Для эффективного развития отношений между Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китая и Западной Сибирью необходимо решить вопрос о строительстве прямой автомобильной и железной дороги через российско-китайский участок границы, расположенный в Республике Алтай. Об этом, как сообщает корреспондент ИА REGNUM, сегодня, 10 июня, заявил в Урумчи председатель народного правительства СУАР Нур Бакри на встрече с участниками X заседания российско-китайского координационного совета по приграничному сотрудничеству.

Нур Бакри отметил, что в настоящее время товарооборот между Синьцзяном и Россией осуществляется через Казахстан, что не способствует его росту и дальнейшему развитию отношений. Губернатор СУАР дал понять, что считает вопрос строительства дороги ключевым в развитии отношений Сибири и Синьцзяна.

Руководитель российской делегации на заседании координационного совета по приграничному сотрудничеству, вице-губернатор Алтайского края Борис Ларин в беседе с Бакри отметил, что проект строительства такой дороги действительно существует, однако вызывает много вопросов. В первую очередь решение о дальнейшей судьбе этого проекта компетентно принимать только правительство России, а не субъекты федерации.

Серьезное препятствие в реализации этого проекта может оказать его большая стоимость, а также то обстоятельство, что проектируемая дорога пройдет по территориям, имеющим большую историческую и экологическую ценность. "Тем не менее мы понимаем, что проблему с транспортным коридором между Западной Сибирью и Синьцзяном нужно решать, и завтра, на заседании координационного совета по приграничному сотрудничеству, будем говорить об этом", - сказал Борис Ларин.

Синьцзян-Уйгурский автономный район расположен на северо-западе Китая. Имеет сухопутную границу протяженностью 5 600 км с восьмью государствами: Монголией, Россией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Афганистаном, а также Северными территориями индийского штата Джамму и Кашмир, контролируемыми Пакистаном.

В России СУАР граничит с Республикой Алтай - здесь расположен самый западный отрезок российско-китайской границы протяженностью около 55 км. Граница проходит по горным хребтам высотой от 3 до 4 тыс. метров над уровнем моря. В конце 90-х годов возник проект строительства на этом участке через перевал Канас автомобильной дороги.

Однако этот проект не нашел понимания у жителей Республики Алтай и ряда общественных деятелей, а также у экологических организаций. В результате власти объявили о том, что вопрос строительства дороги более не рассматривается. В то же время именно по этому маршруту планируется строительство газопровода "Алтай", по которому газ из месторождений Западной Сибири будет поступать в Северо-Западный Китай.