Сегодня в НКЦ "Казань" открылась двухдневная российско-германская научная конференция "Федерализм в России и Германии: опыт сравнительного исследования". Ее проводит Казанский институт федерализма при поддержке Фонда Джона и Кэтрин Мак'Артуров и Фонда Фридриха Науманна. В отношениях федерального центра с субъектами России существуют как проблемы специфически российские, так и имеющие аналоги в международной практике. Цель конференции - на основе сравнительного анализа опыта России и Германии показать, как в этих государствах наиболее эффективно решаются аналогичные проблемы, а также предложить возможные пути преодоления возникающих коллизий в отношениях между центром и регионами в России с учетом наиболее удачного международного и российского опыта.

В работе конференции принимают участие ученые из Германии, занимающиеся проблемами федерализма, а также ученые из Казани, Петрозаводска, Уфы, Екатеринбурга, Оренбурга и Москвы, депутаты Госсовета РТ.

Открывая конференцию, директор московского офиса Фонда Фридриха Науманна Фальк Бомсдорф отметил, что, по его мнению, Россия может стать сильной и демократической только, если будет федерацией. Прежде всего, из-за географического фактора. "Руководить такой огромной страной из центра просто невозможно", - сказал Фальк Бомсдорф. По его словам, Россия может стать федерацией, если воспользуется своими ресурсами, под которыми в первую очередь следует понимать ресурсы человеческие. Их высвобождение возможно только в федеральной России с сильным местным самоуправлением. Директор Фонда подчеркнул, что сейчас в России слишком много людей, которые пытаются использовать федерализм для достижения своих целей. "В этом нет ничего удивительного, поскольку федерализм в России имеет слабые корни", - сказал он.

Профессор университета им. Гумбольдта (Берлин) Александр Бланкенагель посвятил свой доклад разграничению компетенции между федерацией и землями и государственности земель в Германии. При этом он сравнил разграничение полномочий в России и Германии. По словам профессора, Конституции двух государств во многом похожи, они обе содержат такие понятия как, совместное ведение центра и регионов, вне пределов ведения центра, ведение регионов и другие. Однако в Германии в области законодательства главные компетенции у федерации, а почти все компетенции по исполнению - у земель. В Германии федерация не совсем свободна в рамках совместных и рамочных компетенций. Конституционный строй земель должен соответствовать республиканскому правовому демократическому государству. Конституционная автономия земель находится в определенных рамках. Вопросы за пределами этих рамок земли могут регулировать сами. Но Александр Бланкенагель отметил, что в последнее время федерация в своем развитии стала приобретать черты централизации.

Российские и немецкие ученые за два дня работы обсудят темы: "Структура управления в немецком федеративном государстве", "Взаимодействие Правительства РФ с органами власти субъектов РФ в законотворческой деятельности", "Государственное управление в федеративном государстве", "Финансовый федерализм в Германии", "Основы организации межбюджетных отношений между центром и регионами" и другие.