиума РАН Владимир Евсеев в ходе совместного семинара Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы и Пагуошского движения учёных, который проходит 12 июня в Риме.

"Сколько Ирану требуется времени для разработки ядерного оружия? На Западе преобладает точка зрения о том, что этот срок составляет 2 года. Исходя из этого, предпринимаются крайне жёсткие действия в отношении Ирана, которые, однако, не предполагают силового решения. Речь идёт о жёстких мерах в области финансовой политики. Как известно, сейчас идёт вывод иранских активов из Европы, так как предполагается, что Евросоюз может заморозить иранские счета. Однако такой подход таит в себе определённую опасность", - сказал эксперт.

"Если мы говорим о двух годах, начиная с нынешнего момента, то напрашивается вывод о том, что времени остаётся очень мало. Если исходить из этого, то можно подойти к раскручиванию сильнейшего кризиса. Этот кризис неминуемо приведёт к использованию силы в отношении Ирана. Следует отметить, что подход, связанный с отсутствием времени, сегодня разделяют не только США. Вашингтону в этой области удалось укрепить свои позиции в Европе, в той или иной степени американскую точку зрения поддерживают Николя Саркози, Сильвио Берлускони и Ангела Меркель, хотя последняя проявляется всё же большую гибкость. Это позволяет США расширить свои возможности по наращиванию давления на Тегеран", - отметил Евсеев.

Эксперт отметил, что его личная оценка ситуации такова, что минимальный срок, за который Иран сможет создать ядерное взрывное устройство, составляет три года. Но эти три года следует отсчитывать не с нынешнего дня, а с момента, когда Иран выйдет из режима инспекций МАГАТЭ., потому что пока эти инспекции проводятся на его территории, Иран не сможет накопить достаточное количество расщепляющего материала. "Таким образом, когда Иран выйдет из-под контроля МАГАТЭ, у нас ещё будет три года. Это позволяет проводить в отношении Тегерана менее жёсткую политику. Появится возможность учитывать внутрииранскую ситуацию: в следующем году в Иране будут выборы, и существует мнение о том, что Махмуда Ахмадинежада может заменить Али Лариджани. В связи с этим, в вопросах тактики возможны какие-то компромиссы. Не исключено, что это позволит отложить решение проблемы, а любое такое откладывание создаёт предпосылки для улучшения ситуации. Экономическое положение Ирана сейчас крайне сложное. И если сейчас мы усилим эту тактику, то иранская элита будет вынуждена пойти на компромисс", - считает Евсеев.

"Я слышал огромное количество несбывшихся прогнозов, я говорил с американцами, которые называли конкретные сроки создания Ираном ядерной бомбы. Я считаю это полнейшим абсурдом. Красная черта обозначится только тогда, когда инспекции МАГАТЭ прекратят свою работу на территории Ирана", - отметил аналитик.

"Хочу подчеркнуть, что в настоящее время явного ядерного вызова со стороны Ирана для территории США не существует. Его возможности сейчас ограничены, меньше чем за три года он наработать материал не сможет. И даже за этот срок он сможет создать лишь ядерное взрывное устройство без средств его доставки. Иранские ракеты имеют дальность полёта не более 2 000 км, причём эта дальность достигается только за счёт уменьшения выводимой нагрузки. Если же Ирану удастся реализовать космический проект, то тогда дальность полёта его ракет увеличится до 5 000 км, но и этого недостаточно для того, чтобы достичь территории США. Пока реальная угроза отсутствует, говорить о том, что времени осталось мало и нужно срочно что-то делать - значит, подталкивать определённые круги США к силовому решению. К тому же, если Иран загнать в угол, он может пойти на многое: к примеру, Тегеран способен использовать химическое или радиологическое оружие. Надо обязательно дать Ирану возможность выбора и корректировки курса, что, однако, невозможно, пока у власти находится Ахмадинежад. Остаётся надеяться на то, что у США хватит мудрости не использовать силу в отношении Ирана до тех пор, пока Тегеран не возглавят более разумные лидеры", - подвёл итог Владимир Евсеев.