Кто накормит инвалидов в детских домах края?: Обзор красноярских СМИ за 11 июня 2008 года

Красноярск, 11 Июня 2008, 10:57 — REGNUM  

Матриархальный элемент

(Александр Силаев, "Вечерний Красноярск", 11.06.2008)

Вроде бы на первых постах в мире по-прежнему мужики. На за последние 100-200 лет в культуре съехали кое-какие вещи. И матриархальный элемент в социуме как минимум равен патриархальному.

Что значит - элемент? Есть архетипы в поведении, отношении, воззрении на мир. Есть архетипически женские и мужские ценности, типы реакций, стереотипы. На самых формально главных постах в обществе могут торчать по-прежнему мужики. Но если стиль поведения, без коего пост не занять, уже наполовину женский, то... можно говорить о наполовину начавшемся бабском царстве. Но что значит - типически мужской и типически женский?

Поле риска

Сначала немного биологии. Уже на механизмах передачи генов видно, что мужская и женская особь несут разные задачи перед эволюцией. Не вдаваясь сильно в генетику, просто напомним вывод: мужская особь - поле эксперимента, женская - консервации набора признаков. Собственно, такое количество мужских особей для того и надо природе, чтобы экспериментировать. А чтобы просто размножиться, число мужиков в любом биологическом виде можно уменьшить на 10, и ничего. Если грубо: на мужской половине природа ставит эксперимент, там, где он провалился, - и хрен с ней, особью, там, где удался, - мужская особь оставляет после себя много потомства или новые шаблоны поведения.

Что значит риск - применительно к социальному поведению? Отсутствие риска - следование готовым программам, биологическим и культурным. Веди себя, как миллионы лет вели себя приматы и как сотни лет вел себя твой народ, и будет тебе. А риск - это, прежде всего, мышление и рационализм. Или, можно сказать, духовность. Если начать думать, то можно додуматься как до очень хорошего, так и до слишком дурного. Самоубийство особи, например, - некоторый признак ее духовности. В биологической программе людей такого нет, культурный шаблон практически всех народов суицид запрещает. Но если начать думать - можно додуматься до биологически запретного "лучше не жить, чем жить".

Можно додуматься - до секты, до сумасшествия, до политических взглядов, превращающих в сумасшествие жизнь народов. Но если ничего не изобретать, то не возникает Цивилизация. В итоге издержки на духовное отклонение покрываются выгодами от него. И на мужской половине возникает lуховность и rультура. А на женской остается здравый смысл немыслия, чтобы культура не слишком уклонилась, мало ли...

Духовные лица

Самые мужские занятия - философия, искусство, война. Все это - предельный риск. Вообще, самое рискованное занятие - принятие решений. Решения тем сильнее, чем опаснее по последствиям (война), чем их больше на единицу времени (написание романа, где каждая страница - больше решений, чем вся жизнь конвейерного рабочего), чем они претенциознее, предлагая себя как решения для всех (философия и религия всегда играют по этой ставке). Духовность, повторяюсь, жутко мужская штука. Назовите-ка женщин-философов? Не докторов философских наук, а философов? Ну и вот. Женщине проще реализоваться как офицеру тайной полиции, чем так. Если резюмировать, то что уклоняет от инстинкта и культурной нормы? Ради чего - открытия, ереси и ошибки? Если говорить в поведенческих архетипах, то... Поведение, мотивированное любовью к истине, суть мужское. Поведение, мотивированное выживанием, суть женское. Идеальный мужчина приспосабливает часть мира под себя, если не удается - сдыхает, не велика потеря. Идеальная женщина приспосабливается и должна выжить всегда. Вот я и говорю: матриархат победил. Неважно, какие первичные и вторичные половые признаки у первых лиц государства. Важно, какая игра по смыслу. Если цель подавляющего большинства приспособиться любой ценой, то это женский социум.

Именем закона

Посмотрим на институты общества. Огромный чиновничий аппарат, растущий с XVII века, с так называемого вестфальского государства. Предприниматель продумывает, решает и рискует - архетипически это мужчина. Чиновник - это, прежде всего, минимизация личной ответственности... Какая там суть игры? Не подписывал, не отдавал приказ, чего-то делал, но не здесь - поэтому накажут не меня. Тот, кого не накажут, пойдет делать карьеру дальше. Главное не быть крайним. Негативный отбор. Идеальный государственный бюрократ - вообще не мужик (реальные мужики там есть, но они не идеальные бюрократы, то есть все-таки берут ответственность на себя). Мужской тип власти: я, граф Солсбери, решил так-то и так-то, ежели прокосячил, хана мне, но пока что - живо выполнять мою волю. По сути, практика умного самодура. А у нас? На основании параграфа два дэ восемь статья пятой, а еще мне звонил Петр Петрович, а еще вчера сестра заходила и Витька заносил... блин, как же это провести по пятой статье-то? Решение вроде есть, но непонятно, кто его принял. А значит - не решение.

Типовая советская семья тоже матриархальна. Мужик, сдающий жене получку каждый месяц, ребенка и недвижимость - при разводе. Он может зарабатывать в три раза больше, но если он вынужден делать нычки и просить рубль на обед - как это называется? И прятать в шкафу свои "ноль пять", и "отпрашиваться", и терпеть поучения - что это? И это ведь не значит, что жена сильнее психологически, скорее наоборот, но юридические и культурные нормы за нее. Это не самый справедливый мир? Но женщинам ближе сострадание. Когда всех детей любят одинаково. Эгалитаризм называется. Французская революция, русская революция, политкорректность. Справедливость жестока, но сострадание в ранге закона может быть и пострашнее.

Гонки за знаками

(Юлия Спирина, "Красноярский комсомолец", 11.06.2008) ГИБДД Красноярского края провела автоквест

Понятия "автоквест" и "ГИБДД", на первый взгляд, совсем не сочетаются. Как могут блюстители порядка мириться с лихими гонщиками-квестерами? Но не нужно делать поспешных выводов, все возможно. В честь празднования дней красноярской милиции блюстители порядка на дороге решили провести автоквест и тем самым доказать, что можно играть в эту игру, не нарушая правил дорожного движения. Итак, 6 июня. Вечер пятницы. Сборные команды ГИБДД, СМИ и обычных автолюбителей встретились в автоквесте "Полосатый рейс".

Проколесить почти весь город и ни разу не нарушить ПДД оказалось трудновыполнимой задачей. Как ни старалась команда редакции "КК", а совсем не нарушать установленных правил не получилось. Четыре часа гонок, споров, смеха, срывающихся звонков мобильника, вспышек фотоаппарата, ссор и извинений - без этих "процедур" автоквест не автоквест.

Суть

Автоквест, по сути своей, автомобильное городское ориентирование, современный аналог детской игры "казаки-разбойники". Участниками становятся команды, состоящие из автомобиля и экипажа из четырех человек. Соревнования проводятся, как правило, в пятницу вечером. Причина понятна - в это время суток дороги относительно свободны. Суть игры состоит в последовательном отгадывании заданий - зашифрованных объектов. Команда на старте получает первую головоломку - это загадка, шарада или ребус, в котором зашифрована какая-то географическая точка города. Задача - понять, что это за место, приехать туда раньше других и получить следующее задание.

Зачин

Площадь при ТРК "Планета" - точка сбора участвующих в квесте тридцати команд. Десять из которых гибэдэдэшные, десять СМИшные и еще десять - "обычногорожанские". Тусовались экипажи кучками, встречались со знакомыми, здоровались, казались радушными. Но каждый из них жаждал не участия, а победы. На старте ты не меряешь мощность двигателя автомобиля соперника с возможностями своего "железного коня". Ты, как истинный романтик, уповаешь на собственный интеллект, быструю реакцию штурмана и проворность водителя. Конкуренция обещает быть жесткой, мысль "а вдруг победим мы" тешит самолюбие. Как все-таки хочется быть первыми... Но игра расставляет все на свои места.

Начало

Динамики в машине включены на всю мощность. Радио "Наши песни", все команды напрягли слух, по радиоволнам сообщают первое задание. Звучит вступление к песне "День Победы". Визг шин, рев двигателей. Тридцать машин срываются с места, правда, в разном направлении. Кто-то на улицу 9 Мая, а кто-то, как мы, отправился на площадь Победы - истинную первую точку автоквеста. Все начиналась так красиво и легко: мы в лидирующей группе, щелкаем задание как орешки. Казалось, удача нам не изменит. Но это только казалось.

Тупик

Четвертое задание - "Преступник пил вино "Хижиналени" - ввело в транс всю команду. Что такое "хижиналени", причем здесь преступник и вино? Мы продолжали путаться в догадках, наворачивая круги по центру Красноярска.

- Мир хижинам! - прокричал координатор первую подсказку.

Каждый участник нашей команды пробовал найти связь между словами и зашифрованной в них географической точкой города. Напряжение звенело в ушах. Нервы не выдерживали. После второй подсказки - "черно-белое" - мы окончательно пали духом: припарковали машину и стали ждать, когда сообщат нужное место. Половина экипажа отправилась нервно курить в стороне от машины, вторая половина осталась сидеть в салоне, набивая животы шоколадками, дабы активизировать мыслительный процесс. Радовало одно: мы такие не одни. Очень скоро начали раздаваться звонки. Это другие команды осторожно интересовались, где мы и как. Практически все игроки застопорились на преступнике, вине и хижине.

