Итоги неформального саммита СНГ следует рассматривать с двух точек зрения, заявил 6 июня корреспонденту ИА REGNUM старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Иван Данилин.

По мнению эксперта, если брать двусторонние отношения по двум наиболее болезненным для России линиям - международно-политической (отношения с Грузией и Украиной) и энергетической (отношения с Грузией, Азербайджаном и частично, опять же, с Украиной), то выяснится, что эти итоги тесно взаимосвязаны и по ряду моментов совпадают. В тоже время, по мнению эксперта, саммит не принёс никаких сенсаций, и все сделанные заявления следуют в русле уже существующей политики.

"Если говорить об Украине и ситуации с её энергетикой, то российские заявления о существенном росте цены на газ для Киева напрямую связаны с указом Виктора Ющенко от 20 мая о необходимости подготовки законопроекта по поводу вывода Черноморского флота к 2017 году, невозобновлении соответствующих договоров с РФ, и, что, кстати, прошло практически не замеченным для российских обозревателей - оценки экологического ущерба, которое нанесло пребывание российского флота на Украине. То есть налицо некий задел для возможных финансовых претензий к России. В этом смысле никаких сюрпризов не было: Россия устами Дмитрия Медведева даёт понять Киеву, что чем больше он будет сближаться с НАТО и проводить курс на сокращение политического диалога с Москвой, тем более жёсткие условия будут выставляться ему в экономике. Россия может пойти по плавному пути, который подразумевает адаптацию Украины к мировым ценам на газ, а может и по более жёсткому. Как можно понять, именно такой сценарий пока что и реализуется. Хотя для этого есть и вполне объективные условия - прежде всего, конечно же, повышение цен на среднеазиатский газ", - отмечает Данилин.

"Что же касается Туркмении, то здесь наблюдается та же динамика, что и раньше. Все заявления Гурбангулы Бердымухаммедова о стратегическом партнёрстве с Москвой можно перевести только как продолжающуюся игру России, США и ЕС за энергетические ресурсы Туркмении. В контексте зачастивших в Ашхабад представителей иностранных внерегиональных структур, дипломатов ЕС и США и сотрудников транснациональных корпораций, Бердымухаммедов теперь делает жест в сторону России, давая понять, что теперь настала очередь Москвы делать какие-либо заманчивые предложения Туркмении, чтобы та могла выбрать себе оптимальные возможности для переговоров. Никаких более серьёзных заявлений Ашхабад не сделает, и не стоит воспринимать эти красивые восточные ходы Туркмении как проявление какой-то реальной серьёзной стратегической оси с Россией", - считает политолог.

"Что касается Азербайджана, то после периода охлаждения, неактивного и вялого партнёрства, Москва, видимо, хочет укрепить отношения с Баку. Азербайджан становится ключевой транзитной страной для транспортировки газа и нефти из Средней Азии помимо России. Проекты транспортировки нефти из Актау и других портов Казахстана в Баку и далее в нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан планируется запустить к 2012 году; позже, возможно, будут созданы и системы транспортировки газа - тоже в обход России. В этом контексте очевидно, что Москва хочет установить диалог с Баку, чтобы если и не контролировать процесс, то, по крайней мере, иметь о нём представление, и, возможно, влиять на него. Помимо всего прочего, здесь присутствует и прямая логика двусторонних отношений, потому что, конечно, такой неактивный и неэффективный диалог, который наблюдается между Москвой и Баку сейчас, не соответствует ни торгово-экономическим, ни политическим интересам сторон. Россия добивается этим только того, что возможности влияния на позицию Баку теряются. Возможно, определённым стимулом к стремлению интенсифицировать контакты стали недавние сложности с поставкой оборудования на атомную станцию в Бушере. Как известно, азербайджанская сторона в конце марта задержала его на своих границах, и потребовались серьёзные дипломатические усилия Москвы и Тегерана для того, чтобы вопрос был решён. Может быть, в контексте этой ситуации Россия решила немного активизировать азербайджанское направление своей политики, чтобы в дальнейшем иметь возможность более позитивного диалога с Баку и воздействия на его позицию", - отмечает Иван Данилин.

Напомним, 6 июня в Санкт-Петербурге в рамках XII Международного экономического форума состоялся неформальный саммит лидеров стран СНГ.