Оппозиция о реалиях многовекторной политики

На страницах газеты "Форум" сопредседатель ФНЕА Астамур Тания характеризует пресс-конференцию президента Абхазии Сергея Багапш информагентству "Интерфакс" от 21 мая 2008 года как оставляющую достаточно противоречивое впечатление. По словам А. Тания, удивляет достаточно либеральное отношение президента к участию жителей Галского района в выборах в грузинский парламент. А. Тания ссылается при этом на цитату президента. "Ну, поехал автобус или два автобуса, поехали проголосовать - это что, изменит политический расклад в Грузии?", "никто никому ничего не запрещает". А. Тания приводит еще одну цитату С. Багапша, в которой президент отмечает, что жители Галского района "живут в Абхазии и, соответственно, голосовали за президента Абхазии и парламент Абхазии". "Они живут в нашей республике, когда они будут жить в Грузии, тогда и будут голосовать и участвовать в выборах в грузинский парламент". Как известно, пишет А. Тания, жители Галского района активно пользуются этим правом, видимо, полагая, что Абхазия - это Грузия. "Поэтому Багапш вряд ли может гарантировать, что на выборах президента и парламента Абхазии не голосовал тот же электорат из Галского района, который избирал президента Грузии Саакашвили и депутатов грузинского парламента".

Как видно из слов Багпаша, пишет А. Тания, он считает, что Абхазия сохраняет свои связи с Грузией. "Что будет делать Абхазия, если Грузия вступит в НАТО? Ничего делать не будет. Хоть завтра пусть вступают. Абсолютно не беспокоит вопрос этот, абсолютно, поверьте", - сказал С. Багпаш. "Это еще больше, раз и навсегда, остановит все, что связывает две республики, две страны. Больше ничего", - сказал президент Абхазии. Между тем, пишет А. Тания, как известно, официальная позиция Абхазии, озвучиваемая на протяжении всех послевоенных лет, заключается в том, что у Абхазии нет государственно-правовых связей с Грузией. "Что касается перспективы вступления Грузии в НАТО, то вряд ли она может быть столь безразлична для Абхазии. Во-первых, эта возможность рассматривается нашим единственным стратегическим союзником - Россией - как серьезная угроза интересам ее национальной безопасности. Во-вторых, вряд ли стоит надеяться, что, принимая Грузию в число своих членов, Североатлантический Альянс признает независимость Абхазии. Таким образом, после вступления Грузии в НАТО Абхазия окажется на острие геополитического противостояния между США и Россией. Поэтому этот вопрос не может "абсолютно не беспокоить" Абхазию", - считает А. Тания.

"С 2006 г. Абхазия официально заявила о приостановлении своего участия в переговорах до восстановления статус-кво в Кодорском ущелье. Однако в мае эти переговоры неожиданно возобновились, причем при содействии заместителя помощника Госсекретаря США Мэтью Брайзы. Как следует из заявлений президента Абхазии, в ходе двухдневного визита в Сухум Ираклия Аласания были выработаны некие предложения, которые направили в Тбилиси", - отмечает А. Тания. При этом, продолжает А. Тания, в Москве Багапш заявил, что "не нужно вмешивать в переговорный процесс и события между Грузией и Абхазией Российскую Федерацию". "Он отметил, что на это было обращено внимание как грузинской стороны, так и представителей США. Это заявление может восприниматься, как согласие абхазской стороны изменить формат переговоров и вести их напрямую с Грузией без российского сотрудничества. Но гораздо больше об этом говорит сам факт встречи руководителей Абхазии с И. Аласания. Кроме того, на пресс-конференции в "Интерфаксе" президент подчеркнул, что "переговорный процесс и контакты с некоторыми политиками Грузии есть". Вместе с тем, по его словам, " к большому сожалению", в Грузии существуют две политические группы - "ястребы" и политики, которые "на самом деле мыслят по-государственному и четко понимают, что без переговорного процесса не будет продвижения вперед".

В Грузии, отмечает А. Тания, видимо, с удовлетворением восприняли контакты с руководством Абхазии, так как они вписываются в стратегию, направленную на минимизацию роли России в переговорах. "Очевидно, что и Грузия, и ее западные партнеры прекрасно понимают, что достижение договоренностей с Абхазией или даже создание видимости такой возможности может стать серьезной заявкой для осеннего саммита НАТО, на котором будут рассматриваться вопросы интеграции в Альянс Грузии и Украины".