- Дворец труда, - ошарашил координатор ответом. Всю дорогу до "точки" мы искали логическую цепочку, которая могла бы привести от вина и преступника ко Дворцу труда. Честно, не нашли, но это уже было не важно, заданий впереди было еще много, и мы не позволили себе расстраиваться по пустякам.

Теория

Главное условие, объявленное "дорожными" организаторами, - не нарушать правила и передвигаться по городу, не нарушая допустимую скорость - 60 км в час. За честностью и порядочностью игроков следили сами организаторы. Почти на каждом повороте маскировались патрульные машины, оборудованные радарами. Нарушителей было немало, ведь поглощенный игрой водитель не замечает, как с допустимых 60 перескакивает на 80 км в час. Замечу, что пока автоквестеры вовсю старались правила дорожного движения не нарушать, простые автолюбители на безопасности езды не заморачивались. В этот вечер аварий случилось много. Наверное, у многих красноярцев была очень тяжелая трудовая неделя, после которой многие решили расслабиться, сев за руль после одной-двух выпитых бутылок пива...

Засада

- Вы проскочили одну точку, возвращайтесь обратно, - радушно сообщил координатор на очередном пункте.

Мы впали во второй за вечер мозговой транс. Правда, на этот раз, чтобы сообразить, куда ехать, нам понадобилось всего пятнадцать минут. Приехали на нужную точку - к цирку. Настроение неудержимо падало вниз. Шеф нервничал не по-детски и даже предлагал свернуть лавочку и поехать домой, но команда не позволила. Напрасно мы думали, что все худшее уже случилось. Худшее поджидало нас за следующим поворотом.

Темнота, гаражи и мигающая аварийными огнями машина. Нет, это не мы не попали в аварию, мы, следуя указаниям координатора, поехали в назначенную точку, игнорируя знак "кирпич". В запале игры как-то не домыслилось, что при въезде в гаражный массив "кирпич" висеть не может, а значит, нужно обратить на него пристальное внимание. Здесь, рядом с пустой машиной координатора, стоял автомобиль с красными мигалками и сотрудниками ГИБДД.

- Ваши документы, - козырнул один из них.

- Вот видите бумажку, мы участвуем в квесте, который вы организовали, - свирепеет шеф.

- В машину пройдемте, поговорим, - упорствует сотрудник ГИБДД.

Мы молча наблюдали за ссорой. Весь наш женский коллектив провожал взглядом уходящих во тьму мужчин. В панике мы кинулись звонить координаторам, но они нас успокоили - это всего лишь розыгрыш. Без креатива не обошлось. Надо отдать должное, во время проверки нашей машины ни один мускул на лице сотрудника ГАИ не дрогнул. Шеф искренне поверил в серьезность разговора, но вместо штрафа ему протянули бумажку со следующей загадкой и ошарашили фразой: "Да ладно, не парься, мужик, вот тебе задание".

- Блин, это розыгрыш! - улыбался шеф, всматриваясь в очередное задание.

- В следующий раз проще разговаривайте, - посоветовал сотрудник, которому шеф успел-таки нахамить и подпортить настроение.

Было неприятно и грустно чувствовать себя отстающими, эмоции часто перехлестывали через край. Но это не давало нам никакого повода хамить организаторам. Поэтому после недолгого присутствия на финише - у памятника Ивану Ярыгину, наш экипаж решил вернуться к цирку и извиниться.

- Да вы что, все нормально, за рабочую смену и не такого наслушаешься! - улыбались сотрудники ГИБДД.

Хорошие они все-таки мужики, что бы ни говорили. Счастливые, прощенные и уставшие мы отправились домой.

***

Сломать голову, отгадывая шифровки, перебудить родственников, требуя объяснить, где находится памятник бременским музыкантам, пощекотать нервы, наворачивая лишние километры... После этого так здорово возвращаться домой и радоваться, чувствуя, как продуктивно прожил этот пятничный вечер.

Здравствуй, Пушкин!

(Иван Беляков, "Красноярская неделя", 11.06.2008)

Вчера в центре Красноярска, на углу проспекта Мира и улицы Кирова, состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину и Наталье Николаевне Гончаровой.

Церемония открытия превратилась в театрализованное представление, во время которого звучали пушкинские стихи, к подножию памятника возлагались цветы, произносились торжественные речи.

Накануне этого события мы обратились к автору памятника, известному красноярскому скульптору Константину Зиничу, который рассказал нам, что эскиз памятника был создан им ещё три года назад. Когда началась подготовка к празднованию 380-летия Красноярска, глава города Пётр Пимашков поддержал идею Зинича воплотить его замысел в бронзе. И недавно бронзовая скульптура была отлита в Нижнем Тагиле на предприятии "Тагил-литьё". К проекту подключился народный архитектор России Арэг Демирханов, который создал изящную архитектурную композицию. Место выбрано не случайно - рядом театр имени Пушкина, через дорогу - "Детский мир", а в прилегающем сквере часто встречаются влюблённые пары.

Нет сомнений, что новый памятник станет излюбленным местом у красноярцев и гостей нашего города.

Торможение на старте

(Евгений Волошинский, "Вечерний Красноярск", 11.06.2008)

Отчет департамента транспорта администрации Красноярска о ходе реализации новой транспортной схемы направлен в прокуратуру и УФАС

Тема внедрения новой транспортной сети города Красноярска в прошлую пятницу получила неожиданное развитие. Отчет транспортного департамента администрации краевого центра был раскритикован депутатами городского Совета.

Оптимизма не занимать

Разговоры о необходимости внедрения новой транспортной схемы в Красноярске ведутся уже давно. Оно и понятно: город перегружен транспортом, особенно центр, качество пассажирских перевозок оставляет желать лучшего, да и состояние подвижного состава настораживает. Учитывая эти факторы, в 2006-м департамент транспорта администрации краевого центра вышел с предложением начать разработку новой маршрутной сети города. Началось все, как и положено, с анализа положения дел и разработки мероприятий на 2007-2008 год по реформированию системы.

- План работы предусматривал разработку и защиту инвестпроектов по приобретению подвижного состава для муниципальных предприятий, создание новых автобусных предприятий, изучение пассажиропотоков. Также занимались организацией конкурсного отбора перевозчиков для работы на маршрутах, введение единой автоматизированной системы управления пассажирским транспортом с использованием спутниковой навигации, проектирование и строительство 16 линейных диспетчерских пунктов, - рассказал в минувшую пятницу депутатам горсовета заместитель начальника транспортного департамента городской администрации Леонид Семенов. Первые результаты были получены уже в 2006 году, когда были приняты правила перевозки пассажиров, что, по словам Семенова, позволило подвести начальную законодательную базу для проведения реформирования.

- В 2007 году были разработаны и проведены мероприятия по приобретению подвижного состава в количестве 190 автобусов и 3 трамваев, - продолжил Семенов. - а также разработан и реализуется проект автоматической диспетчерской службы стоимостью 28 млн руб.

Помимо этого, в 2008 году был реализован проект социальных пластиковых карт, и уже с апреля он начал действовать. - Сегодня 513 автобусов по 55 маршрутам и 148 единиц трамваев и троллейбусов по 14 маршрутам перевозят пассажиров по этим картам. Таким образом, охвачено 62% маршрутов и 45% подвижного состава. После получения второй очереди оборудования планируется увеличение доли охваченных маршрутов до 90%, а подвижного состава до 80%, - заявил Семенов.

Стоп, машина

Депутаты горсовета, однако, не разделили оптимизма заместителя начальника транспортного департамента. Первое, что раскритиковали народные избранники, была форма предоставленного отчета. "Когда мы внедряем новую транспортную схему, хочется понять, к каким конкретным экономическим показателям это приведет. Этого в проекте нет, - был категоричен депутат от "Справедливой России" Сергей Жабинский. - И второе, данные по экономическо-хозяйственным показателям, которые предоставлены нам, - это издевательство над депутатами, хоть немного разбирающимися в экономике. Рассчитывать прибыль и убытки пассажирских перевозок и просто делить расходы на доходы, не учитывая валовую прибыль (или убытки), в корне неверно".

Поддержала его и Елена Пензина: "Мы еще в прошлом году просили предоставить нам детальную транспортную схему, и вот даже теперь здесь этого нет. Мы не видим, какие маршруты сократили, какие появились, по каким улицам пройдут. За второй срок своей работы в горсовете адекватных отчетов департамента транспорта я так и не видела". Помимо недовольства формой отчета, высказывались и более конкретные претензии к департаменту транспорта, в частности по поводу соблюдения правил перевозок, которые далеко не всегда исполняются на должном уровне, а адекватных форм контроля за этим до сих пор нет.

- У меня на контроле сейчас несколько обращений, в которых людей просто выбрасывали из автобусов, несмотря на то что у них есть пластиковые карты, - негодовала Пензина. - Один из последних примеров - когда 72-летнюю пенсионерку в буквальном смысле вышвырнули из маршрута 43а. И это притом, что согласно постановлению администрации края для проезда в автобусе человеку достаточно иметь лишь одну пластиковую карту, а кондукторы и водители требуют наличия чека активации и прочих не установленных документов.

Другой вопрос, которым задавались депутаты, - это себестоимость проезда. Согласно отчету транспортного департамента в муниципальном транспорте она составляет 17 руб., а в коммерческом - 10 руб. Однако, по мнению Пензиной, коммерческие перевозчики несут аналогичные муниципальным расходы, почему же у них себестоимость меньше? Также под сомнение депутатами была поставлена эффективность системы конкурсного отбора перевозчиков на маршруты.

- У нас в городе есть две маршрутные сети: муниципальная, где ездят большие автобусы с 2 пассажирами, и частная, где в маленьких автобусах ездят по 100 человек, - отметил депутат от ЛДПР Александр Глисков. - Я из департамента транспорта истребовал протокол конкурсной комиссии по этим муниципальным маршрутам, из которого видно, что лоты формируются таким образом, чтобы выиграли два муниципальных предприятия. Вот и встает вопрос: почему на лоты нельзя выставить эти низкорентабельные маршруты и зачем на них использовать большие автобусы, если там сидят 2 человека?

Искать ответы на свои вопросы Глисков намерен не в департаменте транспорта, а в прокуратуре и УФАС, куда он и направил по экземпляру отчета транспортников. По итогам дебатов было решено создать рабочую комиссию из семи депутатов горсовета, которая изучит вопрос и подготовит адекватный отчет для проведения общественных слушаний. Что ж, похоже, с запланированным на 1 июля началом реализации новой транспортной схемы вновь придется подождать.

Сессия на "пять"

(Дарья Яблонько, "Красноярский комсомолец", 11.06.2008)

Корреспондент "КК" побывала на пятом заседании пятой сессии

Последняя сессия Законодательного собрания края была особенной. Даром, что пятая, так еще и пятого созыва, и прошла пятого июня. В свете так символично совпавших трех пятерок и, как справедливо заметил кто-то в зале, праздника Вознесения Господня, председатель ЗС края Александр Усс выразил надежду, что и пройти заседание должно хорошо, то бишь на "пять".

Повестка

Первым делом депутаты сняли с повестки дня несколько вопросов. Ну не то чтобы совсем сняли, а так, перенесли. Например, о том, как государству поддержать агропромышленников края, решили поговорить в другой раз. И о том, чем помочь жителям Таймыра, - тоже. Ничего, подождут, для их же блага. Не из прихоти их оставили "на потом", а дабы подготовиться получше, следовательно, и помочь пошибче. Руководствуясь "особенностью" заседания, Александр Усс предложил также не заслушивать представителей городской администрации. Кому от этого будет лучше - депутатам или городской администрации, - я, честно, не поняла.

На "разогреве" перед наиглавнейшим из наиважнейших пунктов повестки дня - принятием Устава Красноярского края, над которыми краевые парламентарии трудились целый год, - распределили по участкам мировых судей. Все четыре кандидатуры - представительницы прекрасной половины человечества (к судьям словосочетание "слабый пол" как-то не клеится). Депутаты, а мужчин среди них большинство, на женское судейство дали добро почти единогласно и следующим пунктом приняли отставку депутата Ревякина. Его коллега по депутатскому цеху Владислав Королев осведомился, по какой же причине Александр Вячеславович складывает с себя депутатские полномочия. Вопрос Королева зал встретил сдержанным смехом. Наверное, каждый подумал о чем-то своем или все об одном и том же. Все оказалось гораздо оптимистичнее - Ревякин покинул депутатское кресло, чтобы пересесть в кресло помягче (уехал работать в другой регион необъятной РФ), чем очень огорчил Алексея Клешко.

- Очень жаль, что такой умный, знающий и ценный человек уходит от нас, - сказал Алексей Михайлович - Безвременно, - добавил Александр Усс.

Шутку, конечно, все поняли и посмеялись, отсутствующему Ревякину остроту председателя Заксобрания, думаю, передадут. И наверняка передадут пожелание, или, скорее, рекомендацию Усса сгладить скорбь от ухода "неформальным мероприятием".

Гимн

Затем очень быстренько рассмотрели и приняли пятнадцать законов и проектов и разнесли в пух и прах проект закона Лесосибирского горсовета, который попросил на строительство доступного жилья еще денежек: те, что давали, закончилось раньше, чем этажи в плане застройки. И вот, наконец, долгожданный момент. Трибуну занимает председатель комитета по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества Алексей Клешко. Заметный своим здоровым румянцем, Алексей Михайлович зарделся еще сильнее. Это немудрено. Можно сказать, курсовую свою сдает - большую часть работы над Уставом проделал именно он. Недюжинную работоспособность своего зама Александр Усс отметит позже. Вот докладчик докладывает, а присутствующие внимательно слушают. Кто-то, конечно, слушает, напряженно буравя взором искомый документ, а кому-то проделанная Клешко работа была не так интересна. Самый молодой депутат Владислав Зырянов явно чувствовал себя неуютно, о чем свидетельствовало выражение его лица. Петр Медведев большую часть выступления Клешко слушал спиной: он о чем-то оживлено беседовал с соседом сзади. Юрий Абакумов очень ловко использовал свое депутатское кресло в качестве транспортного средства и изредка подкатывал на нем к другим депутатам. Речь шла, естественно, о делах государственных. И когда председатель Заксобрания предложил проголосовать за Устав - депутаты потянулись к своим пультам, и только Медведев никак не отреагировал на призыв. Казалось, вот-вот ему "выпишут" повторное приглашение к голосованию. Но обошлось. И вот историческое событие свершилось! Устав единогласно принят в первом чтении. Торжественность и важность момента наполнила сердца депутатов патриотизмом. Олег Пащенко выступил с предложением:

- Уважаемые коллеги, пафос - это, конечно, вещь не всегда уместная, но не в этом случае. Я предлагаю спеть гимн Красноярского края.

Эмоциональный подъем Олега Анатольевича вызвал у большинства присутствующих улыбку, а Александр Усс рассудил, что Устав вступит в действие только через две недели, в торжественной обстановке, да в присутствии губернатора Александра Хлопонина, вот тогда и будет шанс продемонстрировать свои вокальные данные. Дальше все пошло своим чередом. Законы, проекты... Зашла речь и о дорогах (было бы удивительно, если бы этого не произошло, особенно в свете всеобщего к ним внимания). Предложили перестать ставить на каждом повороте гаишника и наконец-то повернуть "федералов" лицом к Красноярскому краю. На что докладчик с "оборонительными" нотками в голосе сказал, что мол, строим, ремонтируем, изыскиваем...

Искусство

Через два с половиной часа после начала сессии балкон, предназначенный для журналистской братии, опустел. Вскоре объявили сорокаминутный перерыв. В качестве освежителя для мозга председатель Усс предложил народным избранникам глоток... искусства, пригласив на фотовыставку. Далеко идти не пришлось: шедевры пейзажной фотографии расположились на втором этаже краевой администрации. Потихоньку-помаленьку депутаты начали подтягиваться. В окружении видов Красноярья повеселел даже хмурый Зырянов. А вот Василий Моргун - который еще несколько минут назад чему-то очень бурно радовался, схлопотав при этом замечание, - отчего-то загрустил. Особенно когда Александр Усс, открывая выставку, заговорил о женщинах. Как там у Филатова: "Где бы что не говорили, все одно сведет на баб".

- Нас и так окружают красивые женщины, но все же я желаю вам, чтобы их было больше - радостно произнес Усс.

- К сожалению, это совсем не так, - вполголоса сказал стоявший поодаль Моргун и удалился.

Через положенные сорок минут заседание возобновилось.

Пятая сессия была и впрямь особенной. Депутаты проявили редкостное единодушие почти по всем тридцати трем вопросам повестки, "пели", так сказать, в унисон. Никаких значимых эмоциональных выпадов и дискутивных порывов не случилось. Все прошло хорошо и закончилось happy end-ом, как и говорил в начале председатель Заксобрания. Надеемся, стремление к единству депутатов в общем и к концертной деятельности Пащенко в частности через две недели не ослабнет, когда в честь вступления в силу Устава Красноярского края Александр Геннадиевич скомандует: "Запе-е-е-вай"!

Мастер иллюзии на выдумку горазд

(Ирина Голова, "Сегодняшняя газета", 11.06.2008)

Зритель видит сцену такой, какой ее придумал художник

Рядовой зритель уверен, что главные творцы спектакля - это актеры. Но когда открывается занавес, то первые аплодисменты - художнику. Купив билеты на спектакль, мы испытываем особое волнение, предчувствуя встречу с чем-то необычным, таинственным, встречу с праздником. И, чтобы эти ожидания сбылись, особая задача возлагается на театрального художника. Это он создает волшебный мир, в который на время действия погружается зритель. На совести художника всё, что мы видим: пространство сцены, декорации, костюмы: даже книжка на столе и цветок в руках героини не появится без его воли и участия.

Уже 10 лет работает театральным художником Виктор Чутков, и около четырех лет из них - в Красноярском ТЮЗе. До этого Виктор занимался творчеством в разных городах России: Ульяновске, Туле, Братске. Более 30 спектаклей по классическим и современным произведениям в творческой копилке Виктора Чуткова. Красноярцам знакомы его работы "Питер Пен", "Сирано де Бержерак", "Этот сумасшедший дом", "Маленький принц" и другие. Но это зрителям. А вот актеры театра знают Виктора и как живописца. Закулисным хобби художника стали портреты актеров. Коллеги вдохновляют его на создание полотен. Кстати, горожане тоже могли познакомиться с работами Чуткова, причем за пределами театра. Несколько ресторанов и кафе в Красноярске оформлены им: "Суши-бар", "Дублин"... А в кафе "7 самураев" стоит большая кукла, выполненная по эскизам Виктора Чуткова.