Не исключено, пишет А. Тания, что и Багапш действует в духе официально провозглашенной им многовекторной политики, идея которой проходит красной нитью в последнем ежегодном послании Президента Парламенту. "Получив от России выход из режима санкций, документ об официальном сотрудничестве на правительственном уровне, гарантии военной безопасности и иные преференции, руководство Абхазии, возможно, решило сыграть на интересах Грузии и западных государств. Однако такая игра, если она ведется, только на первый взгляд может показаться остроумной. На деле же она не соответствует реальным политическим, экономическим и военным возможностям Абхазии и может нанести ущерб поступательно развивающимся союзническим отношениям Абхазии с Россией. Вряд ли Москва будет готова пойти на признание Абхазии, не имея твердых гарантий того, что Абхазия останется в орбите ее военного и политического влияния"-, резюмировал А. Тания ("Форум")

"Дипломатический десант" не смог реанимировать переговорный процесс

Пятнадцать послов из стран Евросоюза не смогли реанимировать грузино-абхазский переговорный процесс. Об этом пишет "Чегемская правда". "Это - первый визит такого масштаба. Последние инциденты, произошедшие здесь, вызывают опасения, что и побудило международное сообщество поближе ознакомиться с проблемой. ЕС готов помочь сторонам приблизиться к урегулированию", - заявил посол Франции в Грузии, руководитель делегации Эрик Фурнье, озвучивая цель визита. Делегацию Евросоюза, пишет "Чегемская правда", прежде всего, интересовала позиция руководства Абхазии по возможности возобновлении грузино-абхазского переговорного процесса, операции по поддержанию мира в зоне конфликта. Их интерес вызывали социально-экономические вопросы, ситуация в области образования и здравоохранения. Президент Абхазии, как сообщает газета, в очередной раз подтвердил четкую позицию абхазской стороны по поводу переговорного процесса, а именно то, что процесс может быть реанимирован только тогда, когда будет восстановлена ситуация статус-кво в верхней части Кодорского ущелья, предполагающая вывод оттуда грузинских военизированных и иных формирований; а также при готовности грузинской стороны к подписанию при международных гарантиях соглашения о невозобновлении военных действий и урегулировании спорных вопросов мирными средствами. Абхазия предлагает ввести в верхнюю часть Кодорского ущелья международные мониторинговые силы и КСПМ для стабилизации и контроля ситуации в данном регионе. По убеждению абхазской стороны, лишь эти меры способны разрядить обстановку и подготовить почву для возобновления переговорного процесса. Сергей Багапш, как отмечает газета, подчеркнул, что абхазская сторона и впредь будет предпринимать все меры по предотвращению несанкционированных полетов любых летательных аппаратов в воздушном пространстве страны. Кроме того, Абхазия вновь подтвердила свою приверженность существующему формату миротворческой операции: Абхазия против замены российских миротворцев какими бы то ни было силами других стран. Более того, как сообщает газета, президент счел неуместным обсуждение данного вопроса.

Относительно полетов грузинских беспилотных аппаратов над Зоной безопасности, руководитель делегации Эрик Фурнье, заметил, что это не является нарушением Московского соглашения, поскольку "когда было подписано Московское соглашение о прекращении огня и разъединении сил (14 мая 1994), беспилотные самолеты не существовали".

"В общем послы Евросоюза, с дипломатической выдержкой выслушав во многом неудобную и неугодную для себя позицию абхазского руководства, все же выразили благодарность руководству Абхазии за откровенный обмен мнениями, но при этом выразили сожаление, что основная цель миссии, в общем-то потерпела фиаско", - отмечает "Чегемская правда".

"В ходе встречи руководства Абхазии с делегацией Евросоюза никаких договоренностей не достигнуто. Это случай, когда не договариваются о каких-то вещах в течение двух отведенных на переговоры часов. Многие из нашей делегации впервые в Абхазии, и мы с большим интересом выслушали все, что сказал президент и его коллеги", - подвел итоги переговоров Эрик Фурнье, выразив при этом надежду на лучшие результаты при второй встрече, которой они, послы, "с нетерпением будут ждать". Комментируя итог встречи, секретарь Совета безопасности Абхазии Станислав Лакоба отметил, что "чувствуется, что в подходах Евросоюза к грузино-абхазскому конфликту наметились определенные изменения. Судя по тем вопросам, которые ставились и оценкам, которые сегодня давались, можно сделать вывод об определенных изменениях в подходах к разрешению конфликта со стороны стран ЕС. Вполне возможно, что и акценты в отношении Грузии могут быть смещены. Определенная перспектива вырисовывается. Перемены неизбежны, и Грузии придется считаться с тем, что Абхазия будет все больше и больше заявлять о себе, Ии возможно наладится определенное сотрудничество Абхазии с Евросоюзом" ("Чегемская правда").