В мастерской художника всё кажется сказочным. Миниатюрные макеты - как игрушечные миры. Раньше в театрах была такая должность - макетчики. Они создавали маленькие шедевры, вырезая и вытачивая из дерева и металла крохотные предметы, предполагаемые на сцене. Учитывали всё, вплоть до мелочей, даже подключали лампочки, чтобы было видно, как всё смотрится с подсветкой. Такие макеты Виктор делал сам. "Сегодня это применяется уже реже, чем раньше. Все перешли на компьютер, - без сожаления об ушедшем времени говорит он. - В своей практике из 40 спектаклей, к которым я создал декорации, макет делал только к нескольким. Это необходимо, когда пространство сцены слишком сложное".

Сегодня декорации воплощаются сразу на сцене. Конечно, есть наброски и эскизы, но сколько раз еще изменится замысел автора: "Донести первоначальную задумку до премьеры не получается никогда. Режиссер во время репетиции меняет спектакль, вслед за этим меняются декорации. Постановщиков, которые изначально знают, чего хотят, - мало. У них постоянно возникают какие-то идеи, а нам приходится подгонять под каждую идею декорации", - говорит Чутков. Театральный художник - это фокусник. Виктор Чутков свою задачу определил так: "Из максимально простых материалов нужно сделать эффектную вещь". Зритель верит роскоши театрального убранства. А зря! Всё это - не иначе как обман зрения. "Нас учили, что парчу можно сделать из обычной двунитки. Красится материал, поверх наносится узор -масляной краской, потом бронзой, еще отливчик специальный, получается настоящая парча".

Пышные исторические костюмы требуют от художника постоянной зарядки для мозга. "Опыт есть уже в голове. Но всегда подсматриваю, обновляю, "заныриваю" в книжки", - рассказывает Виктор. В его домашней библиотеке немало книг о костюмах разных эпох. Но сегодня многие спектакли ставятся практически без декораций, без изящных костюмов. Казалось бы, тут и работы-то художнику нет. Но Виктор с этим не согласен. "Дело в том, что порой придумать простой костюм гораздо сложнее, чем какой-нибудь кринолин. Так же и простую декорацию", - рассуждает он. Но даже мастер иллюзии мечтает о чем-то непридуманном. Виктор признается, что в его практике пока не было спектаклей с винтажными костюмами - старыми, настоящими, которые люди носили в жизни.

Может, еще будут.

Леонид Шорохов: "В отрасли назрели перемены"

(Дмитрий ИВАНОВ, "Вечерний Красноярск", 11.06.2008)

О продовольственной безопасности региона, ситуации, сложившейся в сельском хозяйстве, в интервью "ВК" рассказал заместитель губернатора Красноярского края Леонид Шорохов.

- Леонид Николаевич, целый ряд перерабатывающих предприятий Красноярского края принадлежит собственникам из других регионов. Вас не смущает подобное положение дел?

- Знаете, я абсолютно нормально к этому отношусь. Это масштабные инвестиции, которые поступают в экономику края. И очень хорошо, что находятся люди, готовые вкладывать средства в переработку продукции на территории края, - пожалуйста, приходите, осуществляйте свои замыслы. Но вообще в области переработки у нас сложилась "нехорошая" ситуация, поскольку не только молочная, но и мясная переработка - это все практически неместные компании. К сожалению, в крае практически исчезло консервное производство. Нам предстоит очень большая работа по созданию в данном направлении конкурентной среды. Отмечу, что все стратегические решения в компаниях (например, закупочная цена) принимаются не в крае. Местные исполнительные директора ничего не решают, просто выполняют установки московского руководства. Поэтому, создавая конкурентную среду путем строительства местных перерабатывающих предприятий, мы заставим эти компании задуматься об их роли на территории края.

- Тогда вопрос в продолжение темы: как вы относитесь к инициативе депутатов Законодательного собрания края о создании госпредприятия по переработке молока?

- Это инициатива не только краевых парламентариев, такое предложение впервые озвучил губернатор края еще год назад во время совещания по итогам уборочной кампании. В последнее время этот вопрос встает очень жестко, и однозначно на него ответить нельзя. Сегодня на рынке переработки молока сложилась такая ситуация, когда доминируют 5 частных компаний, они держат примерно 80% молочного рынка в крае: 35% перерабатывает "Милко", или "Юнимилк", 18% - "Арта", 12% - "Вимм-Биль-Данн", 8-10% - "Агросибком", 4-5% - минусинская компания "Молоко". Однако, анализируя рынок переработки молока на предмет загруженности мощностей, можно сказать, что она составляет порядка 50%. Поэтому, прежде чем строить свой перерабатывающий комбинат, нужно понять, для чего он нам. И если уж решим построить этот комбинат, то он не должен быть планово-убыточным. Многие сельхозпроизводители говорят, что вновь построенное конкурентное предприятие установит хорошую закупочную цену и тем самым решатся все проблемы. Но ведь если продукция будет дороже, то вряд ли она будет востребована покупателем. Цена не позволит конкурировать с продукцией, производимой другими предприятиями. И мы вынуждены будем ежегодно закладывать средства в бюджет, чтобы возмещать убытки этому комбинату.

- Есть ли иные пути решения проблемы?

- Я считаю, что нужно идти по несколько иному пути, который уже был 15-20 лет назад, когда начиналось акционирование предприятий. В то время учредителями каждого перерабатывающего комбината были сельхозтоваропроизводители. Это уже потом они распродали свои акции, уж не знаю в угоду чьим интересам. А коммерсанты сделались монополистами на рынке и сейчас устанавливают закупочные цены. Вот я и предлагаю - давайте вернемся к этой схеме: руководители сельхозпредприятий должны участвовать в строительстве этого комбината и стать его учредителями, тогда они смогут сами устанавливать закупочную цену, будут заинтересованы в прибыльной работе данного предприятия, в продвижении продукции, вырабатываемой данным предприятием, с целью получения максимальной добавленной стоимости продукта и, соответственно, прибыли, которая затем делится между учредителями.

Власть готова поддержать такой проект и даже участвовать в первоначальном этапе его строительства. Сейчас мы отрабатываем различные варианты и смотрим, как лучше решить этот вопрос. Может быть, нужно дать преференции местной переработке, которая еще есть в крае? Я уверен, что сегмент собственной переработки должен становиться все больше и больше.

Контроль за качеством

- Как вы относитесь к инициативе Роспотребнадзора о запрете продажи замороженного мяса? Может ли это каким-то образом сказаться на местном производителе?

- В перспективе этот закон может сработать в пользу отечественного производителя. Однако на сегодняшний день сырьевая база Красноярского края не способна удовлетворить потребности местных производств. Переработчики правы, когда говорят, что мы еще не научились выращивать продукцию тех стандартов, которая может им давать прибыльную работу, соответственно, повышать закупочную цену за сырье, приобретаемое у местного товаропроизводителя. Правда, сейчас ряд предприятий начали заключать договора с местными поставщиками, и это надо рассматривать как добрый знак. Мы понимаем, что в этом направлении предстоит серьезная работа, поскольку на сегодняшний день в крае мясного скотоводства нет. Соответствующая федеральная программа должна быть разработана до 1 августа 2008 года, и мы должны предусмотреть в краевом бюджете ее софинансирование. Сегодня мы производим порядка 175 тыс. тонн мяса, из других регионов завозится порядка 87 тысяч тонн. Это связано с работой перерабатывающих компаний: "Ярск" и "КПК" практически не работают на местном сырье, в основном на "заморозке", их производство выстроено именно под такую технологию.

Потребуются время и дополнительные денежные средства, чтобы перейти на работу с "охлажденным" мясом, но от этого, я думаю, выиграют все: переработчик, сельхозтоваропроизводитель, а главное, покупатель.

- Какие структуры контролируют качество местной сельхозпродукции?

- В первую очередь качество должен контролировать сам руководитель хозяйства, которое производит продукцию. Качество продукции также контролируется Роспотребнадзором, Россельхознадзором и службой ветеринарного надзора. В крае совершенна и одна из лучших в РФ система сертификации продуктов питания. Но, на мой взгляд, самый жесткий контролер - покупатель, именно он решает: "Этот продукт возьму, а этот - нет".

- Насколько сельчане обеспечены техникой?

- За последние 15-20 лет хозяйства не приобретали новую технику. Разве что считанное их число, чье финансовое состояние позволяло это сделать. Сегодня у нас порядка 80% техники изношено, со сроком эксплуатации более 10 лет. Однако благодаря закону о господдержке уже в бюджете 2006 года было заложено субсидирование процентной ставки по кредитам и 30%-ное компенсирование прямых затрат, связанных с приобретением техники. На 2008 год на эти цели было предусмотрено более 250 млн руб., ставка субсидирования прямых затрат выросла до 50%, и заявок уже поступило более чем на 500 млн руб. Я думаю, что по итогам года будет закуплено техники на 700-800 млн руб. Сегодня многие субъекты Федерации пошли по нашему пути. Необходимо усиливать это направление, ведь от своевременной модернизации парка только огромные плюсы.

- Краевые предприятия предпочитают местную или иностранную технику?

- Каждый производитель выбирает сам. Если говорить по 2008 году, то многие предпочитают как отечественную, так и импортную технику. Но мы ставим жесткие условия: необходимо наличие сервисных центров, чтобы компания, желающая присутствовать на нашем рынке, обеспечила надлежащее техническое обслуживание машин и агрегатов. Я думаю, было бы хорошо, чтобы и марка "Енисей" по-прежнему находилась на наших полях. Но пока ситуация складывается не в пользу "КЗК": в 2008 году сельхозпроизводители края закупили 25 комбайнов "Енисей", 94 комбайна - "Ростсельмаша" и около 50 белорусских. А ведь когда-то продажи красноярского завода были максимальными. Мы встречались с руководством предприятия, говорили о проблемах, о непродуманной системе обслуживания и снабжения запчастями. Уверен, что КЗК еще скажет свое веское слово, и комбайн "Енисей" станет, как в былые времена, самой востребованной моделью у сельхозтоваропроизводителей края.

Пробуксовка сельхозкооперации

- Что можно сказать о развитии сельхозкооперации?

- По созданным кооперативам у нас один из лучших показателей в РФ: на сегодняшний день их 148. Однако только в 2008 году стал высоким показатель реально работающих кооперативов. В 2007 году, когда только начали развивать сельхозкооперацию, мы немного "просели": не было понимания, для чего создаются кооперативы, какую нишу они должны занять, куда сдавать продукцию. Порядка 75 млн руб. было предусмотрено на субсидирование процентной ставки на покупку техники - освоили только 11 млн руб. Было очевидно, что идет "пробуксовка". Сегодня люди начинают понимать, для чего они организовались в кооператив, что необходимо делать, чтобы развивать свой бизнес. В состав кооперативов входят как юридические лица, так и ЛПХ. Мы в каждом районе должны наладить сбор молока, организовать закуп мяса и овощей. Я уверен: из года в год активность в развитии кооперации будет усиливаться. Может быть, в крае кооперативов будет 200-300, все они займут свою нишу, появится конкурентная среда.

- Что происходит с фермерским движением?

- Согласно федеральному законодательству до 1 января 2010 года само понятие "фермерское хозяйство" исчезнет. Такие хозяйства должны или ликвидироваться, или реорганизоваться в кооперативы и иные организационные формы, многие уже регистрируются как индивидуальные предприниматели. Есть районы, где фермерское движение сильно - Балахтинский, Новоселовский, люди привыкли надеяться только на себя, создают крепкие крестьянские хозяйства. Отрадно, что за последние годы число малых форм хозяйствования на селе растет. Люди стали понимать, что есть земля, на ней можно работать и получать прибыль. Еще лет 15-20 назад фермерских хозяйств в каждом районе было по нескольку десятков, люди думали, что можно просто взять землю - и все будет хорошо. Но к земле нужно относиться по-хозяйски, это тяжелый труд, он не каждому по плечу.

Бухучет из прошлого

- Леонид Николаевич, сельское хозяйство края получает наиболее масштабную поддержку по сравнению с другими субъектами СФО. Уже заметна какая-то положительная динамика?

- Впервые за последний год мы приостановили снижение поголовья скота, идем с плюсом по производству молока и мяса, урожайность в Красноярском крае самая высокая в СФО на протяжении 5 лет, увеличивается число рентабельных хозяйств. Все это благодаря существующей господдержке. Мы даем целевые деньги, для того чтобы производитель получил результат, позволяющий ему вести доходную работу. Сейчас отрабатываем новую ведомственную целевую программу. Губернатор края подписал соглашение с министром сельского хозяйства РФ, где указаны необходимые объемы роста производства. Показателей множество, и мы должны их выполнить. Конечно, господдержка отрасли должна расти, но всем без исключения деньги выделяться не будут. Каждый руководитель на месте должен быть ориентирован на эффективное вложение государственных средств, что должно привести в итоге к получению конкретного результата. Тогда будет и положительная динамика в финансовом плане, которая в свою очередь подтолкнет к росту той же заработной платы, а сейчас на селе средняя зарплата 5,2 тысячи, это просто "ни о чем".

- И многие хозяйства края уже показали свое желание работать?

- Власть должна мотивировать сельхозпроизводителей на результат. Мы поставили не очень жесткие условия по своевременной выдаче зарплаты, сохранению поголовья скота, наличию качественных элитных и кондиционных семян. Условия эти необходимы, чтобы руководитель знал: выполнит эти условия - получит господдержку, не выполнит - не получит. На 2009 год мы еще повысим эту планку, предусмотрим систему градаций для стимулирования хорошей и продуктивной работы. Сельхозпроизводители должны выходить на новый уровень, стремиться к получению наивысших результатов. А если глава сельхозпредприятия не может привести предприятие к хорошим результатам - пусть уходит, мы таким образом подтолкнем нерадивых хозяев к коренным преобразованиям: поискам инвесторов в обмен на собственность; слиянию с финансово устойчивым соседом.

- Некоторое время назад краевые власти высказывали идею: провести аудит хозяйств на селе для определения себестоимости продукции. Ее удалось реализовать?

- Когда мы отрабатываем объемы господдержки, то ориентируемся именно на себестоимость продукции, это один из ключевых показателей. Но та система бухучета, которая есть сейчас, родом из прошлого века, она, мягко говоря, несовершенна. В Минсельхозе России уже дано поручение отработать новую систему отчетности и учета в сельском хозяйстве. В сельхозпроизводстве затраты, понесенные в 2008 году, дают результаты только в 2009-2010 годах. Рентабельность в отрасли может быть сумасшедшей - 50-60%, но в итоге - денег в кассе и на расчетном счете нет. Есть стандарты мировой отчетности, мы должны свою отчетность к этим стандартам привести, и тогда у нас появятся дополнительные аргументы в защиту того, какими должны быть направленность и размер господдержки. Тогда и инвестиции пойдут, в том числе иностранные. Сегодня инвесторы видят 50% рентабельности и понимают: да это "супер", надо все продавать и вкладывать в сельское хозяйство. Они вкладывают деньги, а через год прогорают. Вот такой есть ребус в сельском хозяйстве, разгадка которого, я думаю, не за горами.

Комплексный подход

- Леонид Николаевич, каким направлениям отрасли сегодня уделяется особое внимание?

- В первую очередь необходимо стремиться к внедрению новых технологий, это должно превалировать в работе. Купить технику и субсидировать сельчанам затраты на ее приобретение очень важно, но без технологий не будет того эффекта, на который мы рассчитываем. Мы просто не окупим затраты на эту технику без комплексного подхода. Покупка техники по ресурсосберегающим технологиям в растениеводстве должна обязательно сопровождаться дополнительным выделением денежных средств на элитные и кондиционные семена, минеральные удобрения, гербициды и протравители. Вот тогда будет эффект. Аналогично и при внедрении новых технологий в животноводстве. Мы в этом году объявили конкурс на создание программы развития АПК края до 2017 года. Тендер выиграл аграрный университет, сейчас вместе с ним готовим программу, в которой будут также обозначены направления развития: ЛПХ, сельхозкооперации и социального развития села.

- Красноярский край называют "зоной рискованного земледелия". Существуют ли технологии, с помощью которых можно облегчить работу сельчан в нашем суровом климате?

- Сельское хозяйство - вообще зона рискованного вложения капитала. Но технологии позволяют свести к минимуму те риски, которые связаны с климатом. Что касается опять-таки ресурсосберегающих технологий, то в этом аспекте Красноярский край опоздал лет на пять. Хотя весной этого года мы на две недели позже приступили к посевной, чем в 2007 году, а ведь есть агротехнические сроки посева зерновых культур, но на сегодняшний день мы уже опережаем график 2007 года. Так вот, если по этому пути будем дальше двигаться, тогда и климат перестанет быть серьезным препятствием на пути получения хорошего урожая. Задача власти - внедрять новые технологии. Да, это требует дополнительных материальных вложений, но мы должны вкладывать в село, если хотим добиться хороших результатов. А если этого не делать, будем постоянно догонять уходящий поезд, а нам нужно вскочить хотя бы в последний его вагон.

- Эксперты говорят, что возить продукты на север края выгоднее по Северному морскому пути. Почему складывается такая ситуация?

- Всему виной огромные транспортные расходы. Мы бы очень хотели, чтобы край снабжал Норильский промышленный район своей продукцией, но этого не происходит. В большей части это связано с транспортными расходами, которые оставляют до 70 рублей на килограмм веса. Единственный для нас выход - доставлять продукты по реке, но навигация длится ограниченный срок. Чтобы наладить снабжение Северов нашей продукцией, нужны очень большие затраты из бюджета на покрытие транспортной составляющей.

Дотации навсегда

- Что нужно сделать для того, чтобы сельское хозяйство перестало быть убыточным? Выделять еще больше средств?

- Как говорится, не в деньгах счастье, хотя они играют очень важную роль. Но здесь у нас не соцсоревнование, кто больше из регионов выделит средств на село. Необходимо определиться, какие задачи ставят перед селом, а уже исходя из этого и рассчитывать суммы господдержки. Я думаю, что мы с вами не станем свидетелями того, чтобы сельское хозяйство перестало быть дотированным со стороны государства. Такого нет нигде, ни в одной высокоразвитой стране. Сегодня продовольственной безопасности во всем мире оказывается повышенное внимание. Потребность в продуктах питания из года в год растет, а обрабатываемых площадей в мире все меньше. Только в России есть хороший запас земель, которые можно вернуть в оборот. Во многих странах субсидии на поддержку намного, в разы, больше, чем в России. Я глубоко убежден, что во все времена государство не должно оставлять отрасль без внимания, другое дело, что государство вправе рассчитывать на то, что денежные средства, выделенные селу, должны расходоваться эффективно, разумно, по-хозяйски.

Голодное детство

(Дарья Олифиренко, "Красноярский комсомолец", 11.06.2008)

Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто твой поставщик

Дети-инвалиды, сироты, дети с отклонениями в развитии, маленькие пациенты краевых больниц и ребятишки, посещающие детские сады, весь прошлый год недоедали. Не потому, что наелись и капризничали, а потому, что больше им не давали. Потому, что тети и дяди из фирм-поставщиков больше не привезли, хотя должны были, а то, что лежало на детских тарелках, прибыло из тридесятого царства.

"Рыхлые" дети. Это мягко говоря, а если называть вещи своими именами, то дети-рахиты. Я передаю слова аудитора Счетной палаты Красноярского края, которая была в шоке, увидев детей одного из краевых домов-интернатов.

Проверку того, чем и в каких количествах кормят наших детей в муниципальных и государственных учреждениях края, Счетная палата провела в марте нынешнего года. Результаты ужасают. Выиграв гранды на поставки продуктов питания, получив из краевого бюджета деньги, фирмы просто не привезли часть продуктов, оставив детей полуголодными.

Как это было

Можно сколь угодно ругать советскую власть, но что касается питания в госучреждениях (и, прежде всего, детских), то там все было в полном порядке. "Прикрепили" свиноферму совхоза "Светлый путь" к детскому дому "Журавушка" - дети едят свинины столько, сколько положено для нормального роста. А попробуй не накорми - вмиг по шапке получишь. К тому же в немалой степени госзаказ обеспечивал стабильность производства. Работала система обоюдного предоставления займов, долгосрочных договоров, взаимовыручки, наконец. Что теперь? Рыночная экономика. А за нее, как сказал Владимир Путин, надо платить.

Система

В России и сейчас действует структура государственного заказа, только основана она на той самой рыночной экономике со всеми вытекающими. Несколько фирм изъявляют желание поставлять в госучреждения, будь то больница, военная часть, школа или детский дом, продукты питания. Среди этих фирм агентство государственного заказа проводит конкурс - тендер. Какая фирма предложит самые лучшие условия, та и развозит по "казенным домам" молоко и мясо. Точнее, кто молоко, а кто мясо. Здесь-то и проявляется все несовершенство российского законодательства. Во-первых, в Федеральном законе есть брешь - отсутствует норма закона, говорящая, что если местный производитель способен снабдить бюджетные организации сельскохозяйственной или какой другой продукцией, то незачем закупать ее за границей. Приоритетными пунктами в определении победителей тендеров являются сроки, объемы поставок и цена. Это касается не только продуктов питания, но и мебели, медикаментов, стройматериалов и всего остального. Порекомендуют, конечно, чтобы не возили что попало, а внять или не внять этим рекомендациям - остается на совести поставщиков. По результатам последней проверки выяснилось: не внимают.

Как это есть

В прошлом году около половины съеденного детьми мяса была родом из далекой Бразилии. Неизвестно, в каких условиях росли заморские буренки и хрюшки, никто не знает, сколько дней-ночей они до нас добирались и как при этом хранились. О качестве заграничного мяса можно судить по тому, что оно дешевле местного даже с учетом доставки с другой стороны земного шара. Все съеденные в прошлом году в детских садах и больницах помидоры взросли под жарким китайским солнцем. Налицо и территориальные сложности. Существует огромная разница между системой развоза продуктов по плотному мегаполису и городам огромного региона, на территории которого поместятся шесть Франций.

- Предположим, есть крупный лот на двадцать пять миллионов рублей на поставку мяса в триста муниципалитетов, - говорит депутат Заксобрания Красноярского края Владислав Королев. - Можете представить, какие нужно затратить силы и ресурсы победителю конкурса, чтобы развести это мясо вовремя и в полном объеме? Разрешить вопрос логистики региональной власти под силу. Например, раздробить большие лоты на более мелкие, и, в том числе, по территориальному принципу. А пока все остается как есть, недочеты и бреши законодательства вкупе с недобросовестностью некоторых бизнесменов приводят к катастрофе.

Шок

Дальше пойдут цифры. Сухая статистика. Этих цифр можно было бы не писать, ограничившись общими и приблизительными формулировками, но за каждой десятой этих процентов стоит ребенок и человеческое существо, обнаглевшее до такой степени, что стало способно обделить беззащитного малыша куском хлеба! Вот эти цифры: рыбы выдано 62,8% от требуемого количества, птицы - 92,5%. Сметаны израсходовано 70,3% от нормы, сыра - 67,8%, творога и того меньше - 39,5%. Свежих фруктов - 64,4 % (и это в регионе, где из фруктов одни ранетки растут!). Сока дети выпили на 56,5% меньше, чем положено.

В голове не укладывается, как в мирное время, когда деньги из краевого бюджета исправно выделяются, случилось так, что дети фактически голодают? Первыми "под удар" попали ребятишки, о которых, кроме как государству, позаботиться больше некому. И накормить их больше некому. Есть и конкретные примеры возмутительной экономии на питании детей. Цифры по Уярской коррекционной школе ужасают. Ребятишкам привезли только 33,9% творога от необходимой нормы, всего 50,3% обещанной сметаны, рыбы - всего 37,5%, недопоставили 49,4% мяса птицы. Проверку провели. Список недобросовестных поставщиков составили, и оказалось, что проштрафившиеся фирмы еще в 2006 году отметились невыполнением условий контракта, но это не помешало им вновь выигрывать тендеры.

Удивление

Как оказалось, большинство предприятий понятия не имеют о том, что занесены в "черный список". По словам Натальи Деминой - заместителя директора ООО "Компания "Мясной двор", поставлявшего в прошлом году в красноярские госучреждения мясо и птицу, с госзаказом они справились и никаких недопоставок с их стороны не было. О том, что аудиторы Счетной палаты Красноярского края проводили проверку, в компании тоже не знали - никаких претензий к ним не поступало. В ООО "Региональный центр снабжения" уверяют, что тоже не в курсе дела и у них с поставками все в порядке. Только вот сказать, что и куда они обязаны были поставлять, отказались. Заявили, что будут разговаривать только с соответствующими органами. Что ж, ваше право.

Равнодушие

Удивительно, но руководители и директора интернатов и школ наблюдали за всем этим беспределом абсолютно спокойно.

- Они должны были бить во все колокола! - говорит Владислав Королев. - Я не понимаю, почему этого не произошло, не понимаю, почему ни в прокуратуру, ни к депутатам Законодательного собрания никто не пришел и не рассказал о том, что происходит! Неужели люди настолько очерствели, что их не интересует судьба воспитанников? Я не раз говорил и повторю еще: чужих детей не бывает! Мне стыдно за то, что такое происходит.

По словам директора одного из красноярских детских домов, продуктовой недостачи никто не заметил. Дети чувствуют себя прекрасно и прибавляют в весе. Либо ребятишкам из этого детского дома повезло с поставщиками, либо недоедание детей и впрямь никого не волнует.

Можно без конца говорить, что все в порядке, но есть цифры и факты, от которых никуда не денешься. Комитет по экономической политике еще в середине апреля предлагал Совету администрации края разобраться в ситуации. Однако депутаты оказались не в состоянии в экстренном порядке решать столь серьезную проблему.

- Представьте себе: приходит ученик сдавать экзамен, - рассуждает Владислав Королев, - тянет билет и говорит: "Я не готов". Что ему скажут? Перенесут ради него экзамен? Нет. Скажут: "Двойка, и свободен". Я считаю, что если народные избранники допускают детское недоедание, то надо освобождать кабинеты.

В своем обращении к губернатору Александру Хлопонину комитет по экономической политике попросил принять меры и не допустить ухудшения питания детей. Владислав Королев надеялся, что на ближайшей сессии Законодательного собрания края дело сдвинется с мертвой точки, однако обсуждение этого вопроса в повестку не внесли, зато сформировали рабочую группу из комитета по экономической политике и комитета по социальным вопросам. До следующей сессии, которая состоится 19 июня, чиновники обязаны разобраться в проблеме и придумать, как сделать так, чтобы наши дети больше не голодали.

Жесткость на дорогах

(Марк Захаров, "Вечерний Красноярск", 11.06.2008)

Виталий Бобров пообещал загнать дорожников в строгие рамки

Вице-мэр Красноярска Виталий Бобров в субботу вместе с коллегами из администрации Красноярского края проинспектировал ход выполнения дорожных работ в городе. По итогам чиновничьего рейда Бобров заявил, что власть намеревается ужесточить контроль за ходом дорожных работ в краевом центре. Мэрия уже вышла с предложением к краевой власти о создании закона, позволяющего ремонтировать и строить дороги лишь сертифицированным организациям.

На прошлой неделе делегация высоких чиновников проехалась по строящимся объектам Красноярска. Были все, кто отвечает за дороги, - ГИБДД, краевая администрация и, естественно, городская. Правда, сами руководители дорожных организаций присутствовали не везде. Так, на улице Киренского вице-мэру Виталию Боброву не понравилось, как дорожники проливают битумом асфальт во время ямочного ремонта. Вызвали начальника. Последний приехать не успел, так как делегация, высказав замечания, двинулась дальше.

Первым пунктом назначения чиновников стала улица Партизана Железняка. Сейчас здесь ведутся строительные работы. По словам заместителя начальника департамента по благоустройству администрации Красноярска Михаила Малыхина, работы на этом участке будут закончены уже до конца месяца. После этого останется доделать лишь парковочные места.

Виталий Бобров остался доволен проведенными работами, хотя и признал, что замечания, которые высказываются в прессе по отношению к дорожникам, во многом справедливы: "Некоторые объекты не выдержали испытания зимой".

На Партизана Железняка Бобров сделал практически историческое заявление: дабы повысить качество работ дорожников, власти планируют ужесточить приемку объектов. Правда, пока о том, как конкретно это будет делаться, Виталий Бобров рассказал лишь в общих чертах: "Мы будем ужесточать приемку работ. Для этого мы задействуем всех независимых экспертов". По его словам, такой подход позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств и улучшить качество дорог в Красноярске. Бобров пояснил и то, почему чиновники следят за качеством выполненных на дорогах работ только на заключительном этапе. Он отметил, что большая часть асфальта укладывается ночью, и потому контроль невозможен.

Кроме того, Виталий Бобров сообщил, что в крае готовятся серьезные изменения относительно проведения конкурсов по дорожным работам. Так, по его словам, городская администрация вышла с инициативой принятия краевого закона, допускающего к строительно-ремонтным работам на дорогах только сертифицированные организации. Актуальность закона, по мнению Боброва, обусловлена тем, что в федеральном законодательстве при проведении конкурсов по дорожным работам основным фактором является цена, а не качество. Для того чтобы изменить ситуацию и поднять качество работ, власти намереваются допускать к работам лишь те организации, которые прошли международную систему сертификации ISO-9001.

Вместе с тем такой подход может увеличить стоимость самих дорожных работ.

"Введение сертификации автоматически означает, что строительные организации должны использовать и сертифицированные материалы, которые, естественно, дороже материалов, используемых сегодня... В крае есть опыт подобной сертификации - несколько компаний уже работают по этим стандартам. Однако пока мы не можем выдвигать перед подрядчиками такие условия", - рассказал Виталий Бобров.

По его словам, если Законодательное собрание края положительно воспримет инициативу городской власти, то принятие нового документа стоит ожидать в следующем году. Виталий Бобров считает, что это не повлияет на конкурентоспособность местных дорожников по отношению к инорегиональным компаниям.

"Участвующие в сегодняшних конкурсах дорожно-строительные организации других регионов не выдерживают конкуренции с местными компаниями", - рассказал Бобров. После Партизана Железняка делегация отправилась на улицу Игарскую. Напомним, недавно компания "Агропромстрой" завершила перекладку асфальта на этом объекте. Компании пришлось потратить на доработку 250 млн рублей собственных средств. Чиновникам качество работ понравилось. Однако как все-таки покажет себя дорога в итоге, выяснится со временем, как и в случае с первоначальным вариантом.

Короткая остановка на улице Калинина, потом - Киренского и Ладо Кецховели. На последнем объекте Виталий Бобров пообещал, что в скором времени красноярцы не узнают "Ладушку". Довести город до неузнаваемости чиновникам позволит и еще один немаловажный аспект дорожного строительства - дорожные бордюры. По словам Боброва, сегодня в Красноярске треть всего бордюрного камня находится в неудовлетворительном состоянии.

- Железобетон, из которого делаются сейчас бордюры, не выдерживает условий эксплуатации. Большое количество машин наезжает на бордюры, и они разрушаются, - пояснил Виталий Бобров.

Для решения проблемы вице-мэр предложил использовать природный камень. Однако для этого потребуется выделение средств из краевого бюджета.

Иван Смолин: "Качество дорог волнует чиновников меньше всего"

(Марат Винский, "Красноярский комсомолец", 11.06.2008)

"Мы должны избавляться от "понятий" на дорогах"

Почему нынешним летом муниципалитеты вновь взялись за сданные в прошлом году дороги? Кто виноват и что делать? Чиновники не дают четких ответов на эти вопросы. Потому мы решили спросить у того, кто непосредственно сталкивается с дорожным беспределом, - водителя, представляющего интересы большинства. Председатель совета участников Красноярского регионального общественного движения автовладельцев (КРОДА) Иван Смолин считает, что проблема дорог кроется скорее не в асфальте, а в головах и в бумагах чиновников.

- Иван Викторович, сколько мы ни пытались добиться от чиновников, строителей ответа "почему у нас плохие дороги и кто в этом виноват", не получалось - никто даже друг на друга пальцем не показывал. Может, вы поможете разобраться?

- А вам никто не покажет и не расскажет. Ну в самом деле, как может чиновник, который в прошлом году с помпой открывал какую-нибудь развязку, сообщить, что деньги были просто-напросто закатаны в асфальт. Это же дорожное братство, солидарность... Один за всех, все за одного, и никто ни за что не отвечает.

- Так думает большая часть населения, видимо. А каковы доводы?

- И в самом деле, кто вам сказал, что дороги плохие? Может, в Красноярске они в сто раз лучше, чем в Иркутске или Абакане. Но тут все познается в сравнении. Мне приходится часто передвигаться на большие расстояния на авто и потому сравнивать легче. Вот недавно вернулся из Абакана. Последние лет десять дороги в Красноярске всегда были лучше, чем в Хакасии. Сегодня ситуация совершенно обратная. Дороги в Хакасии можно назвать изумительными по сравнению с нашими. Вы сами прокатитесь по М-54 в крае - это же ужас! Повторяю - все познается в сравнении. В 90-х годах японцы решили соотнести качество дорог в Хабаровске со своей отечественной классификацией, дабы понять, какую гарантию давать на авто. Учитывайте, что в прошлом году этот город опередил Красноярск во всероссийском конкурсе по благоустройству. Так вот, японцы обнаружили, что в Хабаровске вообще нет дорог первой категории, второй категории - трехкилометровый участок перед администрацией, третьей - одна-две улицы, с десяток - четвертой категории. Остальное... бездорожье. Вы думаете, у нас лучше?

- Так может быть, там, где лучше, финансирование больше?

- Не уверен. У нас ведь тоже есть финансирование, но куда уходят деньги? В прошлом году несколько миллиардов рублей было направлено на капитальный ремонт. Однако уже в этом году приходится переделывать. По сути, единственная в городе отличная дорога - это недавно построенная гоночная трасса.

- А кто в виноват - некачественные материалы, строители?

- На мой взгляд, прежде всего виноваты контролирующие органы, те, кто принимает дорогу к эксплуатации. Возьмем того же водителя. Едет, попал в яму. Поругался на строителей. Ну и что? Некоторые звонят в нашу организацию - сообщают. Мы им говорим: напишите заявление в мэрию. Ведь мы с нашим-то штатом не успеем зафиксировать каждую яму. Автовладельцы разводят руками - нет времени. А время на замену пробитых колес и убитой подвески есть? Может, это менталитет такой сибирский, мол, не по понятиям это - стучать на ближнего. Думаю, нам всем необходимо избавляться от "понятий" на дороге.

- Кстати, строители заявляют, что они не переделывают, а продолжают начатое...

- Это сказки для очень наивных людей.

- Может быть, есть возможность останавливать недобросовестных подрядчиков на конкурсном этапе?

- В идеале так и должно быть. Однако такого не происходит. К сожалению, совковый подход к дорожному строительству заметен и здесь. Причем корень проблемы, на мой взгляд, кроется в федеральном законодательстве. Вот смотрите: перед каждой работой должен быть проведен конкурс. Это правильно. Но... Простейший пример - дорожная разметка. Она должна быть, она помогает начинающим придерживаться правильной траектории движения, помогает справиться с пробками. Что делается в Красноярске? После нанесения разметки на оживленных улицах она начинает стираться буквально через полмесяца. В последнем конкурсе, который проводился в городе, участвовала всего одна организация - ГосМЭП. Что, больше некому? Даже я, непрофессионал, знаю в Красноярске как минимум еще две организации, которые могут провести эту работу. А ведь конкурс предполагает наличие борьбы между несколькими участниками. Но эти вопросы нужно задавать уже устроителям конкурса. Дальше еще интереснее. По условиям конкурса, гарантия на работу составляет три месяца. Иными словами, по прошествии этого периода нужно вновь проводить конкурс. Суммы, подчеркиваю, немаленькие - около 17 миллионов рублей. Учитывайте, что до конца гарантийного срока эта разметка не доживает.

- Так что же делать - машин у нас много, вот и стирается быстро?

- Это конечно, верно. Однако существуют технологии, которые позволяют существенно продлить срок эксплуатации разметки. Я специально выяснял, какие виды разметки бывают. Оказывается, в Красноярске используют обычную краску. Такая стирается через три месяца, а если красили в дождь - то через полмесяца. Специальная полимерная разметка служит намного дольше - до полугода. У нас ее не используют. Видимо, пугает цена - в два с половиной раза выше цены обычной краски. А если посчитать, что выгоднее: один раз вложиться или часто отдавать понемногу за некачественный материал?

- Но цена является определяющим критерием при проведении конкурса. Чиновники сетуют на федеральное законодательство.

- Это верно, заявка оценивается по нескольким параметрам - цена, качество, материалы и так далее. В совокупности качество составляет всего пять процентов от общего объема требований.

- Но ведь в таком случае претензии мы должны предъявлять на самый верх - в Госдуму?

- Должны, и предъявляем. Но местные чиновники, а именно агентство Госзаказа или департамент в мэрии, могут и должны разрабатывать дополнительные критерии к конкурсам. Почему этого не делается? Ведь при минимальной цене мы получаем и минимальное качество. Такие же критерии, кстати, применяются не только к краске, но и вообще к ремонту и строительству дорог.

- Цена - определяющий критерий, потому что качество должно соответствовать определенным нормам?

- Так-то оно так. Это на бумаге. И это вранье. Поясню. Вот есть ГОСТ по дорогам. Цитата оттуда: "Не допускается отклонение верха головки рельса трамвайных или железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно покрытия более чем на 2 сантиметра". Вы по Предмостной площади ездите? Там два сантиметра? Существенно больше. Вот и все качество по умолчанию. Я понимаю, что мы говорим о старой дороге. Но по тому же ГОСТу после обнаружения недостатков на дорожном покрытии они должны быть устранены в течение не более двух дней. Их устраняют за два дня? Иные ямы годами растут и растут.

- Кто должен проверять дорожников?

- Выходит, что мы с вами. Недавно на форуме автомобильного сайта Красноярска один из посетителей рассказал, как поругался с бригадиром дорожников, которые работали на Северо-Енисейской. Рабочие просто бросали асфальт в лужу - ямочный ремонт. Я уж не говорю о заливке битумом, которую там никто не проводил. Поругался и поехал - еще бы лучше было, если написал бы заявление в администрацию района. А где те контролирующие органы, которые должны проверять ход работ на всех этапах? И пока такие организации, как "Сибагропромстрой", которые выполняли работу на улице Игарская, будут допускаться к конкурсам, ничего не изменится. Вы вспомните, асфальт там продержался всего полгода при гарантийном сроке в два. Конечно, они переделали за свой счет, но изменит ли это ситуацию? При этом вешать всех собак на дорожников тоже было бы неправильно. Нельзя снимать вину и с администрации. Ну зачем было гнать строителей - чтобы перед самой зимой с помпой открыть эту развязку "мирового уровня"? Наверняка при такой скорости пострадали и технологии - положили меньший слой асфальта. А что такое недостаток слоя в один сантиметр на участке такой протяженности, как Игарская? Это несколько миллионов рублей. Я думаю, на объектах такой степени важности, к коим относится Игарская, должно быть круглосуточное наблюдение. Посадите чиновника, поставьте камеру, в конце концов. Это наверняка обойдется дешевле.

- Может, составить некий "черный список"?

- В том то и дело, что как бы плохо дорожная организация региона ни выполняла работы, она не попадет в этот список. А ведь он есть в природе. Например, на федеральном сайте госзакупки публикуется список недобросовестных поставщиков среди дорожников. Тут собраны организации со всей России. Ни одного красноярца там нет. У нас все "идеальные".

- Почему?

- Когда мы говорили с представителями департамента дорожного строительства города, я им задал такой же вопрос. Мне ответили: наших и так мало. Мол, это может отпугнуть подрядчиков. Что, они обидятся и уйдут? Вы накажите одного - самого злостного, - отлучите его от работ, и тогда остальные поймут, что, оказывается, не ко всему в этой жизни можно относиться спустя рукава. У меня несколько вариантов такого поведения чиновников: в дорожных организациях сидят родственники бюрократов из администраций; чемоданчики с деньгами; некомпетентность самих чиновников. Какой вариант выбрать? Сейчас сложно сказать. Но в том, что какой-то из них верен, я не сомневаюсь. Ну почему у нас участвуют одни и те же организации в конкурсах? Почему все они красноярские? Что, в регионе нет других, более надежных строительных фирм? Есть. Почему администрация края и города не приглашает на конкурсы их? Ведь можно же выйти на уровень всей страны, объявить конкурс, дать информацию соседям. Давайте рекламировать край - направлять приглашения в другие регионы. Ограничиваться только сайтами и списком планируемых работ - это не дело. Ведь компания "Илан", например, участвует в конкурсах других регионов и выигрывает. И она славится отменным качеством своих работ. Но отчего-то там ее принимают, а в городе она делает совсем немного.

- Как у нас обстоят дела с безопасностью на дорогах?

- Все в этом мире взаимосвязано. Если у нас полный бардак с ремонтом и строительством дорог, то и безопасность не может быть на высоком уровне. Но все-таки кое-что можно сделать и при существующем покрытии. Вот так называемые дирениаторы (в народе их называют трещотки на разделительной полосе), которые установили на Копылова... Ведь аварий-то не стало. Значит, могут, когда захотят. Но почему бы не установить такие штуки на Семафорной? Дорого? Но ведь если их установить, не потребуется разметки, будет меньше ДТП, меньше человеческих жертв. С точки зрения экономики посчитайте. Вложитесь сейчас. Да, дорого. Но в долговременной перспективе эффект может оказаться более значимым и принесет большие прибыли. Причем выразится это не только в денежном эквиваленте. Я считаю, что основная проблема наших дорог - это старинные технологии, новые не хотят внедрять.

- Но вроде бы внедряют?

- Нет. В современном мире уже давно используется технология сборных бетонных площадок. Вначале каменный слой, затем большие бетонные плиты. После этого протягиваются тросы, закрепляется следующий блок. И уж затем асфальт. На таких гибких стяжках строится вся Америка. А ведь при нашем климате при таком подходе и асфальт будет меньше играть, проваливаться. Почему не применяется? Да, дороже - раза в три. Но это если судить по себестоимости. А если учесть, что срок службы таких дорог без ремонта пять-семь лет, то стоимость снижается в пять раз! Так что выгоднее, господа дорожники? По старинке мы так и будем продолжать латать дырки на дороге. Наверное, выгоднее осваивать миллиарды. Ведь если сделаешь хорошо, то в следующем будет нечего осваивать.

- Но разве плохо, что выделяются деньги?

- Конечно же, хорошо. Плохо то, что они выделяются без ума. Они попросту выбрасываются на ветер. Простейшая ситуация. Вот объявили о выделенных миллиардах. Но ведь начало строительства дорог автоматически обозначает возрастающую в разы потребность в асфальте, бетоне. Всем известно, что сейчас в регионе есть дефицит бетона. А это означает повышение стоимости материалов. При выплеске на рынок больших сумм начинается инфляция. Это очевидно и понятно. Даже если представить себе такую гипотетическую картину - что, если выделить на строительство всех дорог большую сумму? Так, чтобы сразу и все, и везде? Да у нас просто-напросто материалов не хватит, и мы потеряем больше за счет инфляции. Ну и тем более банальная чиновничья тяга к деньгам. Любой руководитель знает, как из ста миллионов спрятать десяток-другой. Это просто.

- Проблема еще и в сроках выделения средств?

- Естественно. С нашими сибирскими условиями в прошлом году тендеры начали проводиться чуть ли не в августе. Работы - в сентябре-октябре. Тут уж и дожди, и работы проводить по сути нельзя по объективным технологическим причинам. Вопрос: кто и чем думал, когда выделял или просил эти средства? Учитывайте, что даже если работы закончатся в сентябре до сезона дождей, дороге необходимо устояться. При наших технологиях всегда обнаруживаются какие-то недочеты. А исправлять их все равно придется в следующем году.

- Какую оценку вы можете дать красноярским дорогам?

- По сравнению с другими сибирскими регионами - "три". А по тому, как они должны выглядеть в идеале, - отрицательная оценка.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
04.12.16
Церковь Ломоносова после реставрации покрывается плесенью
NB!
04.12.16
Власти Сирии за неделю амнистировали 2,5 тысячи боевиков
NB!
04.12.16
Путин: однополярный мир не утвердился
NB!
04.12.16
Блеф-патриотизм и научные игры министерства культуры
NB!
04.12.16
МВД Украины: под Киевом полицейские перестреляли друг друга по ошибке
NB!
04.12.16
Путин: Примаков предупреждал о негативных последствиях «арабской весны»
NB!
04.12.16
«Кандидат Кремля» хочет похоронить Приднестровье и изгнать Россию
NB!
04.12.16
Нагорный Карабах в паутине публичной дипломатии и закулисья
NB!
04.12.16
Япония признала Курилы советскими (российскими) ещё в 1945 и 1956 годах
NB!
04.12.16
Путин: Трамп — умный человек и быстро осознает новый уровень отвественности
NB!
04.12.16
Голая жизнь арт-мессии Павленского
NB!
04.12.16
«Второй Жешув»: поляки отстояли легендарный советский танк Т-34
NB!
04.12.16
«Золото Балтики»: тайна Янтарной комнаты не так велика
NB!
04.12.16
Нефтегазовый шанс России. Взгляд из будущего
NB!
04.12.16
Глава Пентагона: США не хотят видеть в России врага
NB!
04.12.16
Эрдоган предложил Путину осуществлять расчеты в национальных валютах
NB!
04.12.16
WP: «Умеренная сирийская оппозиция» может объединиться с «Аль-Каидой»
NB!
04.12.16
Рауль Кастро: На Кубе не будет бюстов и памятников Фиделю
NB!
04.12.16
Траурный митинг памяти Фиделя Кастро проходит в Сантьяго-де-Куба
NB!
04.12.16
Оргкомитет может перенести конкурс «Евровидение 2017» в Россию
NB!
04.12.16
WP: Дональд Трамп — плохой дипломат
NB!
04.12.16
Голодомор для «тунеядцев и паразитов»