Олимпийские потребности и абхазские возможности

В середине мая президент Абхазии Сергей Багапш и губернатор Краснодарского края Александр Ткачев подписали соглашение о сотрудничестве между Абхазией и Краснодарским краем. В соглашении отражено, что конкретно может сделать Абхазия для строительства олимпийских объектов в Сочи. Судя по всему, непризнанная республика оказалась у дел только благодаря предстоящей Олимпиаде. Об этом пишет "Нужная газета". "Первым шагом было снятие в марте 2008 года режима запрета на осуществление торгово-экономических, финансовых, транспортных и прочих связей с Абхазией по государственной линии. После чего глава Министерства регионального развития Козак заявлял, что российские власти не видят препятствий для закупки стройматериалов и найма рабочей силы в Абхазии для строительства олимпийских объектов".

"Потребуется 100 млн. тонн инертных материалов - песка, гравия и другого. В ближайшие два-три месяца начнется поставка инертных материалов", - цитирует Ткачева газета, задавая при этом вопросы - "100 млн. тонн инертных материалов - это много или мало для Абхазии? Каким образом скажется "выгреб инертных материалов" на реках и прибрежной полосе? Не нанесет ли олимпийский бизнес вред нашей экологии?" - абхазским специалистам.

Отвечая на вопросы "Нужной газеты", начальник Государственной экологической службы Роман Дбар отметил: "Я не вправе комментировать президентские соглашения. Когда разработают конкретные проекты, станет ясно, какой вид материала и из каких рек возьмут". При этом экономист Беслан Барателия склонен считать, что "высокая прибыль от вывоза инертных материалов посодействует игнорированию мнения экологов".

Переброска инертного материала, пишет газета, необходима для свободного выхода реки в море и предупреждения паводков. "Но то, что ждет наши реки в ближайшие два-три месяца называется "выгребом инертного материала". А реки обеспечивают формирование пляжных полос за счет выноса того самого инертного материала. Объем выбираемого материала строго связан с возможностями реки. Хочется спросить, а не обмелеют ли наши пляжи и не оскудеет ли так необходимый нам курортный бизнес". Министр по налогам и сборам Вахтанг Пипия отвечает: "Сегодня власти достаточно патриотичны в этом вопросе. Наш народ должен быть спокоен, первое заключение дают экологи".

"Поставка инертных материалов - хорошо это или плохо? Можно хорошее дело испортить и плохое сделать хорошо", - говорит Б. Барателия. Ткачев считает, что это сотрудничество взаимовыгодно, и может внести ощутимый вклад в подъем экономики Абхазии, увеличение ее бюджета, создание новых рабочих мест. Однако газета, судя по тому, что на всех стройках работают только приезжие рабочие - гасторбайтеры, с уверенностью прогнозирует заметное увеличение их количества в Абхазии. "Увеличится это количество еще и оттого, что строители олимпийских объектов будут жить у нас. Об этом говорилось в официальном заявлении мэра Сочи. Речь шла о 150 тыс. человек".

Беслан Барателия считает, что "во всем этом существует опасность. Хищническое отношение к ресурсам может привести к непоправимому". У министра по налогам и сборам иное мнение: "Все определит правительство. И наши реки и экология от этого не пострадают. Я надеюсь на это". "Вспомнит ли кто-нибудь мнение наших экологов, если Россия скажет "надо"? Все зависит от олимпийских потребностей РФ", - считает Б. Барателия ("Нужная газета").

Ахра Бжания: "Государство - это система ценностей"

В интервью "Новому Дню" президент Гильдии журналистов и публицистов Ахра Бжания оценил внутриполитическую ситуацию в Абхазии как предвыборную. "Такое ощущение, что главные политические силы, будь то со стороны власти или оппозиции, как бы перешагнули ту черту, за которой идет простая дискуссия. Ничего плохого, естественно, в этом нет. Это - просто черта, за которой начинается другая реальность - действий, мероприятий, программных заявлений, в общем, линия поведения, которой характеризуется предвыборная кампания". При этом, как полагает Ахра Бжания, пресса - оппозиционная или независимая, сегодня приняла достаточно объективную позицию. "Люди видят все, и они не могут сами себя обманывать, каких бы взглядов они придерживались, скажем, пять или шесть лет назад. Поэтому позиция прессы достаточно критическая, причем практически всего ее ряда, если не считать каких-то проправительственных изданий и АГТРК".

Говоря об анонсировавшихся в предвыборный период постулатах, Бжания подчеркнул отсутствие их реального воплощения. "Тут имеется в виду экономика, сфера гражданского согласия, образование, социальные программы, не говоря уже о каких-либо серьезных и масштабных национальных проектах". Ахра Бжания критически оценивает нынешнее экономическое состояние. "Во-первых, какой-то глубоко продуманной и обоснованной экономической программы нет. Наш вектор экономический (если его так можно назвать вообще) - это анархия, которая приводит к страшному дисбалансу в обществе". Среди очевидных проблем А. Бжания выделяет коррупцию. "Коррупция насквозь проела наше общество. Коррупция разъедает не только экономически, но она разъедает морально-нравственные основы общества. Самое страшное не то, что коррупция есть. Страшно другое, что она перестает быть общественным злом. Брать взятки, пользуясь доступом к управленческим ресурсам, лоббировать какие-то проекты, потом участвовать в этих проектах на долевых началах и прочее, стало нормой".

"Любое государство - это система ценностей. Но когда в основу этих ценностей начинают закладываться вещи, которые не вписываются в государствообразующую концепцию, когда какие-то люди, какая-то группа людей играли сомнительную в этом роль, а их начинают выдвигать в качестве идеологических лидеров, образцов, примеров и т.д. - это уже наносит вред государству, вымывает из-под него те основания, те опоры, на которых оно стоит". А. Бжания говорит об отсутствии каких-то серьезных свершений новой власти. "Какие-то заявления и декларация были вначале. Но сегодня ни на законодательном, ни на экономическом, ни на военно-политическом, ни на геополитическом уровне не вижу серьезных достижений, могущих заметно повлиять на внутреннее положение и международную перспективу нашего государства. Даже ту тему, которая постоянно разыгрывается в качестве выигрышной, т.е. тему признания, тоже никак не могу отнести к заслугам нынешней власти. Изначальные основы для этого, все еще достаточно абстрактного, признания были заложены и ни этой, и ни предыдущей властью. Они были заложены целым веком, целой эпохой национально-освободительной борьбы" ("Новый день").

"Аруаа" призывает власть к ответственности

28 мая представители общественной организации "Аруаа" провели брифинг, посвященный итогам встречи с премьер-министром Абхазии Александром Анкваб. Поводом для встречи стал инцидент, произошедший 23 мая, когда представителям "Аруаа" директора школ не позволили поздравить выпускников с "последним звонком". Об этом пишет "Нужная газета". По словам ветерана войны Тимура Нодарая, "состоялся достаточно деловой и принципиальный разговор", во время которого представители ветеранской организации выразили свое отношение к факту блокирования их общественной деятельности со стороны руководства страны. "Общественная организация "Аруаа" не приемлет такую форму отношения. Если это действительно не является идеологией власти, а самовольное решение министра, то, естественно, она должна нести ответственность. Если это не так, то ответственность должны нести те, кто имеет к этому отношение", - добавил Даур Ачугба.

"Вы не думайте, что мы эту ситуацию обостряем, накаляем, утрируем, но я считаю, что этот случай беспрецедентный. Вы помните, мы неоднократно в своих заявлениях, выступлениях утверждали, что в Абхазии наступили тяжелые времена, когда судят участников национально-освободительного движения, в скором будущем начнут судить участников войны, доказательством служит этот инцидент", - сказал Вадим Смыр ("Нужная газета")

Ученическая аудитория - не место для политических мероприятий

"Ученическая аудитория - это не место для политических мероприятий в какой бы то ни было форме". Об этом заявил вице-премьер Леонид Лакербая по поводу конфликта между министром образования Индирой Вардания и организацией ветеранов "Аруаа", пишет "Республика Абхазия" со ссылкой на Апсныпресс.

"Скажу сразу, ни о каком запрете посещения школ речь не шла, и идти не могла. Что же касается конкретной ситуации, должен заявить следующее: действия министра были согласованы со мной как вице-премьером, курирующим систему образования. Я считал и считаю, что ученическая аудитория - это не место для политических мероприятий в какой бы то ни было форме. Никто не возражает против благотворительности, оказания помощи школам, подарков учебным заведениям. Но награждение грамотами за хорошую успеваемость - это прерогатива самих структур образования", - заявил вице-премьер.

Говоря о своем отношении к сотрудничеству "Аруаа" с университетом (АГУ) и его руководством, Л. Лакербая отметил: "Студенты - это одна из самых активных частей общества, и они не могут быть изолированы от политических процессов в стране. Более того, они обладают избирательным правом, сами являются членами различных общественных и политических организаций. И мне, как бывшему оппозиционеру, остается только позавидовать тем изменениям, которые произошли в руководстве АГУ по отношению к различным политическим организациям, в особенности, оппозиционным. Я ведь прекрасно помню времена, когда ректор А. Гварамия, ссылаясь на устав университета, не пускал ОПД "Айтайра" на порог АГУ" ("Республика Абхазия